Обобщающий урок по теме "Южная Америка". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель урока:

  1. Обобщить ранее полученные знания по теме «Южная Америка».
  2. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по данной теме.
  3. Развивать интерес к предмету, создать условия для реальной самооценки знаний учащихся.

Оборудование: настенная карта «Южной Америки», атласы, контурные карты, раздаточный материал.

Форма урока: Урок- соревнование.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Ход урока

Организационный момент:

– Составление двух-трёх команд для соревнования. Команды должны формироваться с учётом успеваемости ребят и их активности. В каждой команде должны быть сильные, средние и слабые ученики, активные и пассивные. А потом каждая команда выбирает себе капитана.

– Условия соревнования:

В классе столы ставятся напротив друг друга. Вокруг этих столов садятся команды (2-3 команды), так удобнее разговаривать.

Заранее до игры каждая команда готовится в «тайне». Составляет вопросы, эмблему, придумывает название команды, читают дополнительную литературу и собирают интересный материал по этой теме. Всё это делается под руководством и контролем учителя. Для оценки ответов команд можно использовать карточки: красная карточка (жетон) – 5 баллов (если ответ правильный), зелёная – 4 балла (ответ с незначительными ошибками), синяя – 3 балла (ответ не совсем точный, с ошибками). При отсутствии правильного ответа учитель сам даёт ответ. В роли судьи выступает учитель.

В проведении урока – соревнования можно использовать следующие конкурсы и задания:

1-й конкурс – Разминка команд.

Команды задают друг другу по несколько вопросов, заранее подготовленных.

Примерные вопросы:

  1. В Назовите самую высокую гору Южной Америки и её высоту? Аконкагуа – 6960 м).
  2. Какой самый высокий водопад в Южной Америке и его высота? (Анхель – 1054 м).
  3. Как называются парнокопытные животные обитающие на плоскогорьях Анд? (Ламы)

и т.д.

2-й конкурс –Кто точнее и быстрее.

Определите формы рельефа по географическим координатам. На доске записаны координаты географических объектов:

  1. 60° з.д. и 5° ю.ш. (Амазонская низменность)
  2. 60° з.д. и 30° ю.ш. (Ла-Платская низменность)
  3. 50° з.д. и 15° ю.ш. (Бразильское плоскогорье)

3-й конкурс – Немая карта.

На контурной карте Южной Америки , которую получает каждая команда, географические объекты обозначены цифрами от 1 до 10. Надо определить названия географических объектов.

  1. Река Амазонка
  2. Река Парана
  3. Река Ориноко
  4. Бразильское плоскогорье
  5. Гвианское плоскогорье
  6. о. Огненная Земля
  7. Магелланов пролив
  8. Горы Анды
  9. Озеро Маракайбо
  10. Озеро Титикака

4-й конкурс –Выберите правильный вариант ответа.

  1. Определите природную зону Южной Америки по её характеристике: «Природная зона расположена в пределах субтропического и тропического климатических поясов. Для неё характерны красные ферраллитные почвы и тропическая растительность. Наиболее характерные представители животного мира – пампасный олень, нутрия, опоссум, броненосец»
    А) влажные экваториальные леса
    Б) переменно-влажные леса
    В) саванны и редколесья
    Г) пустыни и полупустыни
    Д) лесостепи и степи.

  2. Определите климатический пояс Южной Америки: «Климатический пояс расположен в южной части материка. Зима сравнительно тёплая, средняя температура + 4 – +6°C, с пасмурной, ветряной погодой, а лето влажное, прохладное с частыми дождями при температуре воздуха +8 – +10°C. Осадков выпадает более 2000 мм в год.
    А) Умеренный климатический пояс
    Б) субтропический
    В) Субантарктический
    Г) Экваториальный

5-й конкурс – Найди ошибку.

Учитель зачитывает текст с преднамеренно допущенными ошибками. Задача команд – определить и исправить.

Текст называется «В дебрях Амазонии».

«Наконец, участники нашей экспедиции достигли загадочной, таинственной и по-прежнему дикой Амазонки. Как велик был наш интерес к этой самой полноводной реке мира, которая несёт свои прозрачные воды в Тихий океан.

