Цели урока: познакомить учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; совершенствовать навыки учащихся складывать и вычитать многозначные числа, умение решать задачи; закреплять умение решать уравнения изученных видов.
Развивающие: развитие речи учащихся, формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: показать пути экологического воспитания на уроках математики; воспитывать любовь к природе, ко всему живому; воспитание товарищества, взаимопомощи.
Оборудование:
- карточки с цифрами 7, 5, 3;
- картинки с изображением дятла, бабочки, ягод;
- карточки с разноуровневыми заданиями по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»;
- карточки с числами для устного счета, с обратной стороны которых буквы для слова «экология».
- карточки с квадратом и прямоугольником;
- индивидуальные тесты «Проверь себя»;
- компьютерная презентация Power Point.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Какое самое наибольшее трехзначное число можно составить из цифр 5, 3, 7?
Дети: 753 – это трехзначное число, в котором 7 сотен, 5 десятков, 3 единицы.
- Число 753 можно заменить суммой разрядных слагаемых 700, 50 и 3.
- Предыдущее число 752, а последующее – 754.
Учитель: Это число мы написали неспроста.
Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых – короедов. Так вот, один дятел за день съедает 753 пауков-короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки, их охотно используют для своих гнезд маленькие птички. Получается взаимосвязь.
(На доске слайд № 1, приложение 1)
Дятел → деревья → птички |
– Эта схема отражает, как связаны растения и птицы между собой. А вот, как называется наука, которая изучает подобные взаимоотношения в природе, мы узнаем, если быстро и правильно решим примеры.
– А пока мы будем решать примеры, трое ребят будут работать самостоятельно, выполняя задание на карточках.
III. Устный счет.
1. Индивидуальная работа на месте.
(Учитель заранее выдает карточки с разноуровневыми заданиями по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»)
№ 1. Реши примеры.
- 5384 + 9704
- 10000 - 6010
- 500106 - 49038
№ 2. Восстанови пропущенные цифры.
№ 3. В пустые клетки впиши такие числа, чтобы квадрат получился магическим
|
||
|
||
|
2. Коллективная работа с остальными учащимися.
Учитель: Решите примеры.
(Таблица – слайд № 2, приложение.)
Учащиеся читают примеры, называя компоненты, и дают ответы, учитель выставляет ответы на доску.
(На доске)
3000 40000 122540 18200 120 75 8000 1010 |
Учитель: Полученные ответы расположите в порядке возрастания.
(С обратной стороны чисел написаны буквы)
(Учащиеся называют числа, учитель расставляет их, затем карточки переворачивает. Если задание выполнено верно, на доске получается название науки – «экология»)
Учитель: А что такое экология?
Дети: (Ответы)
Учитель: Экология – наука о доме, но не о том, который строитель выстроил из кирпича, а о природном доме, который есть у каждого растения, животного. Все то, что окружает нас в природе – это наш дом. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Она изучает, например, как растение связано с воздухом, водой, другими растениями и т. д.
– На каких геометрических фигурах написаны числа?
Дети: На кругах, квадрате, прямоугольнике.
Учитель: Что такое квадрат?
(Карточка с квадратом)
Дети: Четырехугольник, у которого все стороны равны.
Учитель: Что такое прямоугольник?
Дети: Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны.
Учитель: Как найти периметр квадрата?
Дети: Нужно длину стороны умножить на 4.
Учитель: Могу ли я узнать периметр квадрата, изображенного на доске?
Дети: Нет, так как мы не знаем длину его стороны.
(Представитель с I варианта выходит к доске, измеряет сторону квадрата и находит периметр. Остальные дети решают в тетрадях.)
Учитель: Как найти периметр прямоугольника?
(Карточка с прямоугольником)
Дети: Нужно сумму длины и ширины умножить на 2.
Учитель: Могу ли я узнать периметр прямоугольника, изображенного на доске?
Дети: Нет, так как мы не знаем длину и ширину.
(Представитель II варианта выходит к доске, измеряет стороны прямоугольника и находит периметр. Остальные дети решают в тетрадях.)
Запись на доске.
Вариант I а = 14 см Р = ? Решение Р = а × 4 Р = 14 × 4 = 56 (см) Ответ: Р = 56 см |
Вариант II а = 12 см b = 10 см Р = ? Решение Р = (а + b) × 2 Р = (12 + 10) × 2 = 44 (см) Ответ: Р = 44 см |
IV. Тест «Проверь себя».
Учитель: Сегодня на уроке я проверю, как вы понимаете смысл математических выражений.
Тест «Проверь себя» |
||
1. |
Увеличить на … |
⟩ |
2. |
Умножить на … |
⟩ |
3. |
Найти сумму чисел … |
⟩ |
4. |
Найти разность … |
⟩ |
5. |
Найти произведение … |
⟩ |
6. |
Найти частное … |
⟩ |
7. |
Увеличить в … раз |
⟩ |
8. |
Уменьшить в … раз |
⟩ |
9. |
На … больше |
⟩ |
10. |
В … раз больше |
⟩ |
11. |
На … меньше |
⟩ |
12. |
В … раз меньше |
⟩ |
13. |
Как найти уменьшаемое, если известны вычитаемое и разность. |
⟩ |
(Самопроверка. Ответы на доске. Слайд № 3, приложение)
V. Работа по теме урока.
1. Объяснение.
