Урок математики в 4-м классе "Нахождение неизвестного уменьшаемого"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; совершенствовать навыки учащихся складывать и вычитать многозначные числа, умение решать задачи; закреплять умение решать уравнения изученных видов.

Развивающие: развитие речи учащихся, формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные: показать пути экологического воспитания на уроках математики; воспитывать любовь к природе, ко всему живому; воспитание товарищества, взаимопомощи.

Оборудование:

  • карточки с цифрами 7, 5, 3;
  • картинки с изображением дятла, бабочки, ягод;
  • карточки с разноуровневыми заданиями по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»;
  • карточки с числами для устного счета, с обратной стороны которых буквы для слова «экология».
  • карточки с квадратом и прямоугольником;
  • индивидуальные тесты «Проверь себя»;
  • компьютерная презентация Power Point.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Какое самое наибольшее трехзначное число можно составить из цифр 5, 3, 7?

Дети: 753 – это трехзначное число, в котором 7 сотен, 5 десятков, 3 единицы.

- Число 753 можно заменить суммой разрядных слагаемых 700, 50 и 3.

- Предыдущее число 752, а последующее – 754.

Учитель: Это число мы написали неспроста.

Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых – короедов. Так вот, один дятел за день съедает 753 пауков-короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки, их охотно используют для своих гнезд маленькие птички. Получается взаимосвязь.

 (На доске слайд № 1, приложение 1)

Дятел      →        деревья       →       птички

– Эта схема отражает, как связаны растения и птицы между собой. А вот, как называется наука, которая изучает подобные взаимоотношения в природе, мы узнаем, если быстро и правильно решим примеры.

– А пока мы будем решать примеры, трое ребят будут работать самостоятельно, выполняя задание на карточках.

III. Устный счет.

1. Индивидуальная работа на месте.

(Учитель заранее выдает карточки с разноуровневыми заданиями по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»)

№ 1. Реши примеры.

  • 5384 + 9704
  • 10000 - 6010 
  • 500106 - 49038

№ 2. Восстанови пропущенные цифры.

№ 3. В пустые клетки впиши такие числа, чтобы квадрат получился магическим

4605

 

 

 

4790

 

5160

 

 

2. Коллективная работа с остальными учащимися.

Учитель: Решите примеры.

(Таблица – слайд № 2, приложение.)

Учащиеся читают примеры, называя компоненты, и дают ответы, учитель выставляет ответы на доску.

(На доске)

3000    40000    122540    18200    120    75    8000    1010

Учитель: Полученные ответы расположите в порядке возрастания.

(С обратной стороны чисел написаны буквы)

(Учащиеся называют числа, учитель расставляет их, затем карточки переворачивает. Если задание выполнено верно, на доске получается название науки – «экология»)

Учитель: А что такое экология?

Дети: (Ответы)

Учитель: Экология – наука о доме, но не о том, который строитель выстроил из кирпича, а о природном доме, который есть у каждого растения, животного. Все то, что окружает нас в природе – это наш дом. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Она изучает, например, как растение связано с воздухом, водой, другими растениями и т. д.

– На каких геометрических фигурах написаны числа?

Дети: На кругах, квадрате, прямоугольнике.

Учитель: Что такое квадрат?

(Карточка с квадратом)

Дети: Четырехугольник, у которого все стороны равны.

Учитель: Что такое прямоугольник?

Дети: Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны.

Учитель: Как найти периметр квадрата?

Дети: Нужно длину стороны умножить на 4.

Учитель: Могу ли я узнать периметр квадрата, изображенного на доске?

Дети: Нет, так как мы не знаем длину его стороны.

(Представитель с I варианта выходит к доске, измеряет сторону квадрата и находит периметр. Остальные дети решают в тетрадях.)

Учитель: Как найти периметр прямоугольника?

(Карточка с прямоугольником)

Дети: Нужно сумму длины и ширины умножить на 2.

Учитель: Могу ли я узнать периметр прямоугольника, изображенного на доске?

Дети: Нет, так как мы не знаем длину и ширину.

(Представитель II варианта выходит к доске, измеряет стороны прямоугольника и находит периметр. Остальные дети решают в тетрадях.)

Запись на доске.

Вариант I

а = 14 см

Р = ?

Решение

Р = а × 4

Р = 14 × 4 = 56 (см)

Ответ: Р = 56 см

Вариант II

а = 12 см

b = 10 см

Р = ?

Решение

Р = (а + b) × 2

Р = (12 + 10) × 2 = 44 (см)

Ответ: Р = 44 см

 

IV. Тест «Проверь себя».

Учитель: Сегодня на уроке я проверю, как вы понимаете смысл математических выражений.

Тест «Проверь себя»

1.

Увеличить на …

2.

Умножить на …

3.

Найти сумму чисел …

4.

Найти разность …

5.

Найти произведение …

6.

Найти частное …

7.

Увеличить в … раз

8.

Уменьшить в … раз

9.

На … больше

10.

В … раз больше

11.

На … меньше

12.

В … раз меньше

13.

