Цель урока: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы.
Коррекционно-развивающие задачи:
– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш];
– установить различия по звонкости– глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;
– совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);
– актуализировать словарный запас обучающихся, обогащать и активизировать их лексикон по теме “Весна;
– совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);
– развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;
– формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.
Коррекционно-образовательные:
– развивать орфографическую зоркость;
– закрепить правописание гласных после шипящих;
– повторить правила написания предложения.
Коррекционно-воспитательные:
– формировать положительную учебную мотивацию;
– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
Оборудование: тетради, карандаши, мультимедийный проектор, компьютерная программа “Учимся говорить правильно”, звуковые линейки, презентация к занятию.
Ход занятия
Организационный момент.
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
1. Сообщение темы, постановка перед обучающимися задач.
– Сегодня мы с вами отправляемся вместе с “Паровозиком из Ромашково” в увлекательное путешествие по стране звуков и букв. Вы согласны отправиться вместе со мной?
– Сядьте прямо, спинки ровные, руки на парте, наше путешествие начинается.
– Чтобы узнать тему нашего занятия-путешествия, вам необходимо отгадать загадки.
Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга – … (Самолёт)Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это-… (Снегири)Дорожка сшита – связана,
Постирана, разглажена.
Антошу охраняет,
Холод отгоняет. (Шарф)В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все – … (Солнце)
2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)
– Молодцы. Выделите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов, какие чаще всего вы назвали? (звуки С-Ш).
– С какими звуками мы сегодня будем работать? (со звуками С-Ш). Мы будем учиться их различать.
– Что происходит со словом при замене одного звука на другой? (меняется смысл, значение слова).
– А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы правильно писать слова).
– Дайте пожалуйста характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)
– Дайте пожалуйста характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)
– Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. Внимательно посмотрите на экран.
– Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука С
– Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука Ш
– Скажите, пожалуйста, чем же они отличаются? (положением языка, подъемом языка)
При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
– Молодцы. Двигаемся дальше.
3. Первая станция “Игровая”
– А сейчас мы прибыли с вами на станцию “Игровая”.
– Давайте немного поиграем. В роли язычка будут выступать наши ладошки. Когда я буду произносить звук С, язычок опускается вниз, когда я произнесу звук Ш, кончик язычка поднимается вверх.
Ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша.
Са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Ша-ша-ша, уши, шея и душа.
4. Связь звука и буквы.
– Звук С на письме записывается буквой эС, а буква эС очень похожа на кусочек сыра.
– Звук Ш на письме записывается буквой Ша, а буква Ша очень похожа на шкаф.
– На что похожа буква эС?
– На что похожа буква Ша?
5. Компьютерная игра “Учимся говорить правильно”
– Перейдите пожалуйста к компьютерам. Вам необходимо разложить предметы в по корзинам обозначенными звуками С и Ш.
– Двигаемся дальше. Мы прибыли на станцию “Запоминайкино”.
6. Следующая станция “Запомоминайкино
”– Сейчас я хочу проверить вашу память. Я назову ряд слов, а вы должны постараться запомнить их и повторить. Определить к какому времени года они относятся.
Мороз, сугробы, вьюга – какому времени года относятся эти слова? (к зиме)
Листопад, дожди, туман (к осени)
Жара, солнце, радуга (к лету)
Сосульки, проталины, подснежник, ручейки (к весне).
7. Физминутка для глаз “Весенняя зарисовка”
– А сейчас я вам предлагаю посмотреть весеннюю зарисовку.
– Ваши глаза отдохнули и готовы к дальнейшей работе.
– Посмотрите внимательно на картину. Какая весна изображена на ней ранняя или поздняя? (ранняя)
– Какое любимое занятие у детей ранней весной? (пускать кораблики).
– Мы с вами тоже запустим кораблик, только в тетради.
– Мы отправляемся на станцию “Графическая”
8. Станцию “Графическая”
– Сейчас мы с вами выполним графический диктант.
– Какой предмет у вас получился? (парусник)
– Назовите, какой из изучаемых звуков сегодня есть в этом слове? (звук С)
– Назовите соседей звука С (звук У, звук Н’)
– Следующая станция “Ребусная”
9. Станция “Ребусная”
– А сейчас я вам предлагаю разгадать ребус. Отгадайте название цветка, который появляется с приходом весны. Вам необходимо выделить звук под номером, который написан рядом с предметом и записать его букву. Для выполнения этого задания вы можете воспользоваться звуковыми линейками.
Л – лук (1)
А – аист (1)
Н – слон (4)
Д – подушка (3)
Ы – сыр (2)
И – слива (3)
ЛАНДЫШИ
– Посмотрите на это слово и назовите “опасное” место в этом слове, а почему оно опасное ? (в слове сочетание ШИ, слышится звук Ы, а писать необходимо букву И)
10. Работа с деформированным предложением.
– Перед вами на экране слова, составьте из них устно предложение.
В ландыши выросли лесу душистые
– Какое предложение наиболее интересное, наиболее удачное?
– Начертите в тетради схему предложения.
– Обозначьте пожалуйста на схеме буквами, в каких словах находится звук [С], а в каких звук [Ш].
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга, сверьтесь с экраном.
11. Итог
– Наше путешествие подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])
– Какое самое интересное задание было для вас?
– Пароль на выход. Придумай слово в котором имеется звук С или Ш.