Урок музыки "Цикл произведений С. Прокофьева "Детская музыка"

Разделы: Музыка


Музыкальное искусство – мощный информационный процесс, охватывающий все общество. Восприятие музыкального произведения – это погружение человека в мир чувств, образов, отражающих эпоху, стиль композитора, его духовный мир.

Основные направления в музыкальной педагогике на современном этапе – максимальное развитие учеников, их способностей, расширение кругозора, самостоятельности в решении задач. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать формы и методы работы с детьми в детских музыкальных школах и студиях, добиваться большей эффективности всего процесса фортепьянного обучения.

Эстетическое воспитание учащихся в фортепьянном классе, формирование навыков избирательного отношения к явлениям музыкального искусства возможно только в ходе получения высокохудожественного музыкального репертуара, поэтому обращение к музыке С. Прокофьева на примере цикла «Детская музыка» весьма актуально и целесообразно.

Связь с народно-песенной культурой России, преемственность традиций Мусорского, Чайковского, Римского-Корсакова, яркая образность цикла, его доступность для детского восприятия сделали его неотъемлемой частью фортепианного репертуара. Особенно трудно переоценить его значение для развития детей.

Творчество С. Прокофьева отличается жизнелюбием, оптимистическим восприятием мира, правдиво воплощая образы детства, раскрывая в музыке поэзию русской сказочности. Работая над балетом «Ромео и Джульетта» Прокофьев в 1935 году пишет оригинальный цикл из 12 пьес, объединяя их названием «Детская музыка». Пьесы имеют программные заголовки, связанные с миром детских впечатлений, картинки природы «Утро» и «Вечер», фантастические картинки «Сказочка», сценки из детского быта «Прогулка», «Раскаяние», жанровые танцевальные пьесы «Вальс», «Тарантелла».

В музыке ясно ощущается связь с русской народно-песенной культурой. Прокофьев использует вариантно-напевные приемы развертывания мелодии. Пьесы сборника покоряют своей подлинной поэтичностью, яркой образностью, конкретностью.

В «Детской музыке» сказываются особенности прокофьевского стиля: скачки и перекрещивания рук («Утро», «Прогулка»), забавно звучащие красочные созвучия («Дождь и радуга»), органные пункты, упругий ритм, лаконизм и своеобразие мелодии, юмор и жизнерадостность. Все это представлено в доступной детям форме.

Образы, встречающиеся на протяжении всего цикла могли бы родится в воображении любого ребенка. «Такую чистую и наивную непосредственность мироощущения не подделать никакими ухищрениями техники, кажется, что в композиторе возродился мальчик, сочиняющий именинные песенки» (Нестьев).

«Детская музыка» представляет собой рассказ о дне ребенка. Сравнивая сборники Чайковского, Шумана и Прокофьева, мы убеждаемся в общности замыслов композиторов. Перед создателями детской музыки стояла задача приобщить новых слушателей к восприятию «взрослой» музыки, помочь понять особенности современного языка.
В «Утре» Прокофьева рисуется картина пробуждающейся природы. То-же мы чувствуем, слушая «Весеннюю песню» Шумана или «Зимнее утро» Чайковского, фантастические образы отражаются в «Няниной сказке» Чайковского и «Сказочке» Прокофьева. Ласковый, безмятежный «Вальс» Прокофьева по характеру родственен «Вальсу» Чайковского.

Созданные в разное время композиторами разных эпох, сборники отвечают требованиям детского восприятия. Они отличаются образностью содержания, ясной музыкальной формой, яркостью выразительных средств. В пьесах сборника «Детская музыка» композитор знакомит исполнителей с приемами фортепианной техники, приучает к ритмической дисциплине, развивает образное мышление, прививает вкус к колористической звучности. Детские миниатюры дают возможность понять особенности прокофьевского стиля и познакомиться с его характерными чертами.

Педагогическое и художественное значение цикла неоценимо.