Урок развития речи "Типы речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Образовательная: Систематизация знаний обучающимися о тексте как основном лингвистическом понятии. (Тематическое и композиционное единство, смысловая цельность частей текста. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Соединение типов речи в тексте).
  • Развивающая:
    Развитие у учащихся интеллектуальных способностей: умение логически мыслить, умение отбирать главное, обобщать, систематизировать, делать выводы.
    – Развитие учебно-коммуникативных навыков (умение ориентироваться в условиях речевого общения, уметь принимать участие в дискуссии, отвечать на вопросы, конструировать их и задавать).
  • Воспитательная: Воспитание у учащихся эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии. Воспитание толерантных отношений, формирование интереса к предмету.

Форма работы: групповая.

Методы:
исследовательский;
– частично-поисковый.

Приложение

I. Организация урока.

Дыхательная гимнастика. Настрой на урок.

“Магазин цветов”.
Запускаем “волшебные точки”.
“Волшебные очки”.
“Ушки”.

Сегодня у нас необычный день. Посмотрите, сколько у нас на занятии гостей. Повернитесь, поприветствуем всех. Сегодня нам предстоит показать, как мы научились работать. Я желаю вам и нашим гостям интересных открытий и успехов.

Сегодня мы работаем в группах. Повторим правила работы в группах.

Работаем дружно.

Слушаем ответ каждого в команде.

Обсуждаем тихо и спокойно.

II. Постановка цели и учебной задачи.

Перед вами конверты с заданиями. Откройте, прочитайте.

Определите учебную задачу на этом этапе урока.

(Предстоит исследовать объекты.)

1. Учебная задача (определить текст это или группа предложений).

Сегодня мы будем исследовать текст.

III.

А для этого вспомним признаки текста.

Что такое текст? (Предложения, связанные между собой по смыслу.)

Вспомните, назовите основные признаки текста.

Предложения в тексте связаны между собой.
Текст имеет тему.
Текст можно озаглавить.
В тексте есть главная мысль.
Текст можно разделить на части.
Части текста всегда связаны между собой по смыслу.
Можно определить тип текста.

Задание: Докажите, что это текст (или не текст).

1. Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.

В середине зимы мы можем увидеть красавцев свиристелей в городе. Вот стайка птичек облепила рябинку. Сидят весь день на дереве и лакомятся ягодками бусинками. Так дружно эти красавцы перелетают с дерева на дерево. Опустится стайка птиц на дерево и не улетит, пока все ягоды не склюет.

Погостят в наших краях и улетят на Родину весной.

2. Прилетают к нам с Севера погостить красивые птички свиристели.

Дружной стайкой сядут на рябинку и важно глядят по сторонам. Будто сторожат свою красавицу рябинку. Наряд у них необычный. Перышки на груди и на крыльях красноватые, а на голове – пушистый хохолок. Крылья черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки.

Это очень гордая красивая птица.

3. Хорошо зимой в лесу!

С Севера осенью прилетели к нам красивые птицы свиристели. Вдалеке слышен стук дятла. Мимо пролетела стая ворон. На белом снегу отпечатались следы зайца. Медведь залег в берлогу. Погостят свиристели и улетят весной на Родину. И кого только не увидишь в зимнем лесу!

План исследования (у каждой группы).

  • Связаны ли между собой предложения?
  • Есть ли в тексте части? Связаны ли они между собой?
  • Определи тему текста.
  • Определи тип текста.
  • Что характерно для данного типа текста?

Самостоятельная работа: исследование текста по плану.

Проверка самостоятельной работы.

3-й текст – набор предложений, так как каждое предложение выражает законченную мысль, но они не обеспечивают развитие главной мысли. Единой темы нет.

Вывод:

Мы сейчас отвечали на вопросы, анализировали, доказывали. Каким типом речи мы пользовались? (Рассуждение.)

Какой текст мы называем рассуждение? (Текст отвечает на вопрос почему? и устанавливает причинно-следственные связи.)

2. Постановка учебной задачи.

Прочитайте еще раз оба текста. Поставим следующую учебную задачу.

Сравните два текста. Что между ними общего? (Тема текста общая, стиль речи.)

Что мы называем стиль речи? (Это отбор языковых средств в зависимости от условий и цели общения.)

Какие стили речи нам знакомы? (Разговорный и книжный.)

Что вы можете сказать о данных текстах?

(Они относятся к одному стилю речи.)

Какому? (Книжному.)

Попробуем определить разновидность книжного стиля. (Художественный.)

Какие разновидности стилей речи нам знакомы? (Научный.)

Чем характеризуется художественный стиль? (Яркое образное описание событий с использованием выразительных средств: сравнение, олицетворение, эпитетов, метафор, слов в переносном значении через них автор выражает свое отношение к событиям.)

Научный стиль? (Описывает сущность явления, употребление специальных слов терминов, цифр.)

Задача. Найти выразительные средства, которые использует автор в данных текстах.

Какому типу текста свойственно использование выразительных языковых средств?

Музыка “Одинокий пастух”.

Физкультминутка.

На рябине свиристели
Целый день рябину ели,
Осыпая снег под ней
Красной ягодой моей.
А рябина улыбалась,
Да ветвями их касалась,
Гроздья целые даря.

Свиристели прилетели,
Оживились и деревья,
Словно листьями оделись,
Только серыми чуть-чуть.

Свиристели прилетели,
И несутся птичьи трели,
Словно подарить хотели
Праздник серым зимним днем.

3. Учебная задача – творческая.

Мы сегодня исследовали текст по разным признакам.

Дома вы готовились к уроку и подбирали из литературных и др. источников сведения о свиристелях. Сейчас появится возможность их использовать.

Какую задачу мы поставим перед собой (соединить данные тексты: составить текст описание с элементами повествования, а другая группа работает с текстом описания с элементами повествования)

4. Самостоятельная творческая работа.

5. Проверка работы.

– Прочитайте свои тексты.

Докажите, что с поставленной задачей вы справились.

Алгоритм рассуждения.

1. Мы составили текст_______________________ с элементами ______________. Мы выполнили поставленную задачу. Главным в нашем тексте является ______________________, где объект показан в _________ , а ___________________ служит дополнительной информацией, уточнением особенностей данного объекта.

2. Мы составили текст _________________ с элементами ______________.Главным в тексте является____________, а ______________дает возможность рассмотреть объект с разных сторон.

Учитель отмечает интересные находки, дает рекомендации, а группу все хвалят аплодисментами за работу.

Подведение итога урока.

– Чему учились на уроке?

Рефлексия – дать анализ работы группы.
Владение теоретическим материалом.
Умение свои знания применять на практике.
Способность группы решать совместную задачу.

Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение “ Почему свиристели прилетают в город зимой?”