Цель: показать всю глубину и сердечность задушевной песни.
Задачи.
1. Формирование первичных музыкально-слуховых представлений об особенностях мелодии, ритма, приемов драматургического развития и форм в русской и башкирской песне.
2. Совершенствование умения целостно воспринимать русскую и башкирскую песню и размышлять о ней, сопоставляя интонации русской песни с интонациями башкирской песни.
3. Знакомство с известными исполнителями России и Башкортостана.
Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями, фортепиано, синтезатор, медиапроектор, слайды, презентация к уроку.
Музыкальный материал.
- “Течет Волга” М. Фрадкина – музыка на вход.
- “Долины Дёмы” башкирская народная песня – слушание.
- “Моя Россия” Г. Струве – исполнение.
- “Ромашковая Русь” Ю. Чичкова – разучивание.
Сценарий урока.
I. Вход под песню М. Фрадкина “Течет Волга”.
Музыкальное приветствие.
- Ребята, я убеждена, что песня, которая прозвучала в начале урока, вам знакома. Как она называется? (“Течет Волга”).
- Может быть, сами назовете имя исполнителя этой песни? (Людмила Зыкина)
- Да, молодцы. В исполнении Л. Зыкиной прозвучала песня композитора Марка Фрадкина “Течет Волга”.
Презентация. Cлайд № 1
Повторное слушание песни (видеозапись).
- О чем эта песня? (О жизни, о том, что жизнь человека течет как Волга, жизнь русского народа немыслима без Волги).
- Какое душевное состояние передаёт эта песня?
- Как звучала песня? (Мелодично, распевно, трогательно, широко, задушевно, красиво).
Л. Зыкина - российская певица, исполнительница русских народных песен, русских романсов, эстрадных песен. Народная артистка России. Основатель и руководитель ансамбля “Россия”, с которым выступала артистка. В ее репертуаре в основном русские народные песни и песни российских композиторов.
- Сейчас я исполню (возможно слушание аудиозаписи) самые популярные песни Л. Зыкиной, а вы постарайтесь определить, как они называются?
(Звучат фрагменты песен “Оренбургский платок”, “На побывку едет молодой моряк”).
Людмила Георгиевна Зыкина скончалась 1 июля 2009 года в Москве в возрасте 81 года. Прощание с Л. Зыкиной проходило в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилами великой балерины Галины Улановой, виолончелиста Мстислава Ростроповича, актера Юрия Никулина и первого президента России Бориса Ельцина.
Во всем мире Л. Зыкину называют великой русской певицей.
- Как вы думаете, почему? (Своим красивым голосом очень тонко и глубоко передаёт душевное состояние человека, чувства и мысли, отношение к жизни, к природе, за прекрасное исполнение русских народных песен и песни российских композиторов).
- А теперь обратимся еще к одной песне?
(Башкирская народная песня “Долины Дёмы”).
- Какому народу принадлежит эта песня? (Башкирскому).
- Какая она по характеру? (Мелодичная, распевная, нежная, умеренная).
- К какому песенному жанру относится? (Халмак - кюй)
- О чем эта песня? (О красоте башкирской реки Дёмы)
Вот как писал известный вам поэт о Дёме Сергей Аксаков:
Cлайд № 2
Весна, весна! Ты прелесть года,
Но не в столичной тесноте.
Весна на Дёме, где природа
В первообразной чистоте
Гордится девственной красою!Где тёмные шумят леса,
Где воды кажут небеса,
Где блещет черной полосою
Под плугом тучная земля,
Цветут роскошные поля! –
прославляя родные края, ставшие для него неиссякаемым родником вдохновения. А вот картина народного художника РФ и заслуженного художника РБ Рашида Нурмухаметова “Весна на Дёме”.
Слайд № 3.
Внимательно рассмотрите картину. Сравните стихи С. Аксанова “Весна” с картиной Р. Нурмухаметова “Весна на Дёме”. Что их объединяет? Чем они отличаются друг от друга?
Река Дёма (Дим), левый приток реки Белой.
В конце XIX – начале XX века на берегах Дёмы появились кумысолечебницы. В одной из них лечился и великий русский писатель А.П. Чехов. В 1934 году был открыт санаторий “Юматово”.
На этой земле выросли, впитав от неё силу и вдохновение Мустай Карим и Фарида Кудашева.
Cлайд № 5, 6
Сейчас прозвучала в исполнении Ф. Кудашевой башкирская народная песня “Долины Дёмы”.
Фарида Кудашева – башкирская народная певица, “Народная артистка РБ”, “Заслуженная артистка РФ”, “Почетный гражданин города Уфы”. В обширном концертном репертуаре есть эстрадные песни, есть башкирские и татарские народные песни.
(Песня “Долины Дёмы”)
- С какими чувствами исполнила песню “Долины Дёмы” Ф.Кудашева? (С любовью, с нежностью, с душой, с чувством гордости).
Да, её пение вселяло в слушателей любовь к родным местам, любовь к башкирским народным песням.
- Можете ли вы вспомнить такую русскую песню, которая по характеру похожа на песню “Долины Дёмы”? (“Течёт Волга”)
- Есть ли какое-либо сходство в этих двух песнях? (В обеих песнях поется о великих реках: в русской – о Волге, в башкирской – о Дёме. Песни распевные, мелодичные, задушевные, в них чувствуется красота родной природы, к родным местам).
II. Работа над песней “Моя Россия”.
- В каком темпе, с какими оттенками мы будем петь?
Исполнение песни стоя. (Дети сами составляют исполнительский план)
- Ребята, какие песни о России вы еще знаете? (Проверка д/з)
Вот еще одна песня о России, послушайте ее.
(Песня “Ромашковая Русь”)
- О чем рассказала вам эта песня?
- Какие чувства выразили авторы? (Очень красиво воспевается природа России)
А сочинил эту песню на стихи Михаила Пляцковского хорошо знакомый вам композитор. Определите его по знакомым песням?
(Звучат фрагменты знакомых песен - “Музыкальная шкатулка”, “Снежная сказка зимы”, “Мама”, “Из чего же, из чего же”).
- Кто же автор песни “Ромашковая Русь”? (Чичков Юрий Михайлович).
Слайд № 7, 8
III. Разучивание песни “Ромашковая Русь”.
Разучиваем по фразам, при разучивании обращаю внимание на интонационное построение мелодии. На доске нотная запись.
Вывод. В этих песнях, очень разных по характеру и содержанию, но одинаково распевных, раскрывается не только красота природы, но и сердечность и широта души народа.
- А какие они по характеру? (Плавные, неторопливые, душевные)
- А, вот ребята, какое счастье быть исполнителем таких песен!
Слайд № 9
Сколько песен у России,
Сколько во поле цветов.
Сколько песен у России,
Сколько в рощицах берёз.
Золотая рожь встаёт.
В полный голос слышен колос –
Это Родина поёт.
Песни русские такие,
Что охота подпевать.
Сколько песен у России –
Никому не сосчитать.
Вот как писали поэты о русской песни.
IV. Работа в тетрадях.
Обобщение.
Оценивание.
Музыкальное прощание.
Выход из класса под песню “Ромашковая Русь”.