В настоящее время, когда человеческий опыт, накопленный веками и многими миллионами поколений, зафиксирован в книгах и стал достоянием широких масс, чтение книг, журналов и другой литературы, является ежедневной потребностью человека. Тем не менее, любовь к книге угасает, современным детям куда интереснее посмотреть фильм, особое место заняли аудиокниги. Кажется, что само общество удаляет бумажные источники знаний от людей, используя вместо них компьютерные технологии. Нет, я не против, но они должны дополнять друг друга, а не исключать одно из двух. Конечно, интеллектуально развитый человек должен знать и уметь всё, но книга остается, по моему мнению, первичным материалом для познания. Ведь именно с книгой, ребенок учит буквы, слоги, слова…Большую роль в освоении английского языка, как и любого другого, я думаю, играет одно из основных видов речевой деятельности - чтение. Именно, читая, ученики узнают новые слова, видят построение предложения, учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Хотелось бы сразу сказать, что я против простого чтения на иностранном языке, предпочитаю работу с уже прочитанным, например дома, текстом. Из опыта своей работы накопилось большое количество заданий, упражнений к тексту и по тексту. Используя их, вы уйдете от простого скучного чтения на уроке, результат будет виден сразу.
Основные этапы работы над текстом:
- Предтекстовой - пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. Причем, предварительная работа над текстом не касалась его содержания, иначе школьникам было бы неинтересно его читать.
- Текстовой - чтение текста с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля являлось понимание его.
- Послетекстовой- использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. На этом этапе предлагались упражнения, которые направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродктивно-продуктивного и продуктивного.
Работа с текстом проходила в следующей последовательности:
- Снятие языковых трудностей: семантизация новых лексических единиц, повторение ранее усвоенного материала, важного для понимания содержания.
- Беседа с учащимися перед чтением текста, цель которой заинтересовать ребят, создать мотив и потребность в чтении текста.
- Предъявление предтекстовых заданий-установок.
- Чтение текстов учащимися и выполнение заданий.
- Обсуждение прочитанного и подведение итогов.
Правила работы с текстом:
- Читать текст на английском языке - не значит переводить каждое слово.
- Чтобы понять любой текст необходимо использовать жизненный опыт.
- Большое внимание следует уделять заголовку, рисункам, схемам, таблицам, сопровождающих данный текст, его структуре.
- При чтении текста важно опираться на то, что известно в нём и пытаться прогнозировать содержание текста.
- Обращаться к словарю следует лишь в крайних случаях.
Упражнения на базе работы с текстом:
- Озаглавьте текст.
- Проиллюстрируйте текст.
- Оформите обложку к книге по тексту.
- Ответьте на вопросы.
- Дополните предложения.
- Исправьте информацию из текста.
- Согласись, не согласись.
- Заполните таблицу по тексту.
- Определите тему рассказа.
- Выбери подходящее название.
- Выпишите из текста слова по определенным признакам (с префиксами, суффиксами, сложные).
- Перескажи текст.
- Придумай продолжение.
- Сними фильм по тексту.
- Переведите текст на русский язык.
- Составьте план.
- Выразите свое отношение, мнение, оценку.
- Выделите основную мысль.
- Выберите главные факты из текста, опуская второстепенные.
- Спрогнозируйте содержание по началу текста.
- Догадайтесь о значении отдельных слов.
- Составьте денотатную карту к тексту.
- Замените выделенные слова синонимами.
- Выберите подходящую картинку к тексту.
- Выпишите из текста слова, начинающиеся на букву А.
- Вставьте пропущенные слова в предложения.
- Напишите сценарий по тексту.
- Расставьте предложения в логической последовательности.
- Преобразуйте прямую речь в косвенную.
- Выпишите из текста слова с общим корнем.
- Найдите услышанные слова в тексте.
- Сгруппируйте выписанные слова из текста по частям речи.
- Прочитай и скажи, как бы ты поступил на месте главного героя.
- Прочитай и подумай, какая музыка лучше всего выражает чувства автора.
- Подготовьте рекламу данному тексту.
Согласно программе по иностранному языку в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учащихся. Необходимо целенаправленно развивать интерес у учащихся к чтению. Это возможно лишь, если при обучении чтению использовать различные игры, упражнения, задания. Причем их использование способствует снятию монотонности в работе, повышению интереса к изучаемому языку. Чтение дает возможность людям общаться друг с другом на расстоянии, печатное слово позволяет проникать в тайники человеческого сознания. В этом, собственно, и заключается практическое, воспитательное и общеобразовательное значение чтения на иностранном языке. Чтение полезно также тем, что оно заставляет учащихся глубже вникать в свой родной язык, лучше познавать и осмысливать его и тем самым углубляет знания родного языка.