Урок русского языка. Повторение и обобщение темы "Правописание приставки при-пре"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная: выработать умение применять полученные знания на практике, посредством краеведческого материала закрепить и совершенствовать практические навыки распознавать приставки пре- и при-.
  • Развивающая: развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту; развивать творческие способности.
  • Воспитательная: воспитывать потребность овладения грамотным письмом, воспитывать уважение к ветеранам, воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, уважение и любовь к родине.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал, музыка Чайковского.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Эмоциональный настрой.

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Посмотрите за окно. Какое время года на дворе? Необычайно красивая осень, и вы наверно спросите, какое отношение она имеет к нашему уроку. А теперь все по порядку.

3. Постановка цели урока. Актуализация знаний учащихся. (слайд 1)

Запись темы в тетрадь.

Ребята, какая цель сегодня стоит перед нами? Конечно, повторить правописание приставок при – пре, но я сегодня ставлю цель более глобальную: мы будем учиться применять полученные знания на практике. Для этого мы отравимся на осеннюю экскурсию вместе с приставками при – пре, вместе с нами отправятся на экскурсию юные журналисты: Хоменко Антон и Падалкин Артем. ( ученики класса, которые занимаются в кружке «Юные журналисты) Они возьмут у вас интервью и напишут статью о нашей с вам экскурсии и также по ходу нашего путешествия будут вести рубрику « А знаете ли вы?» (юные журналисты сидят за компьютерами и по ходу урока оформляют буклет в MO Publisher)

Слайд 2 (Звучит музыка Чайковского «Октябрь», учитель читает под музыку текст)

4. Учитель:

Началась осень, и с каждым днем природа меняется все быстрее и быстрее. Окружающий мир наполняется палитрой разнообразных красок и оттенков, поражающих воображение прекрасными сочетаниями цветов. Ранее зеленая сочная трава теперь приобрела тепловатый желтый оттенок, а кроны деревьев приоделись в золотое убранство, преобразив весь лес в яркое, насыщенное цветом и богатое оттенками полотно.

Осень - самое прекрасное время года. Каждый год осенью приоткрываются двери в причудливый мир фантазий, открывающий преогромные возможности для воображения.

- Обратите внимание, как много при описании осени я употребила слов с приставками при- и пре- . Работа с текстом. ( слайд 3) Распределите слова с пропущенными орфограммами в две колонки, в первую колонку – слова с приставками при- , а во вторую – с приставками пре- . Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. В каком слове при- не является приставкой? Как в этом случае мы будем рассуждать?

- Когда пишется приставка при-, а когда пре-?

5. А теперь мы отправимся во двор нашего училища. (слайд 4)

Какие деревья растут во дворе училища?

Изучение деревьев, растущих во дворе кадетского училища.( на партах лежат листья деревьев, сделанные из бумаги, на обратной стороне листьев написаны задания)

  • Каштан
  • Клен
  • Береза
  • Дуб

-Работа с текстами. Творческое задание: вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова. Объясните орфограммы.

Дуб.

…………… старый дуб раскинул шатром свою листву. Каждый осенью он ………………… большое количество желудей, из которых можно пр..красный желудевый кофе.

Слова для справок: пр…ображенный, пр…носит, пр…готовить

Ребята читают получившийся текст и объясняют орфограммы. Далее предоставляется слово журналистам, они ведут рубрику « А знаете ли вы?»

Слово журналистам: Ребята, а знаете ли вы, что дуб способен наделять человека чудодейственной силой, передавая ему накопленную солнечную энергию. Один из старейших дубов на земле, который растет недалеко от Запорожья, приносит в урожайную осень почти 10 тысяч килограммов.

Береза.

…… ……молодые березки на цыпочках …………. к осеннему куполу неба. Смотришь на березу и ……….. в памяти переливчатые деревенские песни.

Слова для справок пр….милые, пр…поднимаются, пр…поминаешь

Слово журналистам: Красавицаберезка – символ России. В славянской мифологии береза считалась священным деревом. Многие обряды у древних славян связаны с березой. Обращались к березе за помощью от избавления от болезней.

Каштан.

…………… зрелище – цветение каштанов. Цветы , будто свечи, горят днем и ночью. Экстракт конского каштана и…………. , ……….. из него, повышают тонус.

Слова для справок пр…забавное, пр…параты, пр…готовленные.

Слово журналистам: В Женеве уже 2 века существует традиция специальным указом объявлять наступление весны тогда, когда распускается первый листок на «официальном каштане», растущем под окнами здания правительства. По статистике, чаще всего весна объявлялась в марте, хотя нередко и раньше, а в 2002 году каштан и вовсе распустился 29 декабря. Самым парадоксальным годом был 2006-й: сначала весну объявили в марте, а затем ещё раз в октябре, так как дерево неожиданно зацвело снова.

Клен.

Для лечения гнойных ран советуют …………..к ранам свежие листья клена. А кленовый сироп обладает легким ………….. дерева. В качестве …………………и паркового дерева клены начали сажать еще древние греки.

Слова для справок: пр…кладывать, пр..вкусом, пр…усадебного

Слово журналистам: Уса́дьба в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков.

6. Экскурсия в парк. (слайд 5)

В нашем парке растет чудо – дерево. Оно исполняет желания, но только в том случае, если вы сделаете добрые дела. Наш парк старый,ветхий, требует к себе внимания. Подумайте, какие добрые дела вы можете совершить, чем можете помочь парку. Сформулируйте несколько предложений , чтобы в них были слова с приставками при- и пре-. Наши журналисты возьмут у вас интервью и напишут о ваших добрых делах.

Молодцы, справились с заданием! А теперь отдохнем и поиграем.

7. Осенние загадки:

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Без пути и без дороги
Ходит самый предлинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ...
(Листопад)

Ребята, какой художественный прием используется в загадках? ( Олицетворение)

Задание: Выпишите слова с приставками при – пре, объясните их .

8. Экскурсия на Мемориал « Вечная Слава» ( слайд 6)

Учитель (звучит музыка): В каждом городе есть священное место, мимо которого мы не можем пройти. Есть такое место и в нашем городе. В историческом центре города Ставрополя расположен мемориал "Вечная Слава" - олицетворение памяти, которая прочной нитью связывает несколько поколений ставропольцев.

Каждый год, 21 января, в день освобождения города от гитлеровских захватчиков, жители Ставрополя, и стар и млад, приходят сюда, чтобы отдать дань памяти воинам, навечно оставшимся лежать в ставропольской земле. В дни памятных дат нашего Отечества здесь склоняют головы перед всеми, кто погиб при защите Родины.

- В качестве домашнего задания вы писали письма своим родным и близким, тем, кто был участником Великой Отечественной войны. Завтра, 30 октября, вы получаете высокое звание кадета. Чтобы вы могли сказать своим близким? (Воспитанники зачитывают письма, в которых есть слова с приставками при- и пре-, говорят о том, как важно быть грамотными, чтобы продолжать традиции своих отцов и дедов)

9. Слово юным журналистам

(Юные журналисты демонстрируют свою статью и читают стихотворение, обращенное к кадетам, делают вывод о том, как важно изучать русский язык, расширять словарный запас……. )

Кадет!
Прескверно, если очень
Преспокойно ты живешь,
Всем преградам без усилий
Ты позиции сдаешь
Пересиль себя и стань
Твердым, крепким ты, как сталь,
И тогда приставки эти
Будут по плечу!!!

10. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что было интересного на уроке?

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание.

Творческая работа.

Написать сочинение на тему « Первая осень в жизни президентского кадета……»