Цель урока: ознакомление обучающихся с историей рождения и развития жанра песни.
Задачи урока:
- Образовательные: расширение кругозора и знаний о песне как источнике духовной культуры; развитие познавательной деятельности и активности обучающихся через средства межпредметных связей;
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание музыкально-двигательной культуры; воспитание коллективизма, общительности, коммуникативности; воспитание чувств патриотического и нравственного отношения к культуре на основе песни.
Методы обучения: метод звуковой и зрительной наглядности, беседа, объяснение, метод взаимосвязи с жизнью, метод перспективы-ретроспективы, метод систематичности.
Преобладающие методы: метод эмоциональной драматургии урока.
Преобладающие средства: вокально-хоровая работа, игра на музыкальных инструментах, ритмическая импровизация, движение под музыку.
Тип урока: комбинированный.
Время: 45 минут.
План урока.
- Организационная часть урока.
- Сообщение познавательных сведений.
- Ритмическая импровизация под песню « А мы просо сеяли».
- Русская народная песня «Дубинушка».
- Солдатская песня.
- Песни о России.
- Главная песня страны.
Наглядные пособия: репродукции картин известных художников; рисунки с изображением музыкальных инструментов; портреты композиторов.
Оборудование: музыкальный центр, музыкальные диски, компьютер, фортепиано, музыкальные.
Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.
Приёмы, способствующие творческому саморазвитию учащихся: слушание; вокально-хоровая работа; движение под музыку, пластическое интонирование; ритмическая импровизация; игра на музыкальных инструментах; насыщенность урока музыкальным звучанием; эмоциональная драматургия урока.
Ход урока
I. Организационная часть урока:
- сообщение о теме и цели урока;
- учащиеся должны уметь отличать народную песню от композиторской;
- уметь подобрать картину к звучащей песне;
II. Сообщение познавательных сведений:
Песня-это исток и вершина музыки. Она неразрывно соединяет слова, звук, ритм, интонацию. Первоначальное возникновение песни связывалось с обязательным выполнением какой-нибудь работы. Невозможно запеть лёжа на диване, а вот исполнение какой-нибудь даже самой простой работы вызывает своим ритмом созвучие с появляющимся в человеке внутренним ритмом, что и порождает мелодию. А потом эта мелодия обретает словесное выражение и возникает песня. Например, в далёкие времена пряхи, сидя за веретеном, монотонно пряли пряжу и затягивали незамысловатую мелодию, чтобы не заснуть за работой. Или с целью облегчить свой труд, крестьяне тоже сопровождали какой-то мелодией и посев зерна, и сборы его.
III. Ритмическая импровизация.
Дети самостоятельно инсценируют с помощью пластики текст народной песни «А мы просо сеяли»).
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем.
IV. Русская народная песня «Дубинушка».
Большую популярность в народе ещё в прошлом веке приобрела песня «Дубинушка». Это песня о песне – о народной трудовой песне волжских бурлаков «Эх, дубинушка,ухнем», исполнение которой помогало им в тяжёлой работе. И именно эта песня стала поводом для глубоких раздумий о непосильном труде.
Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость и горе мне пели;
Из всех песен одна в память врезалась мне-
Эта песня рабочей артели.
Инсценированное иллюстрирование к песне «Дубинушка» с целью развития творческого воображения -групповое исполнение песни.
V. Солдатская песня.
С песней шли защищать родные земли, защищать свой мирный труд. Появлялись солдатские песни, в которых зарождалось патриотическое чувство ответственности, поднимало дух и настрой на храброе дело.
Роль песни в развитии чувства патриотической любви к родине на примере защитников отечества. Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки» под маршировку
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды.
VI. Песни о России.
Наши деды, отцы защищали Родину, родные просторы, родную природу, красота которой не должна быть поругана врагом. О величии и красоте России исполнение «Песни о России», пробуждающей чувство высокой гордости за свою страну (Хоровое исполнение).
Посмотри, как всё красиво, посмотри, простор какой!
Точно мать склонилась ива над заснувшею рекой,
Ветерок взметнулся разом, облаков прорвав кольцо,
И ромашка жёлтым глазом смотрит солнышку в лицо.
VII. Главная песня страны.
Воспитание жизнеутверждающего принципа и надежды на будущее выражено в главной песне страны – гимне России. В этой песне собралась воедино любовь и признательность всего нашего народа к огромной необъятной России, где прославляется величие и могущество государства.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена.
Творческие продукты учащихся:
- на примерах выученных на уроках музыки песен, дома с помощью родителей подобрать свои примеры песен: народных, солдатских, о России, патриотических;
- составить кроссворд по названиям песен, выученных на уроке.
- аплодисменты друг другу за активное участие в ходе урока.