"В мире дорожных знаков". Занятие для учащихся 5–7-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;
  2. развивать логику, мышление; творческие способности детей;
  3. воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ход занятия

Учитель: Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится всё больше и больше. И все торопятся, спешат доставить груз, быстрей перевезти пассажиров. Ребята! Вы уже знаете, что для того, чтобы на дорогах было безопасно, все автобусы, автомобили подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улицах должны и все пешеходы: взрослые и дети.

В нашей стране не только много делают для того, чтобы на дорогах было безопасно, чтобы было хорошо и удобно пешеходам, но и строго следят, чтобы все выполняли правила дорожного движения. Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог? ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Это особое подразделение работников полиции – людей зорких и внимательных. Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей. Итак, в целях профилактики детского дорожного травматизма мы проводим сегодня игру-викторину.

Сегодня встретились 3 команды. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.

  1. За каждый правильный ответ команда получает зелёный кружок Светофорчика.
  2. Если команда не сможет ответить, то слово предоставляется другой команде.
  3. За дополнительные ответы – жёлтый кружок.
  4. За нарушение порядка во время игры – красный кружок.
  5. Та команда, которая наберёт больше зелёных и жёлтых кружков, победит.

В конце мы узнаем, какая команда лучше всего знает правила дорожного движения. А теперь мы начнем с представления команд.

I. Представление команд

Название команды, девиз, эмблема

II. «Скоростная»

Я вам зачитываю каждой команде по 10 тезисов, на которые вы должны быстро ответить только да или нет.

Блиц-опросы:

1-й команде

  1. Запрещающие знаки – круглой формы с красной каймой. (Да.)
  2. На тротуаре, рядом с проезжей частью играть нельзя. (Да.)
  3. Когда автобус подходит к остановке, скорей под­бегай к нему. (Нет.)
  4. Игра рядом с проезжей частью опасна. (Да.)
  5. За пределами города можно идти по обочине на­встречу транспорту. (Да.)
  6. В общественном транспорте, чтобы не упасть, нуж­но держаться за поручни. (Да.)
  7. Если горит красный сигнал светофора, а машины далеко, то можно быстро перебежать дорогу. (Нет.)
  8. При движении по тротуару идти можно как взду­мается. (Нет.)
  9. При переходе дороги разговаривать нельзя. (Да.)
  10. Переходить дорогу можно только в том случае, если загорелся зеленый свет для пешеходов и все ма­шины стоят. (Да.)

2-й команде

  1. Загородную дорогу переходить можно в любом месте. (Нет.)
  2. Велосипед является транспортным средством. (Да.)
  3. Если человек не успел перейти дорогу на зеленый сигнал светофора, ему нужно вернуться на тротуар. (Нет.)
  4. Флажки в колонне нужны, чтобы ее украсить. (Нет.)
  5. Когда дойдете до середины проезжей части, нуж­но остановиться и посмотреть по сторонам – нет ли ма­шины. (Да.)
  6. Если машина не видна, но слышно, что она прибли­жается, не надо переходить дорогу. (Да.)
  7. Если транспорт едет медленно, то не стоит ждать зеленого сигнала светофора. (Нет.)
  8. При повороте у машины загорается световой сиг­нал с той стороны, в какую она поворачивает. (Да.)
  9. По дороге на велосипеде разрешается ездить в любом возрасте. (Нет.)
  10. Знак, который разрешает переход проезжей части – красного цвета. (Нет.)

3-й команде

  1. Независимо от сигнала светофора, спецмашинам с горящим маячком проезд разрешен. (Да.)
  2. Для человека, переходящего дорогу, опасна ситуация легковая машина обгоняет грузовую. (Да.)
  3. Информационно-указательные знаки – красного цвета. (Нет.)
  4. Когда автобус подходит к остановке, нужно подой­ти близко к дороге, чтобы приготовиться к посадке. (Нет.)
  5. После выхода из общественного транспорта нуж­но дождаться, когда он уедет, и только потом переходить проезжую часть. (Да.)
  6. Знак «Дети» означает специально оборудованное место для перехода детей через проезжую часть. (Нет.)
  7. Чтобы водить машину, нужно сначала сдать экза­мены в ГАИ и получить права. (Да.)
  8. Во время езды на велосипеде поворот показыва­ют той рукой, в какую сторону поворачивают. (Да.)
  9. На желтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть. (Нет.)
  10. Знаки «Железнодорожный переезд со шлагбау­мом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума» от­носятся к группе предупреждающих. (Да.)

