Сущность опыта: процесс обучения и воспитания строится на дифференциации обучения с применением новых технологий и в том числе модульной организации учебного процесса.
Условия формирования опыта: внедрение в практику новых технологий и в том числе модульной организации учебного процесса, позволяет модернизировать традиционные методы обучения.
Теоретическая база опыта: в работе используется практико-ориентированная монография П. И. Третьякова, И. Б. Сенновского, теоретическое и практическое обобщение опытно- экспериментальной работы школ №1079,1208 Измайловской гимназии г. Москва, школ №15,33 г. Смоленска.
Актуальность: дифференциация обучения с опорой на модульное обучение ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний, на всех этапах урока учитель выступает, как организатор и руководитель процесса, а ученик самостоятельно ставит цель, выбирает способы деятельности, сам координирует свои действия. Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность. Т.е. приоритетным в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром. А для этого учителя должны работать над развитием ролевого поведения учащихся, постепенно вводить в процесс обучения новые учебные роли: « исследователь», «критик», «оппонент» и др. необходимо введение новых форм организации обучения, например, лабораторно – семинарские, дискуссия, проектная деятельность, модульная организация учебного процесса, учебное экспериментирование и др.
Продуктивность опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными модульной технологией. У обучающихся обеспечивается глубина и прочность изучаемого материала. Данная технология позволяет применять на уроках широкий спектр форм и методов обучения, что способствует появлению устойчивого интереса и положительного отношения к изучаемому предмету.
Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся и учителя в совместный труд учения, конструкции учебного материала таким образом, чтобы обеспечить каждому учащемуся достижения поставленных дидактических задач, законченности материала в модуле и интеграции разных видов и форм обучения, в отсутствии методических разработок. при подготовке учителя к уроку, в использовании всех информационных каналов, показе различных точек зрения, явлений и процессов.
Возможность внедрения: модульный подход позволяет структурировать модульные программы по циклам дисциплин и отдельным предметам с учетом дифференциации обучения.
Модуль 1. Железы внутренней секреции. Гормоны.
УЭ-0 (учебный элемент) 2 мин. |
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны: · усвоить знания о значении гормонов в жизнедеятельности организма, особенностях работы желез внутренней секреции, об их отличии от желез внешней секреции; · развивать интеллектуальные способности обучающихся, творческое мышление. |
||||
УЭ-1 6 мин. |
Цель: подготовиться к изучению нового материала урока. Беседа с классом. 1. Привести примеры нервной регуляции в организме? 2. С каким еще видом регуляции функций организма вы знакомы? Вывод: Т.о. в процессе эволюции образовалась особая система органов, специализировавшихся на выработке очень активных веществ. Это железы внутренней секреции или эндокринные железы. Учитель комментирует. Обучающиеся записывают в тетрадь (таблица 1). Таблица 1 – Сравнение особенностей эндокринных желез и желез внешней секреции.
|
||||
УЭ-2 14 мин. |
Цель: Изучить материал урока и начать первичное усвоение. Работа в паре. Изучите материал учебника, обсудите изученный материал в паре по следующим направлениям: а) особенности гормонов; б) поджелудочная железа – железа двойного действия; действие гормона инсулина; в) гормоны щитовидной железы, их влияние на обмен веществ; г) влияние гормонов половых желез на рост и развитие организма; д) гормоны надпочечников; влияние адреналина на сахар в крови, усиление сердечной деятельности; |
||||
УЭ-3 12 мин. |
Цель: усвоить знания о гормонах и железах внутренней секреции. Беседа с классом (работа по цепочке). При обсуждении материала основные моменты темы фиксируются в тетради. 1.Что такое гормоны? Каковы их свойства? 2. Найдите поджелудочную железу на представленном плакате. Какое влияние на обмен веществ оказывает гормон инсулин? Почему он постоянно должен поступать в кровь? 3. Какие гормоны выделяет щитовидная железа? Какое действие на организм они оказывают? 4. Как гормоны половых желез влияют на рост и развитие организма? 5. Как гормоны надпочечников влияют на организм? |
||||
УЭ-4 6 мин. |
Цель: систематизировать знания о нейрогуморальной регуляции. А – периферическая нервная система, Б – вегетативная нервная система. Вывод: механизм прямой и обратной связи имеет очень важное значение в деятельности эндокринной системы, т.к. благодаря ему работа всех желез внутренней секреции не выходит за границы нормы. |
||||
УЭ-5 5 мин. |
Цель: проверить полноту и качество усвоенного материала. Среди перечисленных желез найдите железы: 1. внешней секреции; 2. внутренней секреции; 3. смешанной секреции. А. Гипофиз Б. Щитовидная железа. В. Печень Г. Слюнные железы Д. Сальные железы Е. Надпочечники Ж. Потовые железы З. Половые железы И. Поджелудочная железа |
||||
Домашнее задание | Изучить параграф учебника Н.И. Сонина по данной теме. Заполнить таблицу. |
Модуль 2. Внутренняя среда организма.