Наша немногочисленная экспедиция с трудом пробиралась сквозь непроходимые дебри девственного леса. А какое разнообразие растительного мира! Вот мимоза с ажурными листочками, среди которых виднеется грациозная голова жирафа. А в какой восторг привёл нас самый крупный цветок мира Раффлезия Арнольда, но мы всё же постарались быстрее его покинуть.

В зарослях у воды мы услышали жужжание и насторожились, зная, что в этих местах водится муха це-це. Не задерживаясь, мы поспешили дальше. По дороге, вдали от нашей тропы, мы увидели удивительное животное – кенгуру, быстро удаляющееся вглубь зарослей.

После кратковременного привала мы отправились дальше. Солнце поднималось всё выше. Все испытывали жажду от неимоверной сухости воздуха. Облегчение принёс усилившийся северо-западный пассат. Вскоре тучи заволокли небо, и пошёл мелкий, моросящий дождь. К счастью, он скоро закончился, и мы снова двинулись в путь. Трудно было идти по вязкому чернозёму, но мысль достичь подножия Килиманджаро ободрила нас, и мы не чувствовали усталости.

Мы не переставали удивляться диковинным растениям. Словно колонны, поднимались пальмы, лианы ползли по земле, взбирались на деревья, напоминая щупальца огромного великана. Особенно нас поразило своим мощным стволом огромное дерево баобаб, которое часто называют обезьяньим деревом, так как обезьяны любят лакомится его плодами.

Дальше путь наш лежал через сухие кустарниковые заросли. И только вечером, когда наступили долгие сумерки, мы остановились на привал.

Невдалеке послышался шорох, мы надеялись увидеть человекообразную обезьяну, зная, что она выбирает для обитания самые глухие места. Но шорох вскоре прекратился. Совсем рядом крикнула птица, послышался всплеск воды. И снова всё замерло, воцарилась тишина. Наступила светлая тропическая ночь. Н небе мы увидели Большую Медведицу и вскоре отыскали Полярную звезду.

Стало тревожно и грустно в этом чужом и диком лесу. И так потянуло нас в родное, дорогое сердцу Подмосковье, в наши светлые леса, к белоствольным берёзам».

(Географические ошибки подчёркнуты)

6-й конкурс – Самый, Самый!

Команды записывают на листочке как можно больше связанных словом «самый, самый» по Южной Америке природных рекордов материка. Например:

  1. Самая полноводная река – Амазонка
  2. Самый высокий водопад – Анхель
  3. Самые длинные горы – Анды
  4. Самое высокогорное озеро – Титикака
  5. Самый влажный материк – Южная Америка
  6. И т.д.

7-й конкурс – Блиц-вопросы.

На этот конкурс время на обдумывание не даётся. Команды сразу же должны дать ответ. Заработает карточку та команда, которая первым даст ответ. Примерные вопросы:

  1. Каким перешейком связаны Южная и Северная Америка? (Панамским)
  2. Какова площадь материка? (18 млн. кв. км)
  3. Кто открыл Америку? И в каком году? (Х. Колумб, в 1492 г.)
  4. В каком направлении движется Южная Америка? (в западном)
  5. Какие две части выделяют в рельефе материка? (западная – горная, восточная – равнинно-плоскогорная)
  6. К прогибам платформы Южной Америки соответствуют низменности или плоскогорья? (низменности)
  7. От какого слова происходит название гор Анд( (от слова «анта», на языке инков «медь»)
  8. Какой океан больше влияет на климат и почему? (Атлантический океан, равнинный рельеф, восточный перенос воздушных масс)
  9. В какой части материка выпадает больше всего осадков? (в северной)
  10. Как называется хищная рыба, обитающая в реке Амазонке? (Пиранья)
  11. И т.д.

Подведение итогов.

Команды подсчитывают набранные очки. Выигрывает та команда, которая набрала самое большое количество очков.

Выставление оценок: капитаны команд ставит оценку каждому члену команды с учётом его работы в команде. Учитель при выставлении оценок в журнал учитывает рекомендации капитанов команд

Домашнее задание.

Составьте мини-сочинение на тему: «Один день в Амазонии».