Как найти уменьшаемое, если известны вычитаемое и разность.

(Самопроверка. Ответы на доске. Слайд № 3, приложение)

V. Работа по теме урока.

1. Объяснение.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу над решением уравнений и рассмотрим некоторые экологические проблемы и экологические «цепочки».

- Как называются компоненты при вычитании?

Дети: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Учитель: Так как найти неизвестное уменьшаемое?

Дети: Надо к разности прибавить вычитаемое.

Учитель: Перед вами уравнение х – 12 = 25. Подробно объясните, как будете его решать.

(Объяснение ученика с записью на доске и в тетрадях)

Учитель: А вот еще одно уравнение х – 12 = 75 : 3.
- Что общего и в чем различия в записи этих уравнений?

(Варианты ответов учащихся)

- Мы выяснили, что во втором уравнении значение разности выражено частным чисел 75 и 3. Как привести данное уравнение к простой записи?

(Ответы учащихся)

- Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно, обязательно делая проверку.

(Объяснение ученика с записью на доске и в тетрадях)

2. Закрепление.

Решение уравнений на доске с комментированием.

  • х – 27 = 78 + 14
  • х – 16 = 96 – 28

VI. Работа над пройденным.

1. Решение задачи.

Учитель: А теперь давайте решим задачу.

(Задача на доске. Слайд № 4, приложение)

«Школьники пошли гулять на поляну. Ученики первого класса сорвали 45 цветков, а ученики второго класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?»

(На доске слайд № 5, приложение)

 

Общая норма

Норма на 1 б.

Количество б.

1 кл.

45 цв.

7 цв.

?

2 кл.

46 цв.

Учитель: Какие две величины необходимо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?

Дети: Общую норму и норму на 1 бабочку.

Учитель: Что нам известно?

Дети: Нам известно, что 1 бабочке надо попробовать нектар 7 цветков.

Учитель: Что не известно?

Дети: Сколько всего цветков сорвали дети.

Учитель: Какие две величины надо знать, чтобы узнать, сколько всего цветков сорвали школьники?

Дети: Сколько цветков сорвали ученики 1 класса и сколько цветков сорвали ученики 2 класса.

Учитель: Известны ли нам эти величины?

Дети: Да.

(Вызванный ученик решает на доске, а остальные - в тетрадях)

Запись на доске:

Решение:

  1. 45 + 46 = 91 (цв) – всего сорвали школьники
  2. 91 : 7 = 13 (б)

Ответ: 13 бабочек останется без обеда.

(Ученица читает стихотворение)

На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало разумное «стой»!
Нам казалось все мало, все мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.

Учитель: Мы с вами уже рассмотрели несколько экологических «цепочек», а теперь давайте решим математическую «цепочку». Правильно решив ее, мы узнаем новые сведения о ягодах. Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой ягоды, то человек запасется витаминами на всю зиму.

Так что же это за ягода? О каждой ягоде идет речь?

2. Найди значение выражения.

Запись на доске (слайд № 6, приложение):

4 – 40 : 10 + 8 : 2 ∙ 1 + 14 : 2 + 54 ∙ 1

Варианты ответов:

  • 65 – черника
  • 75 - земляника
  • 95 - клюква

 (Ответы учащихся)

Учитель: Все вы знаете, какое важное значение в природе играет вода. Но, к сожалению, люди загрязняют ее и расходуют неэкономно.

3. Решение задачи.

В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 ч набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?

Учитель: Какие слова возьмем для составления краткой записи?

На доске:

Утечка за 1 час

Количество часов

Общая утечка

одинаково

3 ч

12 ст.

8 ч

?

(Дети по «цепочке» анализирует задачу)

Дети: Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо знать утечку воды за 1 ч и количество воды.

- Нам известно количество часов, но неизвестна утечка за 1 час.

- Чтобы узнать утечку за 1 ч, надо знать, сколько всего воды вытекло и количество часов.

- Нам эти величины известны.

(Далее дети самостоятельно записывают решение, после чего следует проверка)

Учитель: Вы поняли, как нужно бережно относиться к воде.

Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Все вы поняли, какое большое значение имеет, особенно сейчас, наука экология. Но если вы заметили, она очень тесно связана с математикой: ведь во всем нужны числовые подсчеты. Поэтому, чтобы стать экологами, мы сначала должны поупражняться в вычислениях.

4. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Вариант I.

  • 6000 – 345
  • 36004 – 18032
  • х + 16 = 81 – 27

Вариант II.

  • 7000 – 459
  • 48007 – 19048
  • 43 + х  = 38 + 12

5. Самопроверка. (Слайд № 7, приложение)

Приложение 1

VI. Итог урока.

Учитель: Как найти уменьшаемое?

Как будем решать уравнения, если разность выражена в виде выражения?

Как называется наука, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой?

(Ответы детей)

Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?

(Ответы детей)

Учитель: Я думаю, что хотя бы один ученик из нашего класса станет экологом, но не забывайте, что любой эколог и даже человек любой другой профессии должен хорошо знать математику.

VII. Анализ работы учащихся на уроке.