Цели.
- Повторить и обобщить полученные знания о глаголе.
- Развивать умения творчески мыслить, обобщать, сравнивать и
- выделять главное, доказывать и опровергать.
- Применять полученные знания в новых условиях.
- Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.
Оборудование.
- Карточки со словами.
- Карточки обратной связи о, а.
- Конверты с заданиями для самостоятельной работы.
- Фишки для самооценки.
- Карточки тся и ться.
- Конверты с предложениями.
Ход урока
Оргмомент
- У вас на партах лежат конверты с цифрой 1. Достаньте из них карточки и прочитайте слова первой строчки.
(Одежда, боб, щенок, низина, енот)
- В каждом слове обведите первый слог.
- А теперь прочитайте слова второй строчки (ослик, галка, лиса, аист, гусь, орёл, лось, ежи) и обведите первую букву. Обратите внимание на большой отступ после слова ослик.
(У учащихся 2-й группы слоги первой строки уже обведены.)
- Прочитайте, что получилось.
(Обобщение о глаголе)
- Правильно. Это вы прочитали тему нашего урока.
(Прикрепляю на доску название темы: “Обобщение о глаголе”)
- Сегодня мы с вами обобщим всё, что узнали о глаголе.
- Прочитайте про себя пословицы на доске и выберите одну, которую бы хотели сделать для себя девизом на сегодняшний урок.
- Ленивому и лениться лень.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Приятелей много, а друга нет.
- Повторение – мать учения.
- Рука победит одного, знания поборют тысячи.
- Кто хочет прочитать выбранную пословицу? Кто ещё выбрал эту же пословицу? Почему вы выбрали именно эту пословицу?
(Тема урока – обобщение, значит, будем повторять то, что изучали.) - У вас на партах в коробочках лежат разноцветные фишки. Красная фишка – отлично; синяя – хорошо; зелёная – удовлетворительно. После каждого этапа работы вы будете брать себе одну фишку, чтобы оценить свою работу.
Оцените свою работу на этом этапе.
Работа над темой урока
- И так, начнём повторять.
1. Работа над стихотворением.
- На доске написано стихотворение. Прочитайте его про себя.
- Кто прочитает вслух?
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
- Какие два правила о глаголе встретились в стихотворении?
(Глагол обозначает действие)
(Глаголы в предложении бывают главными членами.)
- Каким главным членом предложения может быть глагол?
2. Работа на доске.
- Давайте посмотрим, так ли это.
а) Прочитать предложение на доске, подчеркнуть глагол. (Кто без кисти и белил стены города белил?)
- Что обозначает глагол? (Действие)
б) Прочитать второе предложение, подчеркнуть главные члены предложения. (Снежное покрывало всё покрывало)
- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
3. Письмо по памяти.
- Запомните одно понравившееся предложение и запишите его по памяти.
Самопроверка по доске.
- Подчеркните глаголы.
- Что мы можем определить у них?
(Учащиеся говорят, а я прикрепляю карточки)
число
лицо
время
род
- Определите, что можете и подпишите над глаголами.
- Прочитайте глаголы и то, что у них обозначили.
- У всех ли глаголов мы можем определить род?
(Нет, только у глаголов прошедшего времени, ед. числа)
- Что должны помнить о написании окончаний у глаголов прошедшего времени?
(М. р. – нет окончаний, ж. р. – а, ср. р. – о)
4. Работа с карточками обратной связи: А, О.
- Сейчас я буду читать словосочетания, а вы показывать окончания глаголов.
Ваза разбилась, зеркало запотело, окно захлопнулось, картина понравилась, железо накалилось, мясо сварилось, каша остыла, дерево упало, девочка пела, молния блеснула, лицо светилось, солнце встало, верба распустилась.
5. Письмо по слуху.
- Давайте закрепим это правило на письме.
Окно захлопнулось со звоном, блеснула молния огнём.
- У глаголов обозначьте род, выделите окончания.
Проверка: прочитать глаголы, назвать род и окончание.
- Какое это предложение? (Сложное)
- Что должно быть в сложном предложении? (Запятая)
- Прочитайте его с запятой.
