Проблемы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, энергетической безопасности – исключительно актуальны. В современном мире экологическое просвещение и воспитание, формирование экологической культуры и нового мышления, ориентированного на новые пути и методы развития цивилизации, стали необходимым фактором выживания. Очевидно, что необходимо формировать у учащихся экологическую культуру и новое мышление, ориентированное на сохранение Природы и Цивилизации.
Анализ учебных программ по предметам естественнонаучного цикла показал, что это возможно. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и все, что с ней связано, стали базой для реализации этой идеи. В 2007 году Центр образования № 1432 г. Москвы совместно с организацией Союз “Чернобыль” приступил к работе над новой, интересной и очень сложной темой “Чернобыль”.
На начальном этапе учащиеся получили общее представление о проблеме и приняли участие в мероприятиях, посвященных памяти погибших чернобыльцев, в том числе в возложении венков к памятнику “Чернобыльцам – жителям Ново-Переделкино” на Митинском мемориале.
После этого было решено создать в школе музей “Чернобыль”, а в его деятельности выделить такие два направления:
- Просветительская деятельность и гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
- Поисковая, научно-исследовательская и творческая деятельность учащихся.
Задачи музея.
- Изучение научно-технических аспектов события “Чернобыльская катастрофа”.
- Изучение подвига ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС.
- Участие в увековечивании памяти об участниках ликвидации последствий на ЧАЭС.
- Исследование последствий радиационного воздействия на зараженные территории.
- Ознакомление с выводами, которые сделало человечество после аварии на ЧАЭС.
- Создание условий для самореализации и саморазвития детей разного возраста; предоставление им широкого спектра возможностей для этого.
Главные принципы работы музея.
- Вести серьезную поисковую, информационную, исследовательскую, творческую и оформительскую деятельность.
- В основу этой работы положить изучение научно-популярных и научных трудов, воспоминания ликвидаторов аварии.
- Использовать в работе разнообразие форм коллективной и индивидуальной деятельности педагогов, школьников, родителей.
- Содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся в общении как со сверстниками, так и с людьми старшего поколения.
- Все экспонаты (рефераты, презентации, модели, макеты, стенды, выставки) делать самими на всех этапах их производства.
- Действовать в содружестве со всеми педагогами школы.
- Вести работу в музее так, чтобы она охватывала целый ряд учебных предметов: физику, химию, биологию, экологию, экономическую географию, основы безопасности жизнедеятельности, информатику и ИКТ, искусство. Это дает нам возможность считать наш музей межпредметным.
Тематика мини-проектов, выполненных учащимися для музея.
Учебный предмет, кружок | Название проекта | Краткое содержание |
Физика | Начало ядерной эры: А. Беккерель, П. и М. Кюри, В.И. Вернадский, И.В. Курчатов |
Открытие естественной радиоактивности. И.В. Курчатов – главный научный руководитель атомной проблемы в СССР |
Мирный атом. История | Рождение мирной ядерной энергетики: первый ядерный реактор, первая АЭС, первый корабельный реактор | |
Физические основы атомной энергетики | Строение атома. Цепная реакция. Ионизирующее излучение. Период полураспада | |
Ядерный реактор. Их типы | Особенности, достоинства и недостатки различных типов реакторов | |
Чернобыльская АЭС. Взрыв 26 апреля 1986 г. на АЭС |
Особенности Чернобыльской АЭС. Ситуация на ЧАЭС и действия персонала | |
Последствия катастрофы | Радиация. Причины. Уроки и выводы | |
Техника – Чернобылю | Роботы на базе машин. Проблемы эксплуатации машин в условиях высокой радиации и пути их устранения | |
Авиация в Чернобыле | Задачи, которые стояли перед летчиками, и их решение | |
Сооружение “Саркофага” –средства блокировки взорвавшегося блока | Документы и воспоминания строителей | |
Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина – в помощь Чернобылю | Поиск средств глобального мониторинга Земли. Глобальная система визуально-приборного наблюдения | |
Как обойтись без АЭС: поиски альтернативных источников энергии | Использование возобновляемых источников энергии | |
Физика, экономическая география | Атомная энергетика в мире ДО Чернобыля | Преимущества и недостатки
атомной энергетики. Аварии: выбросы радиоактивных веществ в атмосферу. Случившиеся в мире аварии на АЭС |
Атомная энергетика в мире ПОСЛЕ Чернобыля | Оценка безопасности атомной
энергетики разных стран. Меры безопасности на АЭС. Динамика нарушений в работе АЭС по странам |
|
ОБЖ | Первые часы после взрыва. Они были первым | Первые пострадавшие, первые
потери и первые герои. Работа пожарных и воинов внутренних войск |
Герой России – пожарный В.М. Максимчук | Второй пожар на ЧАЭС в мае 1986 г. Действия пожарных под руководством В.М. Максимчука | |
