Педагогические задачи урока:
- Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность;
- Учить узнавать знакомые русские народные сказки с помощью персонажей;
- Развивать мелкую моторику пальцев, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений;
- Воспитывать культуру поведения, умение слышать другого.
Материалы: музыка, 5 разноцветных клубочков в корзинке, куклы Курочка Ряба, Колобок, картинки героев сказки “Репка” и других сказочных персонажей:: плохих и хороших, магнитная доска, сундучок с колокольчиком, шапочки зайчиков на каждого ребенка, макет дерева, тарелка с картинками яблок: синих и красных.
Ход занятия
1. Звучит музыка. Входят дети.
– Здравствуйте, ребята!
– Сегодня мы отправимся в путешествие по русским народным сказкам.
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет.
Русская народная, но доселе модная!
А дорогу нам покажут вот этот волшебный клубок.
(Бросаем клубочек)
2. В корзине сидит курочка.
– Как вы думаете, из какой сказки эта курочка? (“Курочка Ряба”)
– Я предлагаю рассказать вам эту сказку с помощью маленьких артистов – пальчиков. И помогут нам волшебные перчатки. (детям на руки одевают перчатки с разноцветными пальчиками)
Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение “Курочка”),
Снесла курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое, а золотое
Дед бил, бил
(постучите кулаком по “яичку”)
— не разбил. Баба била, била
(стучите кулаком по “яичку”)
— не разбила.
Мышка бежала
(покажите пальчиковое упражнение “Мышка”),
Хвостиком махнула
(помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось
(уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет
(закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: “Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.
– Как вы интересно и занимательно рассказали эту сказку. Отправляемся дальше.
(Бросаем клубочек)
3. Игрушка-Колобок.
– Ой, кто это такой круглый, да ладный? Колобок. Он предлагает поиграть с ним. К кому покатится Колобок, тот и продолжит мое предложение.
Словарная игра “Закончи предложение”
(Качу детям колобок, возвращая его, надо продолжить предложение.)
– Бабка испекла Колобок, потому что….
– Колобок убежал от деда с бабкой, потому что,…
– Заяц, медведь, волк не съели Колобка потому что,..
– Колобок сел лисе на нос потому что,..
– Беда случилась с Колобком, потому что…
– Очень понравились Колобку наша сказка. Пора в путь.
(Бросаем клубок)
4. Картинки героев сказки “Репка”.
– В какую сказку мы попали? А кто же оказался самым-самым сильным и помог вытащить репку? В доме у деда жила не одна мышка, а целая дружная семья мышат. (Одеваю шапочки на детей) посмотрите в зеркало, какая дружная семейка мышат. Сейчас мы с вами поиграем.
Игра “Настроение мышат”
– Я буду читать стихотворение, а вы показывать, что увидели мышки и какие эмоции у них это вызвало.
Утром они проснулись и захотели погулять, открыли окошко, а там темно…(Приглушить свет)
Сначала они удивились.
Потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись,
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,
В глазах опечаленный вечер,
И слезу вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щечке скользнул нежно-гладкой,
И все засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись,
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали:
– Ура! Мы веселыми стали!
(Включается свет).
Солнечные лучики спрятались в пузырьки. Кто их поймает?
(Физминутка)
– Молодцы! Дружные и ловкие мышата, а наш клубок зовет нас дальше.
(Бросаем клубок)
5. Сундучок сказок.
– Какой необычный сундучок. В нем спрятались герои разных сказок.
Игра “Добрый – злой”
– Скажите, а в сказках все ли герои добрые? Давайте узнаем, а в этом сундучке, какие герои? Добрые или злые? (Дети поочереди вытаскивают медальки)
– Кто это? Он добрый или злой? Хотел бы ты с ним дружить? (Если да, то медаль вешается на шею, если нет остается в сундуке)
– Какие герои встречаются в сказке чаще хорошие или плохие? Вот так и в жизни: хороших людей всегда больше!
– Давайте посмотрим, куда еще нас приведет клубок. (Шарики на палочке)
– Посмотрите, какой красивый букет из воздушных шариков. У каждого шарика есть глазки и носик, но чего-то не хватает. Чего? Дорисуйте им ротик, если наше путешествие по сказкам вам понравилось, то нарисуйте улыбку, а если не понравилось, то пусть лицо будет грустным.