Оцените качество своей работы – устное и письменное.
Физминутка
- Поработали, пора и отдохнуть.
- Встали, расслабились, выполним несколько упражнений:
- брови свести и развести;
- глаза прищурить, затем широко открыть;
- губы максимально растянуть в улыбке, а теперь поджать;
- шею максимально вытянуть, опустить;
- плечи свести и развести;
- руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учёбе.
6. Повторение спряжения.
- Достаньте из конвертов с кружочками карточки с цифрами 1 и 2.
- Как вы думаете, что мы будем повторять с помощью этих цифр?
- Да, спряжение глаголов.
- Как определяем спряжение? Кто расскажет правило?
Можно отвечать своими словами, а можно стихотворением.
Кому как нравится.
Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомнения,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая только брить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
- У вас ещё остались в конвертах маленькие карточки со словами.
- Разложите их под цифрами 1 и 2.
(Задания в конвертах дифференцированные. У первой группы конверты с жёлтым кружочком, а у второй – с зелёным.)
Слова первой группы: смотрите, выгонят, мёрзнешь, окружаешь, кормите, слышать, искупаемся, готовятся, смеяться, вернуть Слова второй группы: бросить, мёрзнуть, светишь, удержать, вернёшь, подсмотреть, кататься, развернётся
7. Взаимопроверка.
- Проверьте друг у друга, правильно ли определили спряжение.
Оцениваем свою работу.
8. Самостоятельная работа.
- Закрепляем правило. Откройте учебники там, где лежат закладки.
- Те, у кого белые закладки, найдите упр. 207, прочитайте задание. Кто скажет, как будем работать? На уроке вы сделаете только первый абзац.
(Задание разобрать коллективно.)
У кого синие – упр. 205. Прочитайте задание. Поднимите руки, кому задание непонятно.
(Задание объяснить индивидуально тем, кто самостоятельно не разобрался.)
Индивидуальная работа: Антон выбирает себе упражнение.
- Если кто-то будет затрудняться, возьмите помощь по закладке.
9. Проверка.
Упражнение первой группы – коллективно.
Упражнение второй группы – индивидуально по карточкам.
Посмотрите на свою работу в тетради и поставьте себе за неё оценку с помощью фишки.
10. Правописание глаголов с тся и ться.
- Найдите в тетради в записанных упражнениях глагол неопределённой формы. (Учиться)
- Что написали после буквы т?
- А когда ь после т не пишем?
- Как проверяем?
11. Самостоятельная работа.
- Возьмите конверты с квадратиками. Там у вас рассыпалось предложение.
Соберите его и запишите в тетрадь. Кто будет затрудняться, поднимет руку.
Станешь торопиться – из рук дело повалится.
- Ться и тся выделить.
- Назовите глагол, в котором написали (показываю карточки)
-Ться, а в каком -тся.
Оцениваем себя.
Итог урока
- Вот мы с вами повторили всё, что узнали о глаголе.
- Давайте посмотрим, всё ли запомнили. Я буду читать, а вы покажите
на карточках, правильно я говорю или нет.
(Учащиеся показывают карточку с буквой П – правильно, с буквой Н – неправильно.)
- Глагол обозначает предмет.
- Глагол в предложении бывает сказуемым.
- Глаголы в настоящем времени изменяются по родам.
- Глаголы в прошедшем времени в третьем лице единственного числа изменяются по родам.
- Глаголы гнать, держать, слышать, дышать относятся к первому спряжению.
- В глаголе пишешь окончание -ишь.
- В глаголах неопределённой формы пишется ь. (Когда ребята показывают карточку с буквой Н, спрашиваю, почему неправильно.)
- Скажите, зачем нам был нужен этот урок? (Чтобы обобщить всё, что узнали о глаголе)
- Мы смогли решить эту проблему?
Самооценка
- Вы в течение всего урока оценивали свою работу. Теперь посмотрите каких фишек больше и поставьте себе оценку.
- И этими же жетонами оцените, понравился ли вам урок.
Домашнее задание
Первая группа - упр. 207, второй абзац.
Вторая группа - упр. 205, приготовиться писать по памяти.