Классный час "Есть ли права у детей?"

Разделы: Классное руководство


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель:

Презентация:

Слайд 1

– Ребята, сегодня наш час общения называется “Есть ли права у детей?”. Цель – познакомить вас с основными правами и обязанностями, которые есть у наших детей.

– Взрослые люди имеют много различных прав, основные из них изложены во всероссийской Декларации прав человека.

– А есть ли права у детей?

Слайд 2

– Да есть, и они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций. Эта Декларация потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают: из бесправного, запуганного ребёнка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не может писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав у человека есть и обязанности перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми.

Слайд 3

– Права и обязанности неразрывно связанны между собой.

Слайд 4

– Ф.М. Достоевский писал: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на Щеке невинного ребёнка”.

Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой, абсолютно нравственной мыслью.

Слайд 5

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро.

Российские дети по, данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14.

Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, 60% сирот, достигших 3-х лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учёте в ПДН.

Это ещё раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребёнка.

Слайд 6

Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.

Ещё в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребёнка. В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребёнка, которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Эта работа продолжалась 10 лет. 20.11.1989 г. Конвенция о правах ребёнка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. В 1990 г. она была ратифицирована Россией и вступила в силу 01.10.1990 г.

Сейчас я приглашаю ребят поговорить о том, что они думают о правах ребёнка изложенных в Декларации. А вы на листочках запишите права ребёнка, услышанные в разговоре.

Слайд 7 (Приложение 1)

(Разговор ведут 4 человека)

Учитель:

Слайд 8

Давайте посмотрим, что вы записали в своих листах (ответы детей)

(Приложение 2)

Учитель:

Слайд 9

– По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы.

– Как вы думаете, кто может считать себя ребёнком? (ответы детей)

Слайд 10

Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста”

Слайд 11

Конвенция даёт ребёнку самое главное – право на жизнь

Государства – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Право дышать воздухом, ходить по земле, плавать по морям, летать в небе, учиться и заводить себе друзей

– Вероятно, вам покажется странным само понятие право на жизнь? Давайте заглянем в историю.

Ученик:

В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. В Париже, в старину, детей, которые были в тягость родителям, продавали нищим, в Петербурге, в прошлом веке были приюты для младенцев, которых бедные родители подбрасывали добрым людям.

Учитель:

Так что право на жизнь – это не слова, а необходимость, и сейчас государства, участники Конвенции должны добиваться снижения детской смертности, бороться с детскими болезнями и недоеданием.

А ведь бывает и так, что болезнь длиться всю жизнь.

Давайте подумаем о жизни детей, у которых есть физический недостаток, им жить тяжело, но тяжелее осознавать свою неполноценность.

Ученик:

Государства – участники признают, что неполноценный в умственном или физическом развитии ребёнок, должен вести полноценную и достойную жизнь, в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Учитель:

– Создать такие условия непросто, вы сами можете проявить злость, жестокость в отношении больного человека? Может это идёт не со зла, а из-за своей незрелости, от неумения сочувствовать чужой беде, прежде чем дразнить или смеяться, нужно задуматься о том, что их друзьям бывает больно от насмешек, у него вырабатывается чувство ненужности. Он чувствует себя лишним.

Слайд 12 (Приложение 3)

– Послушайте стихотворение

Слайд 13

– Как помочь детям с физическими недостатками? (ответы детей)

  • Принять как равных
  • Не замечать их дефектов
  • Помочь им не чувствовать своей беды

Учитель:

– А сейчас я попрошу вас проанализировать ситуации и ответить на вопросы: нарушаются ли права ребёнка, какие, оцените действия.

Слайд 14 Ситуация 1

Слайд 15 Ситуация 2

Слайд 16 Ситуация 3 (проиграть сцену “Уборка квартиры” – мама и сын)

Вопросы:

– что делает мама?

– что делает сын?

– что происходит в квартире?

– как вы думаете, эксплуатирует мама сына или нет?

Учитель:

– А знаете ли вы, что, став взрослыми, люди сильнее благодарят строгих родителей? Почему?

(Отвечают дети)

– Они сдерживали их необдуманные желания;

– воспитывали дисциплинированность;

– трудолюбие.

Слайд 17

Учитель:

– Получив права

– Надо пользоваться ими тактично, вежливо, не огорчать своих родителей

Ученик:

– А если ребёнок остался без родителей? Т.е. он сирота? В Конвенции об этом что-нибудь говорится?

Учитель:

– Да, об этом говорит следующая статья Конвенции.

Слайд 19

Ученик:

– Оставшиеся без родителей дети, пользуются защитой и помощью, предоставленными государством. Государства – участники Конвенции разрешают существование системы усыновления, признают опекунство. Конвенция требует гуманного отношения к ребёнку.

Слайд 20

Учитель:

– Опекунство – это когда чужие люди или близкие родственники берут на воспитание детей оставшихся без родителей.

Ролевая ситуация

(Ученик встаёт и задаёт вопрос не по теме, учитель сажает его на место, а затем обращается к классу)

– Скажите, а сейчас по отношению к ученику я не нарушила его права?

Ответы детей:

– он говорил не по теме;

– он перебивал учителя;

– это не тактично;

– это не красиво;

– это невоспитанность.

Учитель:

– Да, действительно, ребёнок имеет право выражать своё мнение самым разным людям при самых разных обстоятельствах, но пользоваться этим правом надо осторожно, не оскорбляя чувств старших. Выражать своё мнение, особенно старшим, надо в очень вежливой форме, очень тактично.

А сейчас я хочу остановиться и задать вопрос:

– Как вы думаете пользоваться Конвенцией? Может быть, носить её с собой и при каждом удобном случае доставать из портфеля и заявлять взрослым – не имеете права? (послушать ответы детей)

– А вам, ребята и не надо ею пользоваться. Хотя речь идёт о защите прав детей, этот документ для взрослых. Он поможет одним взрослым, добрым и справедливым, защищать права ребёнка от других, равнодушных и бессердечных. Но знать, что написано в Конвенции о правах, вы должны.

Итог

Ребята, сегодня мы поговорили об основных статьях Декларации и Конвенции о правах ребёнка, конечно, мы не смогли назвать все статьи этих документов, их много. Но думаю, что вы многое уже запомнили. Давайте сейчас проверим. Обратимся к рисункам, которые отражают права ребёнка, изложенные в Декларации.

(Рисунки на заданную тему ребята готовят дома)

Вопросы к рисункам (Приложение 4)

Учитель:

– Взрослые, вспоминают детство, как самое золотое время своей жизни. Их память всё чаще возвращает в ту пору, когда не было забот, а жизнь была удивительной и прекрасной. При этом все дети хотят поскорее повзрослеть, стать сильными и независимыми.

– Готовы ли вы к взрослой жизни?

– Сможете ли найти себе достойное место во взрослой жизни, где предстоит зарабатывать на хлеб, строить свой дом, завести свою семью? Пройдет 18 лет срок детства, и вы станете взрослыми гражданами, но пока до этого далеко, есть ещё время подготовиться.

– Запомните, если вы прибудете к взрослой жизни плохо подготовленными, то вам тяжело придётся в жизни.

– Готовьтесь стать достойными гражданами своей страны.

Конвенция даёт право требовать уважения к себе, защищает ваши достоинства и взгляды. Но для того, чтобы тебя уважали, ты должен заслужить уважения своим поведением, трудом, знаниями.

– Никакая Конвенция не может заставить людей уважать лентяя, грубияна и невежду.