Работа с текстом как элемент обучения чтению на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время, когда человеческий опыт, накопленный веками и многими миллионами поколений, зафиксирован в книгах и стал достоянием широких масс, чтение книг, журналов и другой литературы, является ежедневной потребностью человека. Тем не менее, любовь к книге угасает, современным детям куда интереснее посмотреть фильм, особое место заняли аудиокниги. Кажется, что само общество удаляет бумажные источники знаний от людей, используя вместо них компьютерные технологии. Нет, я не против, но они должны дополнять друг друга, а не исключать одно из двух. Конечно, интеллектуально развитый человек должен знать и уметь всё, но книга остается, по моему мнению, первичным материалом для познания. Ведь именно с книгой, ребенок учит буквы, слоги, слова…Большую роль в освоении английского языка, как и любого другого, я думаю, играет одно из основных видов речевой деятельности - чтение. Именно, читая, ученики узнают новые слова, видят построение предложения, учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Хотелось бы сразу сказать, что я против простого чтения на иностранном языке, предпочитаю работу с уже прочитанным, например дома, текстом. Из опыта своей работы накопилось большое количество заданий, упражнений к тексту и по тексту. Используя их, вы уйдете от простого скучного чтения на уроке, результат будет виден сразу.

Основные этапы работы над текстом:

  • Предтекстовой - пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. Причем, предварительная работа над текстом не касалась его содержания, иначе школьникам было бы неинтересно его читать.
  • Текстовой - чтение текста с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля являлось понимание его.
  • Послетекстовой- использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. На этом этапе предлагались упражнения, которые направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродктивно-продуктивного и продуктивного.

Работа с текстом проходила в следующей последовательности:

  • Снятие языковых трудностей: семантизация новых лексических единиц, повторение ранее усвоенного материала, важного для понимания содержания.
  • Беседа с учащимися перед чтением текста, цель которой заинтересовать ребят, создать мотив и потребность в чтении текста.
  • Предъявление предтекстовых заданий-установок.
  • Чтение текстов учащимися и выполнение заданий.
  • Обсуждение прочитанного и подведение итогов.

Правила работы с текстом:

  • Читать текст на английском языке - не значит переводить каждое слово.
  • Чтобы понять любой текст необходимо использовать жизненный опыт.
  • Большое внимание следует уделять заголовку, рисункам, схемам, таблицам, сопровождающих данный текст, его структуре.
  • При чтении текста важно опираться на то, что известно в нём и пытаться прогнозировать содержание текста.
  • Обращаться к словарю следует лишь в крайних случаях.

Упражнения на базе работы с текстом:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Проиллюстрируйте текст.
  3. Оформите обложку к книге по тексту.
  4. Ответьте на вопросы.
  5. Дополните предложения.
  6. Исправьте информацию из текста.
  7. Согласись, не согласись.
  8. Заполните таблицу по тексту.
  9. Определите тему рассказа.
  10. Выбери подходящее название.
  11. Выпишите из текста слова по определенным признакам (с префиксами, суффиксами, сложные).
  12. Перескажи текст.
  13. Придумай продолжение.
  14. Сними фильм по тексту.
  15. Переведите текст на русский язык.
  16. Составьте план.
  17. Выразите свое отношение, мнение, оценку.
  18. Выделите основную мысль.
  19. Выберите главные факты из текста, опуская второстепенные.
  20. Спрогнозируйте содержание по началу текста.
  21. Догадайтесь о значении отдельных слов.
  22. Составьте денотатную карту к тексту.
  23. Замените выделенные слова синонимами.
  24. Выберите подходящую картинку к тексту.
  25. Выпишите из текста слова, начинающиеся на букву А.
  26. Вставьте пропущенные слова в предложения.
  27. Напишите сценарий по тексту.
  28. Расставьте предложения в логической последовательности.
  29. Преобразуйте прямую речь в косвенную.
  30. Выпишите из текста слова с общим корнем.
  31. Найдите услышанные слова в тексте.
  32. Сгруппируйте выписанные слова из текста по частям речи.
  33. Прочитай и скажи, как бы ты поступил на месте главного героя.
  34. Прочитай и подумай, какая музыка лучше всего выражает чувства автора.
  35. Подготовьте рекламу данному тексту.

Согласно программе по иностранному языку в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учащихся. Необходимо целенаправленно развивать интерес у учащихся к чтению. Это возможно лишь, если при обучении чтению использовать различные игры, упражнения, задания. Причем их использование способствует снятию монотонности в работе, повышению интереса к изучаемому языку. Чтение дает возможность людям общаться друг с другом на расстоянии, печатное слово позволяет проникать в тайники человеческого сознания. В этом, собственно, и заключается практическое, воспитательное и общеобразовательное значение чтения на иностранном языке. Чтение полезно также тем, что оно заставляет учащихся глубже вникать в свой родной язык, лучше познавать и осмысливать его и тем самым углубляет знания родного языка.