Урок в 8-м классе "Машиностроительный комплекс России"

Разделы: География


Тема урока: География машиностроения России.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: метод учебного сотрудничества.

Технологии: изучение нового материала с использованием информационных технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества, педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Цели: сформировать представление о размещении  машиностроения в РФ, главных центрах машиностроения.

Задачи:

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование критического мышления.
  • Овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации.
  • Создание условий для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
  • Закрепление навыков работы в группе.
  • Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала, умение применять географические знания в повседневной жизни.

Оборудование:

  • карта Машиностроения,
  • мультимедийное оборудование, учебники, атласы, рабочие тетради Сиротина

Информационная карта урока:

Элементы структуры урока, время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап
Оргмомент – 3 мин Приветствие, Проверка явки. Проверка готовности к уроку 1. Приветствуют преподавателя
2. Готовятся к уроку
Целевая установка,
мотивация. – 3 мин.
Вступление: возможно, получив специальность, вам предстоит работать на предприятиях машиностроения нашего района и республики. Это очень почетно и ответственно. Сегодня мы постараемся разобраться в вопросах машиностроения, необходимых каждому рабочему и инженеру машиностроительного комплекса. 3.  Работа в тетради – число, тема
Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся – 15 мин.

 

 

Мозговой штурм (Проблемная ситуация)

Вопросы к учащимся (фронтально):

1. Значение машиностроения, его роль в развитии экономики страны.
2. Объясните фразу «От развития машиностроения зависит благосостояние граждан и развитие всей экономики страны».

Учащиеся отвечают с места
Возможно ли строительство МЗ:

– по производству комбайнов на полуострове Таймыр,
– судостроительного завода на Урале? Почему?

Учащиеся  отвечают с места, давая объяснение на основе факторов размещения (потребительский и отсутствие водных ресурсов Урала, их бедность)
Вопросы к учащимся: (работа в парах)

1) Как связано машиностроение с АПК? (Комбайны, тракторы).

2) Как связано машиностроение с транспортным комплексом? (Транспортные средства – автобусы, ж/д транспорт, морские суда, самолеты).

3) Связь машиностроения и ТЭК? (Горюче-смазочные материалы, нефтяные вышки, горнодобывающее оборудование).

4) Назовите предметы потребления, которые изготавливают предприятия машиностроения. (Бытовая техника, аппаратура, стиральные машины, утюги).

5) Почему машиностроение должно работать опережающими темпами по сравнению с другими отраслями? (Т. к обеспечивает современной техникой и оборудованием).

 

Учащиеся  отвечают с места

Решение логических задач Предложите вариант  строительства на территории современной России нового  автомобильного  завода (используя знания о принципах размещения). Ответ: При размещении автомобильного  завода следует учитывать наличие квалифицированной рабочей силы, возможности кооперирования с другими предприятиями и др. факторы. Подходящими районами являются, например, Центр европейской части и Поволжье.
Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Тольятти. 
Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?
Брест Автомобили импортного европейского (немецкого) производства
Запорожье Запорожец
Екатеринбург Продажа автомобилей
Ижевск ИЖ,
Москву Москвич, ЗИЛ, Продажа автомобилей,
Находка Автомобили импортного корейского и  японского производства
Нижний Новгород ГАЗ, Волга, Баргузин, Соболь
Новосибирск Продажа автомобилей,
Санкт-Петербург Продажа автомобилей, Вольво, СААБ
Тольятти Лада, ВАЗ

Проверка по слайду 3 Презентации

III. Изучение нового материала
1. Анализ карты «география МК» рис 30, таблицы стр.79 Учитель: В какой части России находятся большинство машиностроительных заводов – в азиатской или европейской?  Почему? Учащиеся: это объясняется многими причинами, во-первых, основная часть трудовых ресурсов России находится в Европейской части страны;
во-вторых, в европейской части страны находятся основные потребители продукции машиностроения;
в-третьих, основное количество крупных городов находится в европейской части страны.
Вывод: Машиностроение в России распространилось повсеместно. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других – его функция ограничена главным образом удовлетворением внутренних потребностей.
  Учитель:
– Какую реку можно назвать  «машиностроительной артерией России»?
– Почему основная часть автомобильных заводов расположена в Поволжье и в связи с этим этот регион называют «автомобильным цехом страны»?
Изучение темы будет проходить с использованием стратегии  «Fishbone». Приложение  2

Машиностроительной артерией России можно бесспорно назвать красавицу Волгу, которая играет огромную роль в экономике страны. Благодаря особенностям  транспортно-географического положения городов расположенных по берегам Волги, все они являются центрами машиностроения или «работающими» на машиностроение.
Как правило, города не имеют собственной металлургической базы, а благодаря Волге обеспечиваются сырьём и машиностроение   работает   преимущественно    на металлопрокате соседнего Урала; очень малая  часть  потребности  покрывается собственной    металлургией.     Так, например наш Татарстан: в РТ нет месторождений руд, а все города республики являются крупнейшими центрами машиностроения, начиная от приборостроения до автомобилестроения и самолётостроения.
Поволжское  машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин  и  оборудования:  автомобили,  станки, тракторы,   оборудование   для   различных   отраслей    промышленности    и сельскохозяйственных предприятий.       Особое  место  в  комплексе  занимает   транспортное   машиностроение, представленное производством самолетов и  вертолетов,  грузовых  и  легковых автомобилей,  троллейбусов  и  др.

«Fishbone»  (см. Презентацию к уроку слайды  5,8)

2.2. Закрепление и применение знаний – 20 мин. Организация  и управление деятельностью обучающихся

Сопоставьте данные таблицы (Приложение 1) «Машиностроение. Специализация экономических районов России» с картами атласа.
В каких районах наиболее и наименее полный состав МСК.
Постарайтесь! Выявите географические закономерности в изменении набора специализирующих отраслей по территории России.

Отвечают на вопросы, выполняют задания (Приложение 1)
Контроль знаний. Тест, взаимопроверка, выставление оценок Ученики выполняют задания. (Приложение 3)
3. Заключительный этап – 5 мин. Организация рефлексии

– Что на уроке показалось вам интересным?
– Необычным? Что вызвало затруднения?
– Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
– Как изменилось ваше представление о МК?

 

 

 

Выставление оценок в табличку личных достижений (Приложение 4)

В течение всего урока вы себя оценивали на различных этапах, прошу вас сложить баллы и выдать средний результат за урок по табличке.
Благодарит  за урок учащихся

Домашнее задание: 

  • выполнить  практическую работу в тетрадях;
  • выполнить задания на контурной карте;
  • материал параграфа учить.