Методическая разработка урока "Дружба" курса "ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики"

Разделы: Начальная школа


Модуль: «Основы светской этики». Урок 14. Дружба.

Цель: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи:

  • Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • формировать навыки конструктивного поведения в дружеских от­ношениях;
  • формировать умение аргументировать свою точку зрения;
  • развивать умение обучающихся вести рассуждения;
  • воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.

Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы;практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Ресурсы: словарь Ожегова, интерактивная доска, сочинение «Мой друг», песня В. Шаинского «Дружба», цветные полоски, учебник А. Я. Данилюк «ОСЭ».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

II. Подготовка к восприятию нового материала.

– Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

III. Сообщение темы урока.

– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».

– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).

– Сегодня мы с вами мы выясним:

  • Что такое дружба?
  • Настоящий друг – кто он?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

IV. Работа над понятием «дружба».

а) беседа

– Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов.

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

(отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»)

– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)

б) работа с интерактивной доской

– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.

– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)

в) работа с толковым словарем

– Дайте определение понятию дружба.

– Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)

– Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

– Собери пословицу из слов.

г) работа в группах

– О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

  • Старый друг лучше …
  • Друзья познаются в…
  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …
  • Дерево живет корнями, а человек – …
  • Друга – ищи , а нашел –…
  • Человек без … ,что дерево без корня.
  • Друг за друга держаться – ничего не…
  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …

д) работа с учебником

– Что дружеские отношения отличает от других отношений?

– Прочитайте ответ учебника на с 32-33 и сравните со своим ответом.

V. Работа над понятием «друг».

а) беседа

– В ходе подготовки к уроку вы писали сочинение на тему «Мой друг» (зачитываются отрывки из сочинений)

– Что свойственно дружеским отношениям? Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

– Для чего нужны друзья?

– Каждый ли человек может быть другом?

– А может ли дружба распасться? По каким причинам?

б) проблемная ситуация

– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (читает ученик)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

– Каким не должен быть настоящий друг?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

б) работа в группах

– Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

(Правила записываются на цветных клейких полосках и прикрепляются на доске на «дерево Дружбы»)

– Посмотрите, какое необыкновенное и красивое у нас дерево Дружбы. Посмотрите внимательно, что вы видите на стволе дерева? Это волшебная кнопка. Вы можете загадать желание, оно исполнится, но одно важное условие: вы должны сами выполнять правила, которые написаны на «листочках». Если что-то в отношениях с друзьями у вас не так, то следует над собой поработать. А потом вы можете подойти к дереву, чтобы ваше желание исполнилось.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

– Каких друзей нам хотелось бы иметь?

– А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

– Кого вам хочется поблагодарить за работу?

VII. Домашнее задание.

Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»

(Урок заканчивается песней В. Шаинского «Дружба»)