Общение дошкольника со сверстниками – одна из актуальных проблем современного общества. При безусловной важности роли семьи в процессе развития общения у детей дошкольного возраста, необходимо сказать о роли дошкольного учреждения в этом процессе. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об образовании» общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования должны быть преемственными.
Выделены основания преемственности, которые обеспечивают общую готовность детей к освоению программы I ступени, и являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходными ориентирами начального общего образования. Наряду с развитием любознательности, способностей ребенка как способов самостоятельного решения умственных, художественных и других задач, основанием преемственности является и развитие коммуникативности – умения общаться с взрослыми и сверстниками. И служит одним из необходимых условий успешной учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально-личностного развития.
Проблема общения дошкольников со сверстниками имеет весьма большое значение, ей посвящены многие психологические и педагогические исследования: М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, С.Г. Якобсон, Л.Н. Галигузовой, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой. Они отмечают, что в дошкольном возрасте в жизни ребенка всё большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она становится одной из главных. В четыре–пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.
Взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста, в основном источником оценки, новой информации, и образцом действия. По отношению к сверстнику, ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач – здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой.
Д.Б. Годовикова, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова установили, что от умения общаться, во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми в учебном, трудовом, семейном и других коллективах.
Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. А.Н. Леонтьев не случайно воспитателя детского сада включает в «малый, интимный круг» общения ребенка дошкольника.
На начальном этапе у детей старшего дошкольного возраста мы установили уровень сформированности навыков общения помощью методики, разработанной Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. (Приложение 1 у автора).
Для общения детей, не регламентированного воспитателем, использовали методику одномоментных срезов Т.А. Репиной.
В результате проведенного исследования установлено, что в старшем дошкольном возрасте происходит качественная перестройка в общении ребенка со сверстниками. Сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, предметом сравнения с собой и средством самоутверждения. Дети старшего возраста учатся согласовывать свое мнение с чужим, учатся оценивать поступки ребенка, его личностные и нравственные качества. Отношения становятся избирательными. Наряду с этим есть и дети, которые в таком большом коллективе чувствуют себя очень одинокими из–за того, что не умеют общаться, взаимодействовать. Именно этим мы объясняем осложнения и наличие частых конфликтных ситуаций у детей, а также изолированность детей от коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению и полноценному развитию ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям.
Наличие частых конфликтных ситуаций, неумение самостоятельно их разрешать, преобладание среднего уровня сформированности навыков общения у детей подготовительной группы определило дальнейший путь работы.
Целью дальнейших исследований по проблеме, явилась работа по выявлению особенностей общения воспитателей с детьми в группе.
Для этого мы использовали методику изучения особенностей общения воспитателя с детьми, разработанную Башлаковой Л.Н.
Для выявления компетентностивоспитателей в области формирования навыков общения детей со сверстниками, педагогам предлагали ответить на вопросы, оформленные в виде анкет. (Приложение 3 у автора)
В результате мы увидели разрыв между теорией и практикой.
Использование однообразных форм работы не приводит воспитателей к желаемым результатам, не помогают эффективно решать проблемы, возникающие при общении детей, воспитывать культуру общения у детей.
Воспитатели не проводят системную работу по формированию у детей навыков общения.
И сделали вывод, что совершенствовать педагогическое мастерство педагогов можно и нужно в условиях дошкольного образовательного учреждения. Нами разработана и внедрена программа семинара – практикума.
Программа семинара-практикума «Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Теория и практика»
План программы семинара-практикума
Форма работы | тема | |
лекция | Теоретические основы проблемы общения дошкольников со сверстниками. | 2 |
круглый стол | Роль воспитателя в становлении общения дошкольников со сверстниками. | 2 |
тренинг | Поможем ребенку преодолеть трудности в общении. | 2 |
мастер-класс | Поищем и найдем волшебные слова | 2 |
тренинг | Формирование культуры общения у дошкольников | 2 |
круглый стол | Формируем навыки общения у дошкольников. | 2 |
При проведении теоретического семинара, ставили задачу не только обобщить представления и систематизировать знания о процессе общения дошкольников со сверстниками, сколько заинтересовать педагогов, помочь найти в литературе ответы, на интересующие их вопросы.
Другой задачей, которую решали при проведении теоретического семинара, являлось осознание педагогом исключительной роли процесса педагогического общения воспитателя детского сада с дошкольниками. И третьей задачей, которую мы ставили при проведении теоретического семинара – понять важность планирования и проведения воспитателями системной работы по развитию навыков общения у дошкольников.
Их активность проявлялась в обсуждении наиболее интересующих вопросов:
- раньше не придавали данной проблеме большого значения;
- очень много читали по данной теме материала, но на практике использовали от случая к случаю;
- есть ли специальная литература по данной проблеме, которую можно использовать в конкретной ситуации, при решении проблем общения детей со сверстниками.
«Круглый стол» одна из форм организации познавательной деятельности специалистов, способствующая наращиванию информации, прогнозирование определенных проблем, укрепление их позиций, способность избежать ошибок в решении, воспитании логической и творческой культуры ведения дискуссии.