Учитель: Сегодня мы продолжим работу над решением уравнений и рассмотрим некоторые экологические проблемы и экологические «цепочки».
- Как называются компоненты при вычитании?
Дети: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Учитель: Так как найти неизвестное уменьшаемое?
Дети: Надо к разности прибавить вычитаемое.
Учитель: Перед вами уравнение х – 12 = 25. Подробно объясните, как будете его решать.
(Объяснение ученика с записью на доске и в тетрадях)
Учитель: А вот еще одно уравнение х – 12 = 75 : 3.
- Что общего и в чем различия в записи этих уравнений?
(Варианты ответов учащихся)
- Мы выяснили, что во втором уравнении значение разности выражено частным чисел 75 и 3. Как привести данное уравнение к простой записи?
(Ответы учащихся)
- Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно, обязательно делая проверку.
(Объяснение ученика с записью на доске и в тетрадях)
2. Закрепление.
Решение уравнений на доске с комментированием.
- х – 27 = 78 + 14
- х – 16 = 96 – 28
VI. Работа над пройденным.
1. Решение задачи.
Учитель: А теперь давайте решим задачу.
(Задача на доске. Слайд № 4, приложение)
«Школьники пошли гулять на поляну. Ученики первого класса сорвали 45 цветков, а ученики второго класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?»
(На доске слайд № 5, приложение)
|
Общая норма |
Норма на 1 б. |
Количество б. |
1 кл. |
45 цв. |
7 цв. |
? |
2 кл. |
46 цв. |
Учитель: Какие две величины необходимо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
Дети: Общую норму и норму на 1 бабочку.
Учитель: Что нам известно?
Дети: Нам известно, что 1 бабочке надо попробовать нектар 7 цветков.
Учитель: Что не известно?
Дети: Сколько всего цветков сорвали дети.
Учитель: Какие две величины надо знать, чтобы узнать, сколько всего цветков сорвали школьники?
Дети: Сколько цветков сорвали ученики 1 класса и сколько цветков сорвали ученики 2 класса.
Учитель: Известны ли нам эти величины?
Дети: Да.
(Вызванный ученик решает на доске, а остальные - в тетрадях)
Запись на доске:
Решение:
- 45 + 46 = 91 (цв) – всего сорвали школьники
- 91 : 7 = 13 (б)
Ответ: 13 бабочек останется без обеда.
(Ученица читает стихотворение)
На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.В нас молчало разумное «стой»!
Нам казалось все мало, все мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
Учитель: Мы с вами уже рассмотрели несколько экологических «цепочек», а теперь давайте решим математическую «цепочку». Правильно решив ее, мы узнаем новые сведения о ягодах. Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой ягоды, то человек запасется витаминами на всю зиму.
Так что же это за ягода? О каждой ягоде идет речь?
2. Найди значение выражения.
Запись на доске (слайд № 6, приложение):
4 – 40 : 10 + 8 : 2 ∙ 1 + 14 : 2 + 54 ∙ 1
Варианты ответов:
- 65 – черника
- 75 - земляника
- 95 - клюква
(Ответы учащихся)
Учитель: Все вы знаете, какое важное значение в природе играет вода. Но, к сожалению, люди загрязняют ее и расходуют неэкономно.
3. Решение задачи.
В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 ч набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?
Учитель: Какие слова возьмем для составления краткой записи?
На доске:
Утечка за 1 час | Количество часов |
Общая утечка |
одинаково |
3 ч |
12 ст. |
8 ч |
? |
(Дети по «цепочке» анализирует задачу)
Дети: Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо знать утечку воды за 1 ч и количество воды.
- Нам известно количество часов, но неизвестна утечка за 1 час.
- Чтобы узнать утечку за 1 ч, надо знать, сколько всего воды вытекло и количество часов.
- Нам эти величины известны.
(Далее дети самостоятельно записывают решение, после чего следует проверка)
Учитель: Вы поняли, как нужно бережно относиться к воде.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Все вы поняли, какое большое значение имеет, особенно сейчас, наука экология. Но если вы заметили, она очень тесно связана с математикой: ведь во всем нужны числовые подсчеты. Поэтому, чтобы стать экологами, мы сначала должны поупражняться в вычислениях.
4. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Вариант I.
- 6000 – 345
- 36004 – 18032
- х + 16 = 81 – 27
Вариант II.
- 7000 – 459
- 48007 – 19048
- 43 + х = 38 + 12
5. Самопроверка. (Слайд № 7, приложение)
VI. Итог урока.
Учитель: Как найти уменьшаемое?
Как будем решать уравнения, если разность выражена в виде выражения?
Как называется наука, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой?
(Ответы детей)
Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?
(Ответы детей)
Учитель: Я думаю, что хотя бы один ученик из нашего класса станет экологом, но не забывайте, что любой эколог и даже человек любой другой профессии должен хорошо знать математику.
VII. Анализ работы учащихся на уроке.