Цель: раскрыть биологические особенности семейств класса «Двудольные растения», выделить характерные признаки каждого семейства, определить места их произрастания, показать значение их в природе и жизни человека.
Задачи:
- Познавательные: формирование представления о многообразии цветковых растений, познакомить учащихся с отличительными признаками семейств класса «Двудольные растения», сформировать понятия о них.
- Развивающие: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом.
- Воспитывающие: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе. Обосновано излагать своё мнение, уважительно относиться к мнению одноклассников, развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.
Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.
Материалы и оборудование: компьютер, презентации учащихся для проекта, демонстрационный материал: учебники, справочники, вопросы для обсуждения в группах, географическая карта « Природные зоны».
Ключевые понятия и термины: покрытосеменные, класс Двудольные растения, паслёновые, крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, правильный, неправильный цветок, формула цветка, семейство.
Межпредметные связи: экология, искусство, география.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учеников |
Методический комментарий |
Организационный момент. 1 этап. Мотивационно-целевой. |
Приветствие: « Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнёмся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением». | Приветствуют учителя. | Здоровьесберегающий фактор, снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу. |
Рефлексия. | Раздаю заранее приготовленные листки бумаги. « Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-балльной шкале». | Оценивают своё состояние. Делают записи. | Привлечение внимания учащихся. Самооценка своего состояния. |
Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности. | Растений на нашей планете много. Все они разнообразны по внешнему виду и по местам произрастания. Известно более 350 тысяч разных растений, и всё же специалисты – ботаники находят всё новые и новые, ещё не известные науке. Чтобы легче разобраться во всём многообразии растений, их разделили на группы. Так возникла удивительная страна в мире растений – Систематика. Растения, имеющие сходное происхождение, строение, жизнедеятельность относят к одному виду, родственные виды объединяют в роды, роды в семейства, семейства в порядки, порядки в классы, классы в отделы, а отделы в царства. Таким образом, каждое растение принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп. Сегодня мы с вами познакомимся с растениями, которые принадлежат к классу Двудольные. Изучим семейства: паслёновых, крестоцветных, розоцветных, бобовых, сложноцветных. Рассмотрим их представителей, места произрастания, роль их в природе и жизни человека. | На доске появляется тема проекта. | Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся. Формирование интереса к проблеме. |
Выход на постановку субъективных целей. | Проговариваем план проекта, проблемные и учебные вопросы. На парте лежат листочки, на которых учащиеся должны в ходе проекта и в конце проекта оценить работу каждой группы и свою работу. | Записывают тему проекта в тетради. Формулируют вопросы с помощью учителя. | Реализация принципа вариативности. |
Выход на цель урока. | Говорю об основных задачах урока. Рассмотреть основные семейства растений класса Двудольных. Дать им характеристику. Выделить между ними общие признаки. | Участвуют в определении общей цели урока. | Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика. |
2 этап. Организационно-деятельный. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний. | Учащиеся были разбиты на группы. Каждая группа получила своё задание. 1 группа – «Левкой», 2 группа – «Мотыльки», 3 группа – «Земляничная поляна», 4 группа – «Баклажан», 5 группа – «Ромашка». (Приложение 1) | Работа в группах, с текстом учебника, с тетрадью, словарями, с презентациями. | Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности. |
Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия. | Организует обсуждение внутри групп. На экране размещает схемы – шаблоны выступлений групп. | Обсуждают, оформляют результат работы. | Развитие умений работы в группах. |
Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков. | Организует выступление каждой группы. Выступают устно и показывают свои презентации. Давайте обобщим полученные знания. Какие мы изучили семейства класса двудольных растений? Почему они объединяются в семейства? Что их объединяет? Что собой представляет страна Систематика? Какова её роль? Есть ли среди изученных растений ядовитые, пищевые, декоративные? | Участвуют в обсуждении, составлении характеристик семейств. | Результаты работы выводятся на экран. Учащиеся работают с тетрадями с целью обобщения субъективного опыта. |
Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний. | Рассмотрим вопросы происхождения растений разных семейств. Растения, относящиеся к одному семейству, имеют много общих признаков в строении. Это может говорить об общем происхождении. Как вы думаете, где родина представителей ваших семейств? | Работа в группах, с текстом учебника, дополнительной литературой. | Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности. |
Закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия. | Организует обсуждение внутри групп. | Обсуждают, оформляют результаты работы. | Развитие умения работать в группе, делать отчёт, выступать, доказывать свою точку зрения. |
Оценка качества работы в группах. | Раздаю листочки для оценки работы каждого ученика в группе и в целом всей группы. (Приложение 2) | Обсуждают, оформляют результат. | Развитие умений работы в группах. |
3 этап. Рефлексивно-оценочный. Рефлексия деятельности. |
Вернёмся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? Что мы с вами сегодня изучили? Почему все изученные семейства относятся к классу Двудольные растения? По каким признакам разделяют растения по семействам? Что это за страна Систематика? Какова её роль для науки? Зачем она систематизирует все растения на группы? Какой можно сделать вывод? | Проводят рефлексию своей деятельности. Отвечают на вопросы. Делают выводы. | Реализация деятельного подхода: Как можно эти знания использовать в жизни? Какие возникли проблемы во время работы в группах? |
Рефлексия своего личного участия в работе группы. | Оцените своё самочувствие, свою работу по 10-бальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение. | Выставляют оценку в своём листе. | Совпали ли значения листка рефлексии (в начале и в конце урока). |
Домашнее задание. | Подобрать информацию о плодово-ягодных, овощных, зерновых культурах и их происхождении. | Записывают домашнее задание. | Возможность выбора исследовательского или творческого задания. |
Список литературы:
- Е.А. Анашкина «Весёлая ботаника». Ярославль «Академия развития», «Академия, К» 1998 год.
- Л.А. Багрова «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Растения. М.; ТКО «АСТ» 1996 год.
- М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах». Волгоград. Издательство «Учитель» 2005 год.
- Е.Н. Деменков «Биология в вопросах и ответах». М.; «Просвещение» АО «Учебная литература» 1996 год.
- Ю. Дмитриев «Книга природы». М.; «Детская литература» 1990 год.