Зрение – величайшая ценность любого человека. 80% информации об окружающем мире дает нам зрение. По данным ВОЗ – в мире 37 миллионов слепых, 124 миллиона людей с плохим зрением. В настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих нарушения зрения.
Любые нарушения зрения неизбежно оказывают влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, обуславливают фрагментарность, искаженность восприятия предметов, замедленность и нечеткость их опознания. Дети с нарушением зрения плохо различают форму, размер, цвет предметов; верх и низ; правую и левую стороны; плохо ориентируются в пространстве и времени. Это создает определенные трудности в период школьного обучения.
Дети с нарушением зрения нуждаются в создании комфортных условий пребывания в образовательной среде. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей происходит не спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы, нивелирующей у данной категории детей трудности в учебно-познавательной деятельности.
Я работаю в ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 IV вида» города Пскова. На данный момент в школе обучается 166 учеников, среди которых 30 детей-инвалидов. Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день наша школа – это уникальное образовательное учреждение Псковской области. Именно благодаря школе № 7 дети, имеющие проблемы со зрением, могут развиваться в полном соответствии с их способностями и задатками.
В моем классе обучаются дети с амблиопией, гиперметропией, косоглазием (сходящимся и расходящимся), астигматизмом, атрофией зрительных нервов, анизометропией, миопией и другими глазными заболеваниями.
В классе обеспечивается обучение, воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушением зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.
Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также на занятиях по социально – бытовой ориентировке, развитию зрения и зрительно восприятия, по пространственной ориентировке, ритмике, логопедии, на занятиях лечебной физкультурой.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью систематизации дидактических игр и упражнений по развитию тактильного восприятия и мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках и занятиях.
Цель работы – оптимизация системы работы по развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия с целью повышения эффективности формирования навыка письма у детей с нарушением зрения.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
- Определить роль и значение тактильного восприятия и мелкой моторики рук в формировании навыка письма слабовидящих младших школьников;
- Охарактеризовать особенности осязания и мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения и определить пути и средства оптимизации коррекционно-компенсаторного развития указанной категории обучающихся;
- Систематизировать дидактические игры и упражнения по развитию тактильного восприятия и мелкой моторики рук на этапе формирования навыка письма у детей с нарушением зрения.
Необходимость использования осязания и мелкой моторики как средства компенсации слепоты и слабовидения на уроках базируется на теории сенсорного развития детей с нарушением зрения.
Процесс спонтанного развития осязания и мелкой моторики слепых и слабовидящих младших школьников носит неупорядоченный, ситуативный характер; учащимся не достает специальных коррекционно-компенсаторных знаний о руке и ее функциях, возможностях осязательного и тактильно-кинестетического обследования как средства компенсации слепоты и слабовидения.
Содержание и методика коррекционных минуток на уроках позволит систематизировать процесс формирования социально-адаптивных способов ориентации в окружающем мире и успешно решит задачи коррекционно-компенсаторного развития слабовидящих детей.
Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство - в двигательном поведении руки и глаза.
Отставание в развитии мелкой моторики рук у школьников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов учебной деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Активное осязание, или гаптика, возникает в результате активного ощупывания предметов. В ее основе лежит интегративная деятельность кожно-механического и двигательного анализаторов. Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Именно активному осязанию отводится первостепенная роль в познании окружающего мира.
Опираясь на рекомендации врача-офтальмолога, тифлопедагога и свои знания психолого-физиологических особенностей детей с нарушением зрения, я определила основной формой организации коррекционной работы групповые и индивидуальные занятия. В дальнейшем, накапливая теоретический и практический материал, приобретая опыт, понимая, что игра для детей младшего школьного возраста – это ведущий вид деятельности, все больше включала в работу игровые задания, упражнения и игры. Таким образом, игра как форма организации обучения и воспитания детей с нарушением зрения стала занимать одно из ведущих мест в коррекционной работе.