В рамках программы семинара-практикума воспитателям был предложен список литературы для самостоятельной работы в подготовке к семинару, а также вопросы для обсуждения:
- Развитие общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте.
- Роль воспитателя в становлении общения дошкольников со сверстниками.
Целью являлась актуализация знаний участников по теории вопроса.
Педагогам предлагалось обсудить такие вопросы:
Важно ли воспитателю знать специфические особенности общения детей со сверстниками отличающие его от общения со взрослыми.
Воспитатели обсуждали вопросы очень активно, с большим интересом, приводили много примеров из практики. Если не знать особенности общения на каждом возрастном этапе, можно и помешать, приостановить личностное развитие ребенка.
Следующим вопросом для обсуждения, был вопрос на актуализацию знаний, педагогам предлагалось вспомнить и обсудить, как изменяются содержание и форма общения детей на протяжении дошкольного возраста.
Пришли к единому мнению, что в дошкольном возрасте педагог в глазах ребенка, действительно является образцом для подражания, но зачастую они упускают этот момент.
С целью закрепления и применения теоретических знаний на практике был проведен тренинг.
Задачи: приобретение или коррекция практических умений в процессе решения проблемных ситуаций, возникающих в группе;
создание атмосферы активности и свободы общения воспитателей, желание поделиться своим опытом, мнением; вербализованная рефлексия.
Педагогам предлагалось разделиться на три группы, в каждой группе, один играл роль воспитателя, остальные детей. Каждой группе предлагалась конкретная ситуация. Отводилось несколько минут на решение и предлагалось по очереди её обыграть.
Затем группе задавались вопросы, обсуждали, почему был выбран такой способ решения. Эффективен ли он в решении данного вопроса.
Ситуация 1. Саша и Сережа играли вместе (4 года). Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, дурак!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.
Воспитатели очень активно обсуждали и обыгрывали предложенные ситуации. Воспитатель попросила вначале одного, потом другого ребенка рассказать, что случилось. После невнятных объяснений, воспитатель сказала, что нужно уметь договариваться, уступать другу. И предложила, попросить друг у друга прощения. «Подойди Саша и скажи Сереже хорошие и добрые слова, для того, чтобы он больше на тебя не обижался» – сказала воспитатель. А потом попросила и Сережу, попросить у Саши прощения. Воспитатели высказали свое мнение и по поводу того, что нельзя оставлять конфликты нерешенными, ведь те, кто постоянно дерутся, еще больше укрепятся в решениях, что кулаками они могут решить любую проблему. Нельзя сажать на стульчики и тех и других, это не решит проблему, а конфликтов в группе станет еще больше.
Ситуация 2. Полную девочку (5 лет) обзывают мальчики, она плачет, замыкается, ни с кем не играет, и не хочет ходить в детский сад.
Для решения проблемы девочки, воспитатель индивидуально побеседовала с детьми, которые обижали девочку. Мальчикам она сказала, что обидеть словом можно каждого человека. Вот и вы обидели хорошую, добрую девочку. Но вы можете все исправить, если подойдете и предложите ей свою дружбу и защиту. Мальчики должны защищать девочек, не позволять никому их обижать. Нужно проводить больше специальных упражнений, учить детей решать проблемные ситуации, чтобы дети знали, как обидно бывает, когда тебя обзывают, обижают.
Ситуация 3. Мальчик (6 лет) из необеспеченной семьи. От того, что у него нет дорогих игрушек, и он не так хорошо одет, как другие дети, с ним никто не дружит.
Для решения данной проблемы воспитатели предложили проводить работу для повышения статуса ребенка в коллективе. Воспитатель – источник оценки, образец действия. И дети чутко реагируют, как к ним относится воспитатель. У ребенка нет возможности хорошо одеваться, но он лучше всех рисует, конструирует, быстрее всех бегает. Нужно помочь детям увидеть в ребенке самое лучшее.
В процессе обсуждения воспитатели пришли к выводу, что одиночные меры не эффективны, у детей не сформируются навыки положительного общения. Для этого нужна системная работа, позволяющая узнать, как бы в конкретной ситуации поступил ребенок и увидел, как нужно действовать, чтобы решить проблему.
Затем воспитатели обсудили вопросы:
- знают ли воспитатели детей в группе, испытывающих затруднения в общении;
- какую работу нужно проводить, если в группе дети часто конфликтуют.
Обсуждалась эффективность используемых форм работы.
Выводы: в результате проведенного тренинга, решения ситуаций, воспитатели вырабатывают мнение, что
- правила общения и поведения и личностные качества детей во многом определяются характером педагогического общения воспитателя детского сада с дошкольниками;
- нужно учить детей находить способы разрешения конфликтов.
- наиболее эффективными в процессе развития навыков общения у дошкольников со сверстниками являются упражнения, игры-задания, этюды, коррекционные игры, решения проблемных ситуаций.
В рамках семинара-практикума воспитатель подготовительной группы разработала цикл игр – упражнений направленных на развитие навыков общения у дошкольников.
А также провела мастер-класс «Поищем и найдем волшебные слова».
