Цель: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными; совершенствовать умения распознавать изученные виды пресмыкающихся на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой и земноводными, составлять общую характеристику класса.
Оборудование: рисунки «Класс пресмыкающиеся», макропрепарат «Гадюка», мультимедиа, учебники Корчагина, рассказы.
Ход урока
I. Организационный момент (записываем домашнее задание).
II. Изучение нового материала.
1) Активизация познавательной деятельности.
Раньше зоологи не усматривали существенных различий между этими животными и земноводными и всегда относили их к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всего они фигурировали под названием «гадов». Были попытки разделить гадов на два отдельных класса – на «голокожных», или голых гадов и гадов «твердокожих». Карл Линей, характеризуя свой «класс гадов»: «кровь холодная, дыхание лёгочное», отметил тем самым их близость в биологическом отношении.
? Кто же они? Почему их объединили в одну группу «гады» вместе с земноводными?
Ответ: это пресмыкающиеся.
2) Сообщение ученика.
«Гадами» их могли называть за их внешний вид, который вызывал у многих отвращение. Вспомним земноводных, «отвратительных, ужасных, противных и вредных». Кровь холодная – это значит, что все «гады» деятельны только в тёплое время года, а слова «дыхание лёгочное» характеризуют животных, ведущих наземное существование.
Необычное поведение, странная внешность, нередко ядовитость – всё это сделало, как нам известно, жаб, лягушек и саламандр атрибутами колдовства. Поэтому и отношение к ним было, в лучшем случае, брезгливым. К пресмыкающимся отношение было не лучше, если не хуже.
3) Учитель записывает на доске слово «Пресмыкающиеся». [Слайд 2]
Запишите ассоциации, которые возникают при первом восприятии этого термина.
? Кто такие пресмыкающиеся? Почему они получили такое название?
Ответ учащихся.
Ввожу новый термин рептилии (ползающие). [Слайд 3]
4) Посмотрим на внешний вид пресмыкающихся.
(работа в парах)
Работа с изображениями (проецировать картинку с изображениями на экран [Слайд 4]), где изображены гадюка остромордая, лягушка, болотная черепаха, гребенчатый тритон, обыкновенная жаба, аллигатор или редкие и исчезающие виды земноводных и пресмыкающихся.
? Все ли из изображённых животных относится к классу пресмыкающихся?
Ответы: (Во время ответов учащихся записываются на доске номера, относящиеся к классу пресмыкающиеся). Давайте правильность ваших ответов проверим в конце урока.
5) Итак, пресмыкающиеся или рептилии. Нам нужно выяснить, что стоит за этими словами? Что характеризует этих животных? Какими признаками можно их охарактеризовать? (Или задачи урока учащиеся могут формулировать сами при помощи учителя).
Записываем тему урока [Слайд 5].
Внешнее строение пресмыкающихся.
6) В настоящее время на Земле насчитывается около 6000 видов рептилий, то есть почти втрое больше, чем современных земноводных. Ныне живущих пресмыкающихся делят на 4 отряда: чешуйчатые, черепахи, крокодилы и клювоголовые.
(На экране проецируется таблица [Слайд 6])
7) ? В каких климатических зонах, и в каких условиях живут эти животные?
На экран проецируется картинка со средой обитания и животным [Слайды 7-11].
Черепахи – из южных широт. Обычно на открытых пространствах, степи, саванны, пустыни. Очень мало видов во влажных и лесистых местах, на склонах гор покрытых кустарником и редколесьем. В воде.
(Сообщение с использованием географической карты). Ящерицы – на всех материках, кроме Антарктиды. Больше видов в тропиках и субтропиках, меньше видов в умеренном климате, а на Северном полярном круге только один вид – живородящая ящерица.
Живут они в пустынях, тропических лесах, субальпийских лугов, в ущельях и в горах, в морях (на Галапагосах – морские игуаны), на деревьях (хамелеоны).
Крокодилы – в воде.
(Сообщение с использованием географической карты). Змеи – почти во всех жизненных пространствах. Много их в тропиках Азии, Африки, Южной Америки, Австралии. В тех же средах, что и ящерицы.