УЭ-0 1 мин. |
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны: · усвоить знания о внутренней среде организма и получить первоначальное понятие о составе крови. |
УЭ-1 4 мин |
Цель: подготовиться к изучению материала урока. Беседа с классом. 1. Какое значение имеет кровь и кровообращение в жизни животных? 2. Делали ли вам анализ крови? При каких обстоятельствах? Объясните зачем? |
УЭ-2 8 мин. |
Цель: Изучить материал урока и начать первичное усвоение по следующим направлениям: а) внутренняя среда организма: ее компоненты (кровь, межклеточное вещество, лимфа), роль в жизнедеятельности организма; б) межклеточное вещество и лимфа, их состав, роль в организме; в) кровь – жидкая соединительная ткань, ее строение, функции; г) постоянство внутренней среды, ее саморегуляция. |
УЭ-3 18 мин. |
Цель: усвоить знания о внутренней среде организма. Работа с классом (работа по цепочке). При обсуждении учебного материала вы должны фиксировать данные в тетрадь. 1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какова ее роль в жизни клеток? 2. Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества? 3. Что такое лимфа и межклеточное вещество? 4. Каково строение и функции крови? Заполнить схему: 5. Как в организме поддерживается относительное постоянство внутренней среды организма? |
УЭ-4 8 мин. |
Цель: проверить полноту и качество усвоенного материала. Выбрать правильное утверждение: 1. Внутреннюю среду организма составляют: кровь, тканевая жидкость; 2. Кровь образована соединительной тканью; 3. Кровь состоит из плазмы, лейкоцитов, тромбоцитов; 4. Клетки крови не образуются в печени; 5. Объем крови в теле человека в среднем около 5л; 6. Эритроциты – это красные кровяные клетки; 7. Основная функция межклеточного вещества заключается в том, оно растворяет продукты обмена клеток; 8. Кровь не выполняет выделительную функцию. |
УЭ-5 4 мин. |
Домашнее задание: изучить параграф учебника Н.И. Сонина по данной теме. Составить кроссворд. Проведите опыт: Возьмите два одинаковых по размеру кусочка картофеля (моркови, свеклы, репы). Поместите первый кусочек в воду, а второй – в концентрированный раствор поваренной соли. Через сутки наблюдайте результаты опыта. Ответьте на вопрос: чем отличаются друг от друга кусочки картофеля по размерам, плотности? Почему? |
УЭ-6 2 мин. |
Дополнительная информация: · Объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26.5% от массы тела; · Плавающие в крови тельца впервые обнаружил итальянский анатом, врач и физик Марцелло Мальпиги. |
Модуль 3. Плазма крови.
УЭ-0 1 мин. |
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны: · усвоить знания о составе плазмы и ее функциях, роли свертывания крови в предохранении организма от потери крови, значения переливания крови; необходимость постоянства солевого состава плазмы крови; · развивать общеучебные и специальные умения и навыки: работа с учебником, дополнительным материалом, выделять главное, отличие, общие черты, решать проблемы. |
УЭ-2 5 мин. |
Цель: проверить домашнее задание и подготовиться к изучению материала урока. Беседа с классом. 1. Почему кровь относят к внутренней среде организма? 2. Почему межклеточное вещество необходимо для жизнедеятельности клеток? 3. Назовите функции крови, раскройте их сущность? 4. Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды? 5. Как внутренняя среда организма связана с внешней? |
УЭ-3 15 мин. |
Цель: изучить материал урока и начать первичное усвоение? Работа в паре. 1. Изучить материал учебника по данной теме. 2. Обсудить учебный материал в паре по следующим направлениям: а) плазма – жидкая часть крови, ее химический состав; б) роль свертывания крови в защите организма от потери крови при ранениях; в) необходимость сохранения постоянного солевого состава плазмы; г) группы крови; переливание крови; донорство. |
УЭ-4 16 мин. |
Цель: усвоить знания о плазме крови. Беседа с классом (работа по цепочке). При обсуждении материала вы должны фиксировать данные в тетради. 1. Закончить работу над схемой: Состав плазмы: 2. Объяснить рисунок в учебнике Н.И. Сонина, на котором показано образование кровяного сгустка? 3. Запишите определения: · плазма крови – это…. · сыворотка крови – это… · тромб – это… 4. Каково значение постоянства состава плазмы и благодаря чему оно сохраняется? 5. Какие группы крови вы знаете? Чем они отличаются? Каково значение крови для медицины? |
УЭ-4 6 мин. |
Цель: проверить полноту и качество усвоенного материала. Индивидуальная работа. Выполните задание: выбрать правильное утверждение. 1. В свертывании крови особо важную роль играют кровяные пластинки. 2. Жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава крови. 3. В физиологическом растворе концентрация хлорида натрия намного выше чем в плазме. 4. Плазма крови выполняет следующие функции: питательную, выделительную, защитную, гуморальную. 5. Донор – человек принимающий кровь. 6. Группа кров меняется в течение жизни. 7. Резус-фактор – особый белок, содержащийся в эритроцитах большинства людей. Проверить работу по ключу. |
УЭ-5 2 мин. |
Домашнее задание: изучить параграф учебника Н.И. Сонина по данной теме, ответить на вопросы. |
Дополнительная информация: Резус-положительных людей 85%, резус-отрицательных – 15%. Кровь человека вне организма свертывается за 5-12 мин. Первое удачное переливание крови человека человеку было сделано в Лондоне в 1819 г. |