III. «Ситуации на дорогах»

Выдается карточка с заданием с вариантами ответов. Дать правильный аргументированный ответ. Время на размышление 1 минута.

Вопросы для зрителей

  1. Что обязательно должны делать люди, сидящие на переднем сиденье машины? (пристегивать ремни)

  2. Каким может быть пешеходный переход? (Наземным, подземным, надземным).

  3. С какой стороны может появиться машина на дороге, которую вы переходите? (С любой)

  4. Служба, обеспечивающая порядок на дорогах. (ГАИ)

  5. Круглый знак, а в нем окошко,
    Не спешите сгоряча,
    А подумайте немножко:
    Что здесь, свалка кирпича? (Въезд запрещен).

  6. Шли из школы мы домой,
    Видим – знак на мостовой!
    Круг, внутри велосипед,
    Ничего другого нет.
    Что это за знак? (Движение велосипеда запрещено).

  7. Вот так знак – глазам не верю!
    Для чего здесь батарея?
    Помогает ли движенью
    Паровое отопленье?
    Может быть, зимою вьюжной
    Здесь шоферам греться нужно?
    Почему же в летний зной
    Знак не сняли с мостовой?.. («Железнодорожный переезд со шлагбаумом».)

  8. Можно встретить знак такой
    На дороге скоростной –
    Где больших размеров яма
    И ходить опасно прямо,
    Там, где строится район,
    Школа, дом иль стадион. («Дорожные работы».)

  9. Неживая – а идет, неподвижна – а ведет. (Дорога)

  10. В два ряда дома стоят –
    Десять, двадцать, сто подряд –
    И квадратными глазами
    Друг на друга все глядят. (Улица)

  11. Как называют колонну машин, идущих с включенными фарами. (Автопоезд)

IV. «Ты мне – я тебе» д/з

Домашним заданием было приготовить два вопроса сопернику о ПДД.

V. «Дорисуй дорожный знак»

Каждая команда получает карточку с дорожными знаками, где надо дорисовать недостающие элементы.

Информация для зрителей

А знаете ли вы, что первый светофор появился в 1868 году в Англии в Лондоне. А в нашей стране первый светофор установили в1929 году в Москве.Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделённым на секторы красного, жёлтого и зелёного цвета. Стрелку-указатель регулировщик поворачивал вручную. Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они и изменились. Но всегда цвета в светофоре идут в таком порядке: для лучшей видимости наверху размещён красный сигнал как самый важный и опасный, потом жёлтый, а внизу – зелёный.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему выбраны именно эти цвета?

  • Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.
  • Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.
  • Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым. На светофорах есть козырьки, чтобы сигналы были хорошо видны при ярком солнечном свете.

VI. «Транспорт»

Распределите на группы весь этот транспорт. Что относится к пассажирскому транспорту? Грузовому? Специальному?

VII. «Кто знает песни...»

Ведущий предлагает командам вспомнить песни, в которых есть

Пешеходы «А я иду, шагаю по Москве», дорожная песня их к/ф «Старая, старая сказка» («Вдоль по дороге, вдоль по дороге, вот я шагаю раз и два»), из к/ф «Ирония судьбы» («Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит»)

Велосипедисты «Я буду долго гнать велосипед», песенка кота Леопольда («Кручу педали, кручу»), «Песенка велосипедиста»

Водители «Песенка шофёра» («А дорога серою лентою вьётся»), «Поворот», «Едут по Берлину наши казаки».

VIII. «Регулировщик»

Для пешеходов, сигналов немного.

  • Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной – это то же самое, что красный сигнал светофора.
  • Поднял регулировщик жезл вверх – можно считать, что на светофоре зажегся желтый свет. Движение транспорта во всех направлениях запрещено.
  • Если регулировщик повернулся к вам боком, руки опустил вниз или развел в стороны, то можно переходить дорогу. Это как зеленый сигнал светофора.

Если при работающем светофоре на перекресток выйдет регулировщик, то все участники движения – водители транспортных средств и пешеходы должны подчиняться только жестам регулировщика, независимо от сигналов светофора. Поэтому жесты регулировщика надо хорошо знать и помнить. Капитан команды будет в роли регулировщика. (Ребёнку вручается жезл). Остальные участники команды в роли пешеходов. (Пешеходы выполняют сигналы регулировщика)

IX. «Знаки»

Необходимо распределить знаки по группам.

Подведение итогов.

Приложение.

«Госпожа Удача» Интеллектуально-познавательная игра для 6-7 класса.