Цели урока:
- Рассказать о рельефе и климате материка, закрепить знания ребят о географическом положении Северной Америки.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, через работу с карточками.
- Развивать аналитико-синтетическую деятельность на основании работы с шифрованным словом и карточками, связную речь через индивидуальные сообщения.
- Воспитывать мотивацию к учению, через разные виды деятельности; самостоятельность на основании работы с дифференцированными карточками.
Оборудование: шифрованное слово, физическая карта мира, словарные слова, карточки для установления причины.
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята, садитесь.
– Поставьте цифры по порядку и расшифруйте слово.
(показываю шифрованное слово)
– Какое слово получилось? (Америка)
– Что такое Америка? (Часть света)
– Из каких материков состоит часть света Америка? (Северной Америки и Южной Америки)
II. Проверка домашнего задание
Работа с картой
– Покажите на карте Северную Америку и скажите, в каких полушариях она расположена?
– Покажите и назовите океаны, которые омывают этот материк.
– Назовите острова, расположенные возле Северной Америки. Покажите их на карте.
– Что вы узнали об острове Гренландия?
– Покажите заливы и полуострова материка. Назовите их.
– Покажите на карте Панамский канал, и расскажите, для чего он был прорыт?
– Какая часть света ближе остальных расположена к Северной Америке?
– Что их разделяет?
Индивидуальное сообщение учащихся
– А сейчас прослушайте сообщения о Беринговом проливе, которые приготовили учащиеся (рассказы о проливе и п-ве Аляска)
– Спасибо за приготовленные сообщения (выставление оценок выступающим и активно отвечающим при проверке д/з).
III. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о Северной Америке. Вы узнаете о разнообразии рельефа и природных условий материка, а также, будете учиться устанавливать причины климата Северной Америки.
IV. Сообщение новых знаний
Рассказ учителя (сопровождается показом на карте)
Рельеф материка разнообразен. Вдоль западного побережья Северной Америки протянулась горная цепь Кордильеры. Северная часть гор наиболее высокая, здесь находится высочайшая гора Мак-Кинли. Ее высота – 6194м. В Кордильерах часто бывают землетрясения, а также там много вулканов. Самый крупный из них – вулкан Орисаба, его высота достигает 5700м. В горах имеются залежи нефти, газа, угля, золота и других цветных металлов.
К востоку от Кордильер раскинулись высокие Великие равнины. Южнее лежат Центральные равнины, которые, постепенно переходят в заболоченные низменности Миссисипскую, Примексиканскую и Приатлантическую. На равнинах добывают золото, серебро, а также медные, урановые и железные руды.
На востоке материка находятся не очень высокие горы Аппалачи, названные в честь жившего когда-то здесь племени. Вершины этих гор покрыты лесами. В долинах гор добывают каменный уголь, медные и железные руды, серебро.
Северная Америка лежит во всех климатических поясах северного полушария. На климат материка оказывают свое влияние Северный Ледовитый и Атлантический океан. Вдоль побережья проходит теплое течение – Гольфстрим, и холодное – Лабрадорское.
Климат в Северной части Северной Америки холодный с долгой морозной зимой и прохладным летом. В Арктических районах распространена многолетняя мерзлота, поэтому здесь бедная растительность.
Большая часть материка лежит в умеренном климате. Здесь зима холодная, с частыми оттепелями, а лето теплое, поэтому большие площади занимают леса.
На юге материка жарко в течение всего года, поэтому, здесь находятся пустыни и тропические леса.
В Северной Америке нередко бывают сильные ураганные ветры и смерчи. Которые называются торнадо.
Зрительная гимнастика
– Давайте подготовим глаза к чтению, и выполним гимнастику. Я показываю движения глазами, а вы их повторяете.
V. Формирование умений и навыков
1. Словарная работа
– Прежде чем читать текст в учебнике, давайте прочитаем трудные слова, которые вам встретятся, по слогам. (на доску вывешиваются слова)
Кор-диль-е-ры, Мак-Кин-ли, Ап-па-ла-чи,
Мис-си-сип-ска-я, При-мек-си-кан-ска-я,
При-ат-лан-ти-чес-ка-я.
(Дети проговаривают слова вслух с учителем по слогам, а затем, учитель указывает на слоги указкой, а учащиеся читают самостоятельно “про себя”,)
2. Работа с текстом
– Откройте учебник на с. 108. Прочитайте текст и дополните мой рассказ о климате и рельефе Северной Америки.
1 гр. – основной и дополнительный тексты;
2 гр. – основной текст и вывод.
(Дети читают текст самостоятельно, слежу за правильной осанкой ребят во время чтения)
– Что еще вы узнали о рельефе и климате материка из текста?
– Какими полезными ископаемыми богата Северная Америка?
– Какой климат на материке? Что на него влияет, зачитайте из текста.
– Климат, какой части Северной Америки имеет сходство с климатом нашей местности?
Физминутка “Явления природы”
3. Работа с карточками
Цель: учить устанавливать прямую связь между климатом и географическим положением Северной Америки.
– Какой климат в Северной Америке? (Холодный, умеренный, жаркий).
– На доске вы видите карточки. В первом столбике записаны карточки с типами климата Северной Америки, прочитайте их про себя. Во втором, карточки с причинами данных типов климата, прочитайте их. Давайте попробуем установить связь между карточками первого и второго столбиков.
Задание: каждому типу климата, из первого столбика, подберите причину из второго столбика.
– Почему в Северной Америке холодный климат, укажите причину? (учащиеся подбирают причину и называют ее)
– Докажите свой ответ.
– Сколько причин вы установили? (Одну)
– Что является причиной умеренного климата Северной Америки? (Влияние Североатлантического течения)
– Обоснуйте свой ответ.
– Сколько причин вы установили? (Одну)
– Так почему климат умеренный? (Потому что влияет североатлантическое течение)
– Укажите причину жаркого климата? (дети называют причину, обосновывают свой ответ)
– Так почему климат в Северной Америке бывает жаркий? (потому что солнце высоко над горизонтом и потому что близко к экватору)
– Сколько здесь причин вы установили? (Две)
– Так, от скольки причин может зависеть климат? (от нескольких)
– Итак, между какими географическими явления и объектами мы устанавливали связь? (Между климатом и географическим положением)
– Что, от чего зависит? (Климат зависит от географического положения)
– С какого слова вы начинали свой ответ, указывая причины данных типов климата? (Потому что)
– Молодцы, вот мы и установили с вами связь между этими географическими явлениями.
– А может ли на климат Северной Америки повлиять рельеф? (Да)
– Какие формы рельефа расположены на материке? (Горы, равнины, низменности)
– Почему на климат влияют горы Кордильеры, равнины Великие и Центральные? (Учащиеся рассуждают и доказывают свои ответы)
Давайте вместе сформулируем вывод:
Климат Северной Америки зависит от… (географического положения, расположения солнца над горизонтом, рельефа), следовательно, они являются…(причинами) данных типов климата. Причин у природного явления может быть… (несколько).
VI. Домашнее задание
С. 107-109 1гр. – приготовить рассказ о климате Северной Америки;
2гр. – показ географических объектов на карте
VII. Итог. Оценки
– Что нового о Северной Америке вы узнали сегодня на уроке?
– Чему учились? (Устанавливать причины разнообразия климата Северной Америки).