Она поделилась наиболее интересными находками по развитию навыков общения детей со сверстниками. Показала, что в процессе решения конкретной проблемы, а именно неумения вежливо общаться друг с другом, можно в процессе игр-упражнений воздействовать на чувства и поведение детей. В процессе решения проблемы предлагалось проанализировать поступок мальчика. Когда воспитатель задала вопрос: «Почему так поступать нельзя?», дети анализировали поступок, совершенный ребенком, а именно: «толкнул, наступил на ногу, обозвал». Какое бы у вас было настроение, если бы так поступили с вами. Воспитатель попросила детей вспомнить, как ласково их называют дома родители. Дети вспомнили и назвали: «сынуля, Сонечка, малыш». А вам нравится, когда вас называют ласково? Приходят к решению, что детям не все равно как их называют.
Затем воспитатель предлагает рассмотреть сценки нарисованные на картинке и разыграть их.
Сценки на картинках:
- Мальчик длительное время один прыгает на скакалке. Девочка хочет с ним поиграть, но не знает, что ему сказать. Помогите девочке.
- Дети вышли на прогулку, девочка споткнулась и упала. Как нужно поступить?
- У мальчика на лице веснушки, волосы огненно-рыжие. Его все дразнят, он сильно обижается и плачет. Как поступите вы, что посоветуете мальчику? Как поступите с детьми, которые его обижают?
- Выводы: в процессе обсуждения мастер-класса педагоги единодушно признали, что проведенный мастер-класс формирует у ребенка навыки общения лучше, чем назидательные беседы, постоянно проводимые воспитателями.
Воспитатели отметили, что понимают и осознают роль системной работы в формировании навыков общения у детей, в развитии доброжелательных отношений детей друг к другу, сплочению коллектива.
Занятие 5.
Для дальнейшей отработки практических умений провели тренинг на тему: «Формирование культуры общения у дошкольников».
Целью, являлось подведение итогов проведенной работы, ознакомление с разными подходами и находками воспитателей, выработка своей точки зрения по этому вопросу.
Вначале, воспитателям были показаны видеосюжеты, с наиболее интересными педагогическими находками в общении детей, сюжеты, в которых воспитатели вовлекают в процесс общения детей замкнутых, застенчивых, находят способы общения с детьми импульсивными, а также этюды и игры – упражнения, в которых дети учатся общаться со сверстниками. Провели обсуждение увиденных сюжетов, поделились своими наработками по данной проблеме.
Затем воспитатели представили «дневник вежливости» детей своей группы, обсудили, что для того чтобы, сформировать навыки общения, расширить «запас вежливых слов», необходима системная работа, использование педагогом разных форм работы.
Заключительным этапом семинара – практикума стало заседание «круглого стола».
Цель: овладение воспитателей умениями и навыками руководства процессом общения дошкольников.
Задачи: использовать знания в процессе формирования навыков общения у детей, для решения проблемных ситуаций, возникающих в группе.
Чтобы настроить воспитателей на продуктивное общение, был задан вопрос, снимавший напряжение и располагающий к обсуждению: согласны ли Вы с мнением, что у человека, который умеет общаться много друзей?
Результаты проведенного семинара-практикума показали позитивное поведение у воспитателей. Активность, заинтересованность педагогов с большим стажем работы, и молодых специалистов доказывает актуальность проблемы общения дошкольников со сверстниками.
Такая форма организации как семинар-практикум очень действенна. Тема раскрыта широко и одобрена воспитателями. Теоретический материал позволил воспитателям обобщить и упорядочить знания о формировании навыков общения у дошкольников со сверстниками. А проведение практических занятий помогло закрепить у воспитателей умения и навыки руководства процессом общения.
Реализация предложенной программы позволила:
- повысить у педагогов компетентность в организации процесса общения дошкольников.
- доказать, что эффективность формирования навыков общения дошкольников со сверстниками в условиях дошкольного образовательного учреждения зависит от системного использования специальных упражнений, игр, проблемных ситуаций.
Список используемой литературы:
- Аверин В.П. Психология детей и подростков / В.П. Аверин. – СПб – издательство Михайлова В.А. – 1998. – -379с.
- Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова Дошкольное воспитание. – 1975. –С 16 – 20.
- Артанова А.И. Проблемы детской общительности и коллективной игры в психологии / А.И. Артанова. – М.: Педагогика, 1966. – 184с.
- Арушанова С.А. Коммуникативное развитие /С.А. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 1999. – № 2. – С. 24 – 28.
- Арутюнова Л.А. Воспитание мальчиков и девочек. / Л.А. Арутюнова, А. Репина // Дошкольное воспитание.-1984. – № 2. С.14 – 17.
- Бодалёв А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 325 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – М.: 1968. – 216с.
- Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка./ Е.А. Бондаренко / – Мн.: «Народная асвета», 1974. – 124 с.
- Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду / А.И. Васильева. – Мн.: «Народная асвета», 1980.- 94с.
- Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 240с.
- Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет./ Л.Н. Галигузова. – М.: «Просвещение», 1992.- 143с.