Модуль: «Основы светской этики». Урок 14. Дружба.
Цель: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи:
- Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
- формировать умение аргументировать свою точку зрения;
- развивать умение обучающихся вести рассуждения;
- воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы;практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Ресурсы: словарь Ожегова, интерактивная доска, сочинение «Мой друг», песня В. Шаинского «Дружба», цветные полоски, учебник А. Я. Данилюк «ОСЭ».
Ход урока
I. Организационный момент.
– Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
II. Подготовка к восприятию нового материала.
– Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
III. Сообщение темы урока.
– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».
– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).
– Сегодня мы с вами мы выясним:
- Что такое дружба?
- Настоящий друг – кто он?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
- Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
IV. Работа над понятием «дружба».
а) беседа
– Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
(отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»)
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
б) работа с интерактивной доской
– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.
– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)
в) работа с толковым словарем
– Дайте определение понятию дружба.
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)
– Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
– Собери пословицу из слов.
г) работа в группах
– О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
- Старый друг лучше …
- Друзья познаются в…
- Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …
- Дерево живет корнями, а человек – …
- Друга – ищи , а нашел –…
- Человек без … ,что дерево без корня.
- Друг за друга держаться – ничего не…
- Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …
д) работа с учебником
– Что дружеские отношения отличает от других отношений?
– Прочитайте ответ учебника на с 32-33 и сравните со своим ответом.
V. Работа над понятием «друг».
а) беседа
– В ходе подготовки к уроку вы писали сочинение на тему «Мой друг» (зачитываются отрывки из сочинений)
– Что свойственно дружеским отношениям? Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
– Для чего нужны друзья?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться? По каким причинам?
б) проблемная ситуация
– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (читает ученик)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
– Каким не должен быть настоящий друг?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
б) работа в группах
– Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
(Правила записываются на цветных клейких полосках и прикрепляются на доске на «дерево Дружбы»)
– Посмотрите, какое необыкновенное и красивое у нас дерево Дружбы. Посмотрите внимательно, что вы видите на стволе дерева? Это волшебная кнопка. Вы можете загадать желание, оно исполнится, но одно важное условие: вы должны сами выполнять правила, которые написаны на «листочках». Если что-то в отношениях с друзьями у вас не так, то следует над собой поработать. А потом вы можете подойти к дереву, чтобы ваше желание исполнилось.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
– Каких друзей нам хотелось бы иметь?
– А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
– Кого вам хочется поблагодарить за работу?
VII. Домашнее задание.
Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»
(Урок заканчивается песней В. Шаинского «Дружба»)