Дифференциация обучения с применением новых технологий и опорой на модульное обучение

Разделы: Биология


Сущность опыта: процесс обучения и воспитания строится на дифференциации обучения с применением новых технологий и в том числе модульной организации учебного процесса.

Условия формирования опыта: внедрение в практику новых технологий и в том числе модульной организации учебного процесса, позволяет модернизировать традиционные методы обучения.

Теоретическая база опыта: в работе используется практико-ориентированная монография П. И. Третьякова, И. Б. Сенновского, теоретическое и практическое обобщение опытно- экспериментальной работы школ №1079,1208 Измайловской гимназии г. Москва, школ №15,33 г. Смоленска.

Актуальность: дифференциация обучения с опорой на модульное обучение ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний, на всех этапах урока учитель выступает, как организатор и руководитель процесса, а ученик самостоятельно ставит цель, выбирает способы деятельности, сам координирует свои действия. Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность. Т.е. приоритетным в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром. А для этого учителя должны работать над развитием ролевого поведения учащихся, постепенно вводить в процесс обучения новые учебные роли: « исследователь», «критик», «оппонент» и др. необходимо введение новых форм организации обучения, например, лабораторно – семинарские, дискуссия, проектная деятельность, модульная организация учебного процесса, учебное экспериментирование и др.

Продуктивность опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными модульной технологией. У обучающихся обеспечивается глубина и прочность изучаемого материала. Данная технология позволяет применять на уроках широкий спектр форм и методов обучения, что способствует появлению устойчивого интереса и положительного отношения к изучаемому предмету.

Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся и учителя в совместный труд учения, конструкции учебного материала таким образом, чтобы обеспечить каждому учащемуся достижения поставленных дидактических задач, законченности материала в модуле и интеграции разных видов и форм обучения, в отсутствии методических разработок. при подготовке учителя к уроку, в использовании всех информационных каналов, показе различных точек зрения, явлений и процессов.

Возможность внедрения: модульный подход позволяет структурировать модульные программы по циклам дисциплин и отдельным предметам с учетом дифференциации обучения.

Модуль 1. Железы внутренней секреции. Гормоны.

УЭ-0
(учебный элемент)
2 мин. 
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
· усвоить знания о значении гормонов в жизнедеятельности организма, особенностях работы желез внутренней секреции, об их отличии от желез внешней секреции;
· развивать интеллектуальные способности обучающихся, творческое мышление. 
УЭ-1
6 мин. 
Цель: подготовиться к изучению нового материала урока.
Беседа с классом.
1. Привести примеры нервной регуляции в организме?
2. С каким еще видом регуляции функций организма вы знакомы?
Вывод: Т.о. в процессе эволюции образовалась особая система органов, специализировавшихся на выработке очень активных веществ. Это железы внутренней секреции или эндокринные железы.
Учитель комментирует. Обучающиеся записывают в тетрадь (таблица 1).

Таблица 1 – Сравнение особенностей эндокринных желез и желез внешней секреции.
Особенности эндокринных желез Особенности желез внешней секреции
1. Примеры: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники, часть поджелудочной железы, часть половых желез.
2. Не имеют протоков, вещества вырабатываемые железами проникают прямо в кровь.
1. Примеры: слюнные железы, пищеварительные, потовые, слезные.
2. Имеются протоки, через которые вещества выделяются в полость тела, органов или на поверхность кожи.
 
УЭ-2
14 мин. 
Цель: Изучить материал урока и начать первичное усвоение.
Работа в паре.
Изучите материал учебника, обсудите изученный материал в паре по следующим направлениям:
а) особенности гормонов;
б) поджелудочная железа – железа двойного действия; действие гормона инсулина;
в) гормоны щитовидной железы, их влияние на обмен веществ;
г) влияние гормонов половых желез на рост и развитие организма;
д) гормоны надпочечников; влияние адреналина на сахар в крови, усиление сердечной деятельности; 
УЭ-3
12 мин. 
Цель: усвоить знания о гормонах и железах внутренней секреции.
Беседа с классом (работа по цепочке).
При обсуждении материала основные моменты темы фиксируются в тетради.
1.Что такое гормоны? Каковы их свойства?
2. Найдите поджелудочную железу на представленном плакате. Какое влияние на обмен веществ оказывает гормон инсулин? Почему он постоянно должен поступать в кровь?
3. Какие гормоны выделяет щитовидная железа? Какое действие на организм они оказывают?
4. Как гормоны половых желез влияют на рост и развитие организма?
5. Как гормоны надпочечников влияют на организм? 
УЭ-4
6 мин. 
Цель: систематизировать знания о нейрогуморальной регуляции.

А – периферическая нервная система,
Б – вегетативная нервная система.
Вывод: механизм прямой и обратной связи имеет очень важное значение в деятельности эндокринной системы, т.к. благодаря ему работа всех желез внутренней секреции не выходит за границы нормы.  
УЭ-5
5 мин.
 
Цель: проверить полноту и качество усвоенного материала.
Среди перечисленных желез найдите железы:
1. внешней секреции;
2. внутренней секреции;
3. смешанной секреции.
А. Гипофиз
Б. Щитовидная железа.
В. Печень
Г. Слюнные железы
Д. Сальные железы
Е. Надпочечники
Ж. Потовые железы
З. Половые железы
И. Поджелудочная железа 
Домашнее задание  Изучить параграф учебника Н.И. Сонина по данной теме. Заполнить таблицу. 

Модуль 2. Внутренняя среда организма. 