На своих уроках я стараюсь давать детям различные упражнения на развитие мелкой моторики и тактильного восприятия. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Одним из достижений своей педагогической деятельности я считаю создание системы дидактических игр и упражнений для детей с нарушением зрения (Приложение 1). Система работы включает в себя: развитие мелкой моторики рук и развитие тактильного восприятия.
В свою очередь работа по развитию мелкой моторики рук включает в себя такие дидактические игры и упражнения, как: пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж рук, лепка (из пластилина и глины), штриховка предметов, выкладывание предметов и лабиринтов (из фасоли, гороха, камушков, пуговиц, палочек и т.д.), вымазывание плоских предметов пластилином, обведение предметов (пластилином, карандашом, красками и т.д.), работа с проволокой (конструирование букв, цифр, геометрических фигур, нанизывание пуговиц, собирание бус), шнуровка и завязывание шнурков, застегивание молний и пуговиц, собирание пазлов.
По развитию тактильного восприятия я использую такие задания, как ощупывание предмета с закрытыми глазами, узнавание предмета на ощупь на плоскости, определение настенных тактильных предметов, обведение разных по тактильному восприятию предметов пальцами, узнавание предметов в тактильном мешочке на ощупь, работа с массажной дорожкой. ( Приложение 3).
В первом классе я использовала самые простые виды упражнений и заданий (обведение фигур, букв, цифр, штрихование, вымазывание пластилином плоских предметов.)
Сейчас, уже во 2 классе, задания усложняются. Появилась массажная дорожка, которую дети очень любят, наборы для завязывания шнурков, застегивания пуговиц, молний. Детям нравится игра «Тактильный мешочек». В него можно положить любые предметы (по форме, размеру, тактильным ощущениям). Любят ребята и разные по тактильному восприятию настенные предметы (из бумаги, картона, разных тканей). В кабинете висят две картины с изображением сказочных замков, сделанные из картона, ткани и шпагата. Я продолжаю работать по созданию дидактических игр и упражнений.
Работа с родителями является важным условием воспитания детей с нарушенным зрением (Приложение 2). Большое значение имеет информационно-просветительская работа среди родителей. Я, как учитель, использовала и продолжаю использовать разные формы работы с родителями. Это индивидуальные консультации и показ приемов коррекции зрительного восприятия, речи, психических функций, эмоциональных состояний и др.; информация в уголке для родителей на различные темы; выступления на родительских собраниях; совместные походы и экскурсии, анкетирование.
Также вместе с родителями шью пособия по развитию тактильного восприятия и мелкой моторики рук (массажная дорожка, тактильный мешочек, пособие по обучению шнуровке, картины и настенные предметы).
Концепцией своей педагогической деятельности я считаю то, что четкость и систематичность в работе педагога помогает исключить лишнюю физическую, эмоциональную и психическую нагрузку на детей и педагога и способствует сохранению их здоровья.
Младший школьник уже многое умеет, может, как фантазировать, так и создавать что-то по образцу. Теперь он может совмещать несколько видов творчества одновременно: например, не только слепить из глины лисичку, но и раскрасить ее, а из бумаги сложить для нее домик. А значит, с каждым годом ребенку надо предлагать разные виды материалов – не только бумагу, краски и пластилин, но и семена, и листья растений, бисер, блестки, веревочки... Все это будет стимулировать фантазию и побуждать ребенка создавать более интересные поделки. Ведь развитие – это постепенное движение от простого к сложному.
Выстраивая систему коррекционной работы, я не забывала о главной конечной цели этой работы: воспитание здорового ребенка. Ведь, еще великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Одним из лучших определений здоровья я считаю определение американского медика Г.Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Эти определения я учитываю, воспитывая и обучая ребят с нарушениями зрения.
Используемая литература.
- Никулина Г.И. Развитие зрительного восприятия.- СПб., 2003.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М., 1998.
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М., ЭКСМО, 2007.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А.Игры с пальчиками.- М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.