Обеспечение безопасности на АЭС | Рассказы о делах инженеров и сотрудников МЧС (По материалам Кризисного центра Росатома) | |
Вооруженные силы и Гражданская оборона – Чернобылю | Их деятельность в ходе ликвидации последствий катастрофы | |
Физика, ОБЖ | Радиационный мониторинг | Зачем он нужен, используемая техника |
Дозиметрический контроль | Организация контроля, нормы радиационной безопасности, особенности работы персонала на АЭС, работа с населением | |
Биология, экология | Медицинская служба во время ликвидации аварии | Медико-технические действия. (На основе документов и воспоминаний ликвидаторов) |
Воздействие радиации на человека | Что говорит об этом военно-медицинская наука и клиническая радиология | |
Воздействие радиации на природу | Роль леса и водоемов в распределении выпавших радионуклидов. Судьба “рыжего леса”. Почвы и радиоактивность | |
Химия | Химические войска страны и Чернобыль | Особенности дезактивационных работ вообще и Чернобыле, в частности |
Ученые-химики – для Чернобыля | Академик В.А. Легасов и концепция безопасности | |
Физика, биология, экология | Чернобыль сегодня: состояние “Укрытия”, природа | Судьба станции, зараженных территорий и людей. |
Информатика и ИКТ | Виртуальный музей “Чернобыль” | Создание нашей музейной экспозиции электронном виде для Интернета |
Авиамодельный кружок |
Техника в Чернобыле | Особенности применения техники (авиации, строительных машин) в условиях высокой радиации |
Когда музея еще не было, а была только идея его создания, первые проекты были информационными. Задача, которая стояла перед участниками: собрать и обработать информацию, а результаты выдать в форме рефератов, докладов, компьютерной презентации. После защиты работ на конференции Школьного научного общества были отобраны лучшие работы, а их авторы-победители получили возможность оформить музейный стенд и подготовить экскурсию, учитывающую возраст экскурсантов. Например, по теме “Физические основы атомной энергетики” были подготовлены экскурсии для начальной школы, для V–VII классов и VIII–IX классов. Группы экскурсоводов у нас имеются по всем разделам музея и для всех классов.
Актив музея подготовил для посетителей деловую игру “Защитники и противники развития атомной энергетики”. Заранее собрали доводы “за” и “против”. Команды получили тексты с ними, знакомились с материалами, а затем перешли к дебатам и обсуждениям предложенной темы. Смысл дебатов: склонить судей и зрителей к своей точке зрения.
Большую помощь оказал нам авиамодельный кружок (руководитель Ю.А.Лелишенцев). Ребята помогли изготовить стенды, начали создавать модели техники, работавшей в Чернобыле (в этом участвуют в основном учащиеся младших классов). Последний подарок авиамодельного кружка – сделанная им диорама “Чернобыльская АЭС”; теперь это наш самый заметный экспонат.
В данный момент группа учащихся работает с архивом полковника медицинской службы Вооруженных Сил СССР В.Н.Румянцева, который был командирован для изучения опыта работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В нашем музее хранятся рабочие материалы, дневниковые записи; их изучают наши учащиеся под руководством учителей.
Четвертый год проходит конкурс детских творческих работ “Звезда Чернобыля”. Традиционно наши учащиеся из V–X классов становятся лауреатами и дипломантами в различных номинациях: литературно-поэтическое творчество, художественное, сценическое, музыкально-исполнительское. С участия в этом конкурсе для многих начинается знакомство с темой “Чернобыль”: ученики пишут картины, сочиняют стихи, прозу, исполняют песни, ставят сценки, участвуют в спектакле. При подготовке к конкурсу дети, особенно младшего школьного возраста, настолько глубоко вникают в случившееся и так искренне сочувствуют тем, кто непосредственно столкнулся с последствиями катастрофы, что приходят с вопросами: “Как это могло произойти?”, “Почему?”, “Что нужно делать, чтобы такого больше не было?”. Отсюда уже шаг к формированию нравственной позиции, активной познавательной деятельности, поиску, научным исследованиям.
Заключение.
Участие учеников в поисковой, проектно-исследовательской литературной, художественной, музыкальной деятельности можно рассматривать как углублённое изучение отдельных вопросов в рамках того или иного учебного предмета. Вместе с тем – это процесс воспитания и самовоспитания под руководством учителя. Поисковая, исследовательская и творческая работа школьников помогает им развивать логическое и образное мышление, лучше понимать процесс познания, вырабатывает умение вести поиск, обрабатывать факты, найденные в разнообразных источниках, формулировать выводы, представлять результаты своей работы в системе и на всеобщее обозрение, выступать с сообщениями. Все это убеждает в пользе той работы, которую мы ведем. Нельзя не отметить и то, что само содержание материала убедительно доказывает: необходимо ценить Жизнь и Природную среду.
Эти выводы дают нам возможность считать наш музей серьезным центром осуществления комплекса мер учебно-воспитательного характера.