УЭ-0
1 мин.
 
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
· усвоить знания о внутренней среде организма и получить первоначальное понятие о составе крови.
УЭ-1
4 мин
 
Цель: подготовиться к изучению материала урока.
Беседа с классом.
1. Какое значение имеет кровь и кровообращение в жизни животных?
2. Делали ли вам анализ крови? При каких обстоятельствах? Объясните зачем?
УЭ-2
8 мин.
 
Цель: Изучить материал урока и начать первичное усвоение по следующим направлениям:
а) внутренняя среда организма: ее компоненты (кровь, межклеточное вещество, лимфа), роль в жизнедеятельности организма;
б) межклеточное вещество и лимфа, их состав, роль в организме;
в) кровь – жидкая соединительная ткань, ее строение, функции;
г) постоянство внутренней среды, ее саморегуляция.
УЭ-3
18 мин.
 
Цель: усвоить знания о внутренней среде организма.
Работа с классом (работа по цепочке).
При обсуждении учебного материала вы должны фиксировать данные в тетрадь.
1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какова ее роль в жизни клеток?
2. Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
3. Что такое лимфа и межклеточное вещество?
4. Каково строение и функции крови? Заполнить схему:

5. Как в организме поддерживается относительное постоянство внутренней среды организма?
УЭ-4
8 мин.
 
Цель: проверить полноту и качество усвоенного материала.
Выбрать правильное утверждение:
1. Внутреннюю среду организма составляют: кровь, тканевая жидкость;
2. Кровь образована соединительной тканью;
3. Кровь состоит из плазмы, лейкоцитов, тромбоцитов;
4. Клетки крови не образуются в печени;
5. Объем крови в теле человека в среднем около 5л;
6. Эритроциты – это красные кровяные клетки;
7. Основная функция межклеточного вещества заключается в том, оно растворяет продукты обмена клеток;
8. Кровь не выполняет выделительную функцию.
УЭ-5
4 мин.
 
Домашнее задание: изучить параграф учебника Н.И. Сонина по данной теме. Составить кроссворд.
Проведите опыт: Возьмите два одинаковых по размеру кусочка картофеля (моркови, свеклы, репы). Поместите первый кусочек в воду, а второй – в концентрированный раствор поваренной соли. Через сутки наблюдайте результаты опыта. Ответьте на вопрос: чем отличаются друг от друга кусочки картофеля по размерам, плотности? Почему?
УЭ-6
2 мин.
 
Дополнительная информация:
· Объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26.5% от массы тела;
· Плавающие в крови тельца впервые обнаружил итальянский анатом, врач и физик Марцелло Мальпиги.

Модуль 3. Плазма крови.

УЭ-0
1 мин.
 
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
· усвоить знания о составе плазмы и ее функциях, роли свертывания крови в предохранении организма от потери крови, значения переливания крови; необходимость постоянства солевого состава плазмы крови;
· развивать общеучебные и специальные умения и навыки: работа с учебником, дополнительным материалом, выделять главное, отличие, общие черты, решать проблемы.
УЭ-2
5 мин.
 
Цель: проверить домашнее задание и подготовиться к изучению материала урока.
Беседа с классом.
1. Почему кровь относят к внутренней среде организма?
2. Почему межклеточное вещество необходимо для жизнедеятельности клеток?
3. Назовите функции крови, раскройте их сущность?
4. Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды?
5. Как внутренняя среда организма связана с внешней?
УЭ-3
15 мин.
 
Цель: изучить материал урока и начать первичное усвоение?
Работа в паре.
1. Изучить материал учебника по данной теме.
2. Обсудить учебный материал в паре по следующим направлениям:
а) плазма – жидкая часть крови, ее химический состав;
б) роль свертывания крови в защите организма от потери крови при ранениях;
в) необходимость сохранения постоянного солевого состава плазмы;
г) группы крови; переливание крови; донорство.
УЭ-4
16 мин.
 
Цель: усвоить знания о плазме крови.
Беседа с классом (работа по цепочке).
При обсуждении материала вы должны фиксировать данные в тетради.
1. Закончить работу над схемой: Состав плазмы:

2. Объяснить рисунок в учебнике Н.И. Сонина, на котором показано образование кровяного сгустка?
3. Запишите определения:
· плазма крови – это….
· сыворотка крови – это…
· тромб – это…
4. Каково значение постоянства состава плазмы и благодаря чему оно сохраняется?
5. Какие группы крови вы знаете? Чем они отличаются? Каково значение крови для медицины?
УЭ-4
6 мин.
 
Цель: проверить полноту и качество усвоенного материала.
Индивидуальная работа.
Выполните задание: выбрать правильное утверждение.
1. В свертывании крови особо важную роль играют кровяные пластинки.
2. Жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава крови.
3. В физиологическом растворе концентрация хлорида натрия намного выше чем в плазме.
4. Плазма крови выполняет следующие функции: питательную, выделительную, защитную, гуморальную.
5. Донор – человек принимающий кровь.
6. Группа кров меняется в течение жизни.
7. Резус-фактор – особый белок, содержащийся в эритроцитах большинства людей.
Проверить работу по ключу.
УЭ-5
2 мин.
 
Домашнее задание: изучить параграф учебника Н.И. Сонина по данной теме, ответить на вопросы.
  Дополнительная информация:
Резус-положительных людей 85%, резус-отрицательных – 15%.
Кровь человека вне организма свертывается за 5-12 мин.
Первое удачное переливание крови человека человеку было сделано в Лондоне в 1819 г.