Урок на тему "Задушевные песни России"

Разделы: Музыка


Цель: показать всю глубину и сердечность задушевной песни.

Задачи.

1. Формирование первичных музыкально-слуховых представлений об особенностях мелодии, ритма, приемов драматургического развития и форм в русской и башкирской песне.

2. Совершенствование умения целостно воспринимать русскую и башкирскую песню и размышлять о ней, сопоставляя интонации русской песни с интонациями башкирской песни.

3. Знакомство с известными исполнителями России и Башкортостана.

Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями, фортепиано, синтезатор, медиапроектор, слайды, презентация к уроку.

Музыкальный материал.

  1. “Течет Волга” М. Фрадкина – музыка на вход.
  2. “Долины Дёмы” башкирская народная песня – слушание.
  3. “Моя Россия” Г. Струве – исполнение.
  4. “Ромашковая Русь” Ю. Чичкова – разучивание.

Презентация

Сценарий урока.

I. Вход под песню М. Фрадкина “Течет Волга”.

Музыкальное приветствие.

- Ребята, я убеждена, что песня, которая прозвучала в начале урока, вам знакома. Как она называется? (“Течет Волга”).

- Может быть, сами назовете имя исполнителя этой песни? (Людмила Зыкина)

- Да, молодцы. В исполнении Л. Зыкиной прозвучала песня композитора Марка Фрадкина “Течет Волга”.

Презентация. Cлайд № 1

Повторное слушание песни (видеозапись).

- О чем эта песня? (О жизни, о том, что жизнь человека течет как Волга, жизнь русского народа немыслима без Волги).

- Какое душевное состояние передаёт эта песня?

- Как звучала песня? (Мелодично, распевно, трогательно, широко, задушевно, красиво).

Л. Зыкина - российская певица, исполнительница русских народных песен, русских романсов, эстрадных песен. Народная артистка России. Основатель и руководитель ансамбля “Россия”, с которым выступала артистка. В ее репертуаре в основном русские народные песни и песни российских композиторов.

- Сейчас я исполню (возможно слушание аудиозаписи) самые популярные песни Л. Зыкиной, а вы постарайтесь определить, как они называются?

(Звучат фрагменты песен “Оренбургский платок”, “На побывку едет молодой моряк”).

Людмила Георгиевна Зыкина скончалась 1 июля 2009 года в Москве в возрасте 81 года. Прощание с Л. Зыкиной проходило в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилами великой балерины Галины Улановой, виолончелиста Мстислава Ростроповича, актера Юрия Никулина и первого президента России Бориса Ельцина.

Во всем мире Л. Зыкину называют великой русской певицей.

- Как вы думаете, почему? (Своим красивым голосом очень тонко и глубоко передаёт душевное состояние человека, чувства и мысли, отношение к жизни, к природе, за прекрасное исполнение русских народных песен и песни российских композиторов).

- А теперь обратимся еще к одной песне?

(Башкирская народная песня “Долины Дёмы”).

- Какому народу принадлежит эта песня? (Башкирскому).

- Какая она по характеру? (Мелодичная, распевная, нежная, умеренная).

- К какому песенному жанру относится? (Халмак - кюй)

- О чем эта песня? (О красоте башкирской реки Дёмы)

Вот как писал известный вам поэт о Дёме Сергей Аксаков:

Cлайд № 2

Весна, весна! Ты прелесть года,
Но не в столичной тесноте.
Весна на Дёме, где природа
В первообразной чистоте
Гордится девственной красою!

Где тёмные шумят леса,
Где воды кажут небеса,
Где блещет черной полосою
Под плугом тучная земля,
Цветут роскошные поля! –

прославляя родные края, ставшие для него неиссякаемым родником вдохновения. А вот картина народного художника РФ и заслуженного художника РБ Рашида Нурмухаметова “Весна на Дёме”.

Слайд № 3.

Внимательно рассмотрите картину. Сравните стихи С. Аксанова “Весна” с картиной Р. Нурмухаметова “Весна на Дёме”. Что их объединяет? Чем они отличаются друг от друга?

Река Дёма (Дим), левый приток реки Белой.

В конце XIX – начале XX века на берегах Дёмы появились кумысолечебницы. В одной из них лечился и великий русский писатель А.П. Чехов. В 1934 году был открыт санаторий “Юматово”.

На этой земле выросли, впитав от неё силу и вдохновение Мустай Карим и Фарида Кудашева.

Cлайд № 5, 6

Сейчас прозвучала в исполнении Ф. Кудашевой башкирская народная песня “Долины Дёмы”.

Фарида Кудашева – башкирская народная певица, “Народная артистка РБ”, “Заслуженная артистка РФ”, “Почетный гражданин города Уфы”. В обширном концертном репертуаре есть эстрадные песни, есть башкирские и татарские народные песни.

(Песня “Долины Дёмы”)

- С какими чувствами исполнила песню “Долины Дёмы” Ф.Кудашева? (С любовью, с нежностью, с душой, с чувством гордости).

Да, её пение вселяло в слушателей любовь к родным местам, любовь к башкирским народным песням.

- Можете ли вы вспомнить такую русскую песню, которая по характеру похожа на песню “Долины Дёмы”? (“Течёт Волга”)

- Есть ли какое-либо сходство в этих двух песнях? (В обеих песнях поется о великих реках: в русской – о Волге, в башкирской – о Дёме. Песни распевные, мелодичные, задушевные, в них чувствуется красота родной природы, к родным местам).

II. Работа над песней “Моя Россия”.

- В каком темпе, с какими оттенками мы будем петь?

Исполнение песни стоя. (Дети сами составляют исполнительский план)

- Ребята, какие песни о России вы еще знаете? (Проверка д/з)

Вот еще одна песня о России, послушайте ее.

(Песня “Ромашковая Русь”)

- О чем рассказала вам эта песня?

- Какие чувства выразили авторы? (Очень красиво воспевается природа России)

А сочинил эту песню на стихи Михаила Пляцковского хорошо знакомый вам композитор. Определите его по знакомым песням?

(Звучат фрагменты знакомых песен - “Музыкальная шкатулка”, “Снежная сказка зимы”, “Мама”, “Из чего же, из чего же”).

- Кто же автор песни “Ромашковая Русь”? (Чичков Юрий Михайлович).

Слайд № 7, 8

III. Разучивание песни “Ромашковая Русь”.

Разучиваем по фразам, при разучивании обращаю внимание на интонационное построение мелодии. На доске нотная запись.

Вывод. В этих песнях, очень разных по характеру и содержанию, но одинаково распевных, раскрывается не только красота природы, но и сердечность и широта души народа.

- А какие они по характеру? (Плавные, неторопливые, душевные)

- А, вот ребята, какое счастье быть исполнителем таких песен!

Слайд № 9

Сколько песен у России,
Сколько во поле цветов.
Сколько песен у России,
Сколько в рощицах берёз.
Золотая рожь встаёт.
В полный голос слышен колос –
Это Родина поёт.
Песни русские такие,
Что охота подпевать.
Сколько песен у России –
Никому не сосчитать.
Вот как писали поэты о русской песни.

IV. Работа в тетрадях.

Обобщение.

Оценивание.

Музыкальное прощание.

Выход из класса под песню “Ромашковая Русь”.