"Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения истории и обществознанию"

Разделы: История и обществознание


«Знание только тогда знание,
 когда оно приобретено усилиями
 своей мысли, а не одной памяти»
 Л.Н. Толстой.

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В качестве одной из основных задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем.

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Современное общество, вступившее в стадию постиндустриального развития, характеризуется в первую очередь, высокими темпами развития научно-технического прогресса. В этих условиях роль науки в процессе развития общества и человечества в целом велика и неоспорима. Одним из базовых психологических ресурсов личности является интеллект. Интеллектуальные возможности человека проявляются, во-первых, в том, как он воспринимает, понимает и объясняет происходящее и, во-вторых, в том, как и какие решения, он принимает в сложных ситуациях.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть поставлен таким образом, чтобы выпускники могли ориентироваться в мире профессий, умели не только адаптироваться в быстроменяющемся мире, но и были способными к преобразованию этого мира, а значит они должны владеть не только знаниями, но уметь применять их в процессе собственной самостоятельной научной, исследовательской и творческой деятельности.

Стандарты второго поколения четко формулируют требования к ОУУН выпускника, которые он должен приобрести на уроках истории и обществознания. «Выпускник должен научиться:

  • панировать и выполнять учебное исследование, используя методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, сравнительное историческое описание, объяснение, интерпретация фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
  • критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам событий…».

Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, но и жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать. Поэтому одним из результатов правильно организованного образовательного процесса должно явиться развитие способности обучающихся к исследовательской, творческой деятельности. А для этого они должны овладеть соответствующими умениями.

Таким образом, важной задачей школы является включение ребенка в исследовательскую деятельность, т.е. в процесс познания мира, своего «я» и себя в меняющемся мире. Основой включения в такую деятельность выступает развитие исследовательских умений обучающихся.

Исследовательский метод обучения дает возможность:

  • обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
  • сформировать мотивацию, потребность в таком роде деятельности;
  • дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
  • помочь развитию творческого мышления.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – процесс совместной работы ученика и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, предполагающий наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его целями является развитие личности обучающегося, приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции ученика на основе самостоятельно получаемых знаний.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.

Технология организации исследовательской работы в школе:

  1. Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Индивидуальная работа учителя-предметника с учеником.
  2. Утверждение тем на школьных методических объединениях учителей.
  3. Выступление учеников со своими работами на школьной конференции. Наиболее удачные работы рекомендуются к участию в городской научно-практической конференции.
  4. Выступление учеников с лучшими работами на городской научно-практической конференции.

Исследовательские работы обучающихся могут быть различны по уровню трудности, целевым установкам, степени самостоятельности. При распределении между школьниками тем исследований педагог должен учитывать возраст ребенка, его интерес, уровень познавательной активности, индивидуальные и психологические особенности. Работа должна быть организована таким образом, чтобы ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что исследовательская работа – это не урок, который он обязательно должен выучить для получения оценки, а интересная работа.

Приведу примеры из опыта работы.

Классификация творческих работ обучающихся:

  1. Информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы («Поход Ермака в Сибирь»).
  2. Проблемно-реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы («Петр 1: гений-преобразователь, спасший Россию или тиран-злодей, ее погубивший?).
  3. Описательные творческие работы – направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления («Гармония с окружающей средой – образ жизни народа ханты»).
  4. Исследовательские творческие работы – выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный собственный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления («Роль женщины в современном обществе»).

Исследовательская деятельность доказала, что поэтапное развитие познавательных интересов, включенное в цель учебных занятий, наряду со знаниями, умениями и навыками, делает весь процесс обучения более эффективным и значительным для учеников, способствует развитию их способностей и, при благоприятных условиях, приводит к положительному результату. Уверена, что исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускникам реализовать личный творческий потенциал в их дальнейшей деятельности.