? Какой признак, отражающий среду обитания этих животных, можно сформулировать?
Ответы учащихся.
Из ответов учащихся формулируется первый признак для записи в тетрадь. Проецируется на экране формулировка первого признака [Слайд 12], а учащиеся записывают его в тетради.
1. Пресмыкающиеся, как правило, являются сухопутными животными, т.е. ведут наземный образ жизни.
8) ? Как передвигаются эти животные в наземной среде?Учитель проецирует на экран схемы расположения конечностей (1 – земноводные; 2 – пресмыкающиеся) [Слайд 13].
? Что изображено на рисунках?
Ответы учащихся.
Выявляем особенности передвижения пресмыкающихся и формулируем следующий признак. Учащиеся записывают в тетради [Слайд 14].
2. Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.
9) Физкультминутка.
10) Выясняем, как пресмыкающиеся решают проблемы связанные с жизнью на суше. Самая главная проблема, как известно, проблема высыхания. Чтобы защитить тело от излишнего испарения, рептилии прикрылись чешуёй. Кожа их более толстая и твёрдая, шершавая на ощупь.
Проверяем это предположение, используя рассказ «Кожаные доспехи». У учащихся на столах лежат листки с рассказом, они их читают.
? Какими особенностями обладает кожа? Почему?
Ответы учащихся.
Формулируем третий признак. Учащиеся его записывают. [Слайд 15]
3. Кожа пресмыкающихся сухая, практически не имеет желез; покрыта роговыми чешуями.
11) Для чего необходима такая кожа? Какое значение ещё в жизни рептилий имеет такая кожа?
Рассматриваем два рисунка [Слайд 16], учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель обобщает и дополняет ответы.
Чешуи и щитки важны также при передвижении пресмыкающихся, поэтому их строение во многом зависит от способов перемещения и особенностей среды обитания животных. Змеи и многие ящерицы, не имея (или не используя) конечности, опираются о земля брюшной стороной тела, и поэтому у них развиты широкие и прочные брюшные щитки [Слайд 16]. Они защищают внутренние органы, но главное, с их помощью извивающееся животное отталкивается от неровностей почвы и ползёт вперёд (по совершенно гладкой поверхности змея ползать не может). У тех видов, которым не приходится в прямом смысле слова ползать на брюхе, такие щитки не нужны и они не развиты. Например, у морских змей, всю жизнь плавающих в толще океанических вод, и у слепозмеек, живущих в почве, всё тело покрыто равномерной мелкой чешуёй. Если ящерицам или змеям приходится постоянно пробираться сквозь какие-либо препятствия – заросли травы, переплетения веток, кучи опавшей листвы – то кожные покровы у них обычно совершенно гладкие, чешуйки плотно прилегают одна к другой. Главное – ни за что не зацепиться, не затормозить стремительного скольжения. Взятое в руки, такое пресмыкающееся прямо-таки вытекает сквозь пальцы, выскальзывает как мыло. Такая «скользучесть» совершенно ни к чему древесным змеям – ведь цепляться за ветви с помощью лап они не могут и просто падали бы в низ, если бы им не помогала удерживаться на дереве шероховатость кожи.
Таким, образом, особенности строения кожи тесно связаны со способом передвижения рептилии.
Если кожа не растягивается, то, как происходит рост животных? Что отображено на этих рисунках? Что это за процесс? [Слайд 17]
Ответы учащихся.
Формулируем четвёртый признак класса [Слайд 18].
4. Для пресмыкающихся характерна линька; рост организма происходит во время линьки.
12) Ещё один признак, о котором мы ещё на уроке не говорили. Ученики работают по учебнику, глава «Особенности внешнего строения».
Найдите в тексте этот признак. Какое значение в жизни животных он имеет?
Ответы учащихся.
Проверяем пятый признак [Слайд 19]:
5. Глаза пресмыкающихся имеют веки, защищающие глаза от повреждений.
13) Подводим итог. Обобщаем все признаки которые изучили в течении урока. Один из учеников зачитывает все признаки. [Слайд 20]
14) Проверяем правильность ответов выбранных изображений в начале урока. [Слайд 21]
15) Рефлексия. [Слайд 22]