ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель:
Слайд 1
– Ребята, сегодня наш час общения называется “Есть ли права у детей?”. Цель – познакомить вас с основными правами и обязанностями, которые есть у наших детей.
– Взрослые люди имеют много различных прав, основные из них изложены во всероссийской Декларации прав человека.
– А есть ли права у детей?
Слайд 2
– Да есть, и они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций. Эта Декларация потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают: из бесправного, запуганного ребёнка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не может писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав у человека есть и обязанности перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми.
Слайд 3
– Права и обязанности неразрывно связанны между собой.
Слайд 4
– Ф.М. Достоевский писал: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на Щеке невинного ребёнка”.
Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой, абсолютно нравственной мыслью.
Слайд 5
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро.
Российские дети по, данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14.
Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, 60% сирот, достигших 3-х лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учёте в ПДН.
Это ещё раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребёнка.
Слайд 6
Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.
Ещё в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребёнка. В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребёнка, которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Эта работа продолжалась 10 лет. 20.11.1989 г. Конвенция о правах ребёнка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. В 1990 г. она была ратифицирована Россией и вступила в силу 01.10.1990 г.
Сейчас я приглашаю ребят поговорить о том, что они думают о правах ребёнка изложенных в Декларации. А вы на листочках запишите права ребёнка, услышанные в разговоре.
Слайд 7 (Приложение 1)
(Разговор ведут 4 человека)
Учитель:
Слайд 8
Давайте посмотрим, что вы записали в своих листах (ответы детей)
Учитель:
Слайд 9
– По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы.
– Как вы думаете, кто может считать себя ребёнком? (ответы детей)
Слайд 10
Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста”
Слайд 11
Конвенция даёт ребёнку самое главное – право на жизнь
Государства – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Право дышать воздухом, ходить по земле, плавать по морям, летать в небе, учиться и заводить себе друзей
– Вероятно, вам покажется странным само понятие право на жизнь? Давайте заглянем в историю.
Ученик:
В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. В Париже, в старину, детей, которые были в тягость родителям, продавали нищим, в Петербурге, в прошлом веке были приюты для младенцев, которых бедные родители подбрасывали добрым людям.
Учитель:
Так что право на жизнь – это не слова, а необходимость, и сейчас государства, участники Конвенции должны добиваться снижения детской смертности, бороться с детскими болезнями и недоеданием.
А ведь бывает и так, что болезнь длиться всю жизнь.
Давайте подумаем о жизни детей, у которых есть физический недостаток, им жить тяжело, но тяжелее осознавать свою неполноценность.
Ученик:
Государства – участники признают, что неполноценный в умственном или физическом развитии ребёнок, должен вести полноценную и достойную жизнь, в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Учитель:
– Создать такие условия непросто, вы сами можете проявить злость, жестокость в отношении больного человека? Может это идёт не со зла, а из-за своей незрелости, от неумения сочувствовать чужой беде, прежде чем дразнить или смеяться, нужно задуматься о том, что их друзьям бывает больно от насмешек, у него вырабатывается чувство ненужности. Он чувствует себя лишним.
Слайд 12 (Приложение 3)
– Послушайте стихотворение
Слайд 13
– Как помочь детям с физическими недостатками? (ответы детей)
- Принять как равных
- Не замечать их дефектов
- Помочь им не чувствовать своей беды
Учитель:
– А сейчас я попрошу вас проанализировать ситуации и ответить на вопросы: нарушаются ли права ребёнка, какие, оцените действия.
Слайд 14 Ситуация 1
Слайд 15 Ситуация 2
Слайд 16 Ситуация 3 (проиграть сцену “Уборка квартиры” – мама и сын)
Вопросы:
– что делает мама?
– что делает сын?
– что происходит в квартире?
– как вы думаете, эксплуатирует мама сына или нет?
Учитель:
– А знаете ли вы, что, став взрослыми, люди сильнее благодарят строгих родителей? Почему?
(Отвечают дети)
– Они сдерживали их необдуманные желания;
– воспитывали дисциплинированность;
– трудолюбие.
Слайд 17
Учитель:
– Получив права
– Надо пользоваться ими тактично, вежливо, не огорчать своих родителей
Ученик:
– А если ребёнок остался без родителей? Т.е. он сирота? В Конвенции об этом что-нибудь говорится?
Учитель:
– Да, об этом говорит следующая статья Конвенции.
Слайд 19
Ученик:
– Оставшиеся без родителей дети, пользуются защитой и помощью, предоставленными государством. Государства – участники Конвенции разрешают существование системы усыновления, признают опекунство. Конвенция требует гуманного отношения к ребёнку.
Слайд 20
Учитель:
– Опекунство – это когда чужие люди или близкие родственники берут на воспитание детей оставшихся без родителей.
Ролевая ситуация
(Ученик встаёт и задаёт вопрос не по теме, учитель сажает его на место, а затем обращается к классу)
– Скажите, а сейчас по отношению к ученику я не нарушила его права?
Ответы детей:
– он говорил не по теме;
– он перебивал учителя;
– это не тактично;
– это не красиво;
– это невоспитанность.
Учитель:
– Да, действительно, ребёнок имеет право выражать своё мнение самым разным людям при самых разных обстоятельствах, но пользоваться этим правом надо осторожно, не оскорбляя чувств старших. Выражать своё мнение, особенно старшим, надо в очень вежливой форме, очень тактично.
– А сейчас я хочу остановиться и задать вопрос:
– Как вы думаете пользоваться Конвенцией? Может быть, носить её с собой и при каждом удобном случае доставать из портфеля и заявлять взрослым – не имеете права? (послушать ответы детей)
– А вам, ребята и не надо ею пользоваться. Хотя речь идёт о защите прав детей, этот документ для взрослых. Он поможет одним взрослым, добрым и справедливым, защищать права ребёнка от других, равнодушных и бессердечных. Но знать, что написано в Конвенции о правах, вы должны.
Итог
– Ребята, сегодня мы поговорили об основных статьях Декларации и Конвенции о правах ребёнка, конечно, мы не смогли назвать все статьи этих документов, их много. Но думаю, что вы многое уже запомнили. Давайте сейчас проверим. Обратимся к рисункам, которые отражают права ребёнка, изложенные в Декларации.
(Рисунки на заданную тему ребята готовят дома)
Вопросы к рисункам (Приложение 4)
Учитель:
– Взрослые, вспоминают детство, как самое золотое время своей жизни. Их память всё чаще возвращает в ту пору, когда не было забот, а жизнь была удивительной и прекрасной. При этом все дети хотят поскорее повзрослеть, стать сильными и независимыми.
– Готовы ли вы к взрослой жизни?
– Сможете ли найти себе достойное место во взрослой жизни, где предстоит зарабатывать на хлеб, строить свой дом, завести свою семью? Пройдет 18 лет срок детства, и вы станете взрослыми гражданами, но пока до этого далеко, есть ещё время подготовиться.
– Запомните, если вы прибудете к взрослой жизни плохо подготовленными, то вам тяжело придётся в жизни.
– Готовьтесь стать достойными гражданами своей страны.
Конвенция даёт право требовать уважения к себе, защищает ваши достоинства и взгляды. Но для того, чтобы тебя уважали, ты должен заслужить уважения своим поведением, трудом, знаниями.
– Никакая Конвенция не может заставить людей уважать лентяя, грубияна и невежду.