Одним из перспективных направлений современной методики преподавания является использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить интерес учащихся к обучению, создать благоприятные условия для взаимодействия учителя и ученика, повысить наглядность в изучении отдельных тем. Очевидные перспективы и повышенный интерес к использованию ИКТ в процессе обучения привели к разработке значительного количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов), охватывающих почти все ступени и направления образовательного процесса. Несмотря на достаточно большое количество предлагаемых к использованию ЦОРов, часто отсутствуют методические разработки, необходимые для успешного внедрения и использования ИКТ. Также не существует окончательной оценки эффективности использования ИКТ в образовательном процессе.
Целью работы является создание и внедрение методики изучения темы «Карбоновые кислоты» в 10 классе общеобразовательной школы (базовый уровень) с использованием ИКТ и проведение анализа её педагогической эффективности.
Были поставлены следующие задачи:
- провести анализ литературы и цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов) по выбранной теме;
- организовать и провести контрольное исследование до внедрения ИКТ в данном классе (самостоятельная работа по теме «Альдегиды»);
- выбрать необходимые ЦОРы для их включения в учебный процесс. Составить поурочное планирование по теме «Карбоновые кислоты» с использованием выбранных ЦОРов;
- проанализировать педагогическую эффективность предложенной методики.
Предполагается, что результаты данной работы могут впоследствии широко использоваться для усиления мотивации школьников в процессе изучения данной темы, роста их заинтересованности и в итоге более качественного усвоения учебного материала.
Эффективное познание окружающего мира требует работы всех органов чувств человека. Установлено, что основными каналами восприятия поступающей информации являются зрительный и слуховой анализаторы. Система «ухо-мозг» может пропускать в секунду до 50 бит информации, а зрительный анализатор – примерно в 100 раз больше [2].
У большинства учащихся зрительная память наиболее развита. Как отмечает Г. Кирмайер [3], при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может достигать 75% .
Начальными этапами проведенной работы было изучение и выбор ЦОРов, соответстующих выбранной