“Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это же время не учатся сами”.
Али Апшерони
Каждый школьный урок имеет свои опорные элементы, которые позволяют ему сохранить свою форму в образовательном процессе. В педагогической композиции школьного урока можно выделить основные элементы, отвечающие за его внешние и внутренние взаимосвязи. Элементы, отвечающие за внешние взаимосвязи, позволяют упорядочить уроки в отношении друг с другом. Элементы, отвечающие за внутренние взаимосвязи, регулируют процесс протекания конкретного урока.
Учебный материал может быть организован различными способами, группироваться вокруг раскрытия темы, связан с формированием исполнительского навыка, строиться на взаимосвязи с содержанием других учебных дисциплин. Эти условия определяют особенности конструирования как формы урока, так и его внутреннего содержания.
Уроки также отличаются в отношении друг с другом по формам организации деятельности обучающихся. Одни больше предусматривают коллективные или фронтальные формы, другие сочетание коллективных и индивидуальных форм.
Таким образом, понятие “тип”, “жанр”, “вид” урока позволяют упорядочить нам школьные уроки по отношению к друг к другу, выстроить их в определенной системе, выделить их из числа других уроков музыки.
Жанр урока определяет форму организации предметного содержания. Так, в практике школьного музыкального образования приходиться встречаться с такими уроками, как “хоровое пение”, “хоровое сольфеджио”, “слушание музыки”, “духовная музыка”. Эти уроки можно рассматривать только во взаимосвязи с друг с другом и в их соотнесенности с требованиями стандарта школьного музыкального образования. В каждом из таких уроков доминирует один из компонентов содержания музыкального образования. Содержание урока определяет и форму его организации.
Вид же урока определяется на основе выделения ведущей формы организации деятельности обучающихся на уроке. Выбор вида урока не является самоцелью. Это всего лишь средство, позволяющее создать педагогу наиболее оптимальные условия, позволяющее организовать продуктивное взаимодействие с обучающимися. Использование одного их видов урока дает возможность объединять разнообразные художественные формы, педагогические приемы, программное содержание в оптимальную целостность. Выбор вида урока зависит от степени организованности, активности, мобильности класса, а также от умений педагога организовать процесс по определенным правилам. Различные жанры урока следует рассматривать как ориентир, который облегчит путь к самостоятельному поиску учителя.
Жанровыми разновидностями урока могут быть: урок-путешествие, урок-игра, урок-размышление, урок-сказка, урок-экскурсия и т.д.
Урок-путешествие – что главное в нем? Главное в этом урок действие, которое разворачивается по определенному зрительному сюжету, стержнем которого является деятельность самих обучающихся. Такой урок требует предварительной разработки “маршрута” для совместной деятельности педагога и детей. Чтобы урок не стал излишне иллюстративным, констатирующим, важно придать поисковый характер деятельности.
Урок-прогулка. Этот жанр урока также требует разработки точного маршрута. Если в уроке-путешествии может быть несколько различных по образному содержанию сюжетных фрагментов, то урок-прогулка концентрируется на одном каком-либо образе, а его действия разворачиваются на основе изменений восприятия этого образа. То есть содержание урока больше связано с эмоционально-чувственной сферой музыкального искусства, которая обращена к внутреннему миру ребенка, его размышлениям, переживаниям. В ходе такого урока обучающимся предстоит открыть новое, неизвестное в себе, новые знания, ощущения, переживания. Задача данного урока пробудить фантазию, воображение школьников при выборе необходимых средств, форм для общения с музыкой, активизировать личностные мотивы к восприятию определенной ситуации как целостной картины художественной действительности.
Урок-концерт. Эта жанровая разновидность урока может быть построена как на основе одной из моделей музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), так и на их комбинации, например, исполнительской и творческой деятельности. Урок-концерт относится к игровым жанрам. Он может быть организован на этапе выхода концертного номера, или как результат определенных достижений в классе с приглашением родителей, педагогов. Данный урок может проводиться в форме ролевой игры, где обучающиеся и педагог выполняют одну из ролей (ведущий, композитор, критик, исполнитель).
Урок-экскурсия. Конструкция такого урока основана на разворачивании содержания как познавательной среды. Вначале нужно быть готовым. Чтобы погрузиться в эту среду, далее – ориентироваться в ней, затем осознать, что эта среда помогла узнать и в завершении – выход из среды в реальную действительность. Задачи такого урока направлены на осмысление, осознание основного предназначения музыкальных явлений в жизни человека, формирование мотивов общения с искусством, интереса к творческому взаимодействию. Такой урок может проводиться как в реальных условиях, так и в условиях имитационного моделирования реальных событий.
Урок-прелюдия. Такой вид урока выполняет функцию настроя на восприятие. Создание чувства ожидания. Его можно проводить при первом знакомстве с большой какой-то темой, или в самом начале предстоящей большой работы (например, участие в творческом проекте). Содержанием данного урока является широкий спектр программного материала.
Урок-игра “Поле чудес” “Люби и знай наш северный край”.
Тип урока: обобщение ранее изученного материала.
Форма урока: урок-игра.
Задачи урока:
-
познакомить обучающихся с творчеством поэтов, композиторов, художников Кольского Севера;
-
воздействовать на чувства обучающихся, вызвать эмоциональный отклик в их душах.
Цели урока:
-
воспитание любви к малой родине, понимание ее красоты, самобытности;
-
вызвать у обучающихся желание беречь и охранять каждый уголок своего края.
Оборудование: видеотехника, мультимедийная установка, выставка книг поэтов о родном крае, нотные сборники мурманских композиторов, дисков, картин художников.
Ожидаемый результат: вызвать эмоциональный отклик в душах детей, чувство сопричастности к достоянию малой родины и ответственности за его сбережение, желание изучать, познавать, любить ее.
Ход игры
Сегодня мы совершим игру-путешествие по родному краю. Во время путешествия будем соблюдать правила поведения.
Обратимся к словарю: “Родина – это родная страна, родной край, место, где мы с вами живем и учимся”. Наша экскурсия поможет нам ответить на очень важный вопрос: “За что мы любим свой родной край, поселок, школу?”
– Все знают, что наш общий дом – это Россия (на
экране высвечивается географическая карта России).
– А мы с вами живем на севере России.
– На севере России находится прекрасный Кольский полуостров (на экране
появляется Кольский полуостров).
– Главный город Кольского полуострова – это город-герой Мурманск. А поселок, в
котором мы с вами живем – Мурмаши.
– В этом суровом, но красивом месте нашей страны мы и живем. Мы любим нашу малую
родину, не смотря на плохие климатические условия.
– А за что мы любим свой поселок, расскажут сами ребята (обучающиеся
рассказывают о значении поселка Мурмаши в развитии Мурманской области, о его
достопримечательностях, о героях, которые здесь жили, растили своих детей,
воевали в грозные годы Великой Отечественной войны, о улицах, носящих их имена).
– Чтобы еще лучше узнать свой поселок, его людях, которые пишут картины, пишут
музыку, просто с которыми мы живем по соседству, и пойдет речь в нашем “Поле
чудес”.
Обучающиеся вытягивают жребий, кому участвовать в интеллектуальной игре “Поле чудес”. Определяются три тройки игроков.
Задание для первой игровой тройки:
Как иначе называется наш Кольский полуостров, на котором мы с вами живем?
Л |
А |
П |
Л |
А |
Н |
Д |
И |
Я |
Определяется победитель первой игровой тройки. Участники получают призы за участие в игре.
Задание для второй игровой тройки:
Первыми жителями Кольской земли были саамы. Назовите зимнее жилище этого народа!
П |
Ы |
Р |
Т |
А |
Определяется победитель второй игровой тройки. А участники награждаются призами за участие в игре.
Рекламная пауза. Ученица класса Прохорова Анастасия читает стихотворение Аскольда Бажанова “Край мой…”
Задание для третьей игровой тройки :
“Что за чудо-чудеса: загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя над сверкающими льдами”.
Как по-другому у нас на Севере называется северное сияние?
С |
П |
О |
Л |
О |
Х |
И |
Определен победитель третьей игровой тройки. Все участники награждаются призами за участие в игре.
Рекламная пауза. Обучающиеся исполняют песню Ирины Егоровой “Мои Мурмаши”.
Задание для игры со зрителями:
Назовите самое большое озеро на Кольском полуострове.
И |
М |
А |
Н |
Д |
Р |
А |
Победитель игры со зрителями награжден призом.
Рекламная пауза. Анастасия Копьева читает стихотворение Виктора Тимофеева “Взгляни на карту…”
Финал игры “Поле чудес”:
Победители трех игровых троек собираются за одним игровым столом.
Назовите фамилию известного летчика, который первым в заполярном небе совершил воздушный таран.
М |
И |
С |
Я |
К |
О |
В |
Определился победитель игры, который дает согласие на участие в супер-игре “Поле чудес”.
Задание супер-игры:
Этот человек работал в конце 20-х начале 30-х годов в правительстве. Он уделял большое внимание развитию Севера, неоднократно бывал на Севере сам. По всей Мурманской области ему установлены памятники, в том числе и у нас, в Мурмашах.
К |
И |
Р |
О |
В |
Победитель всей игры получает ценный приз.
А всем обучающимся показывается презентация о родном поселке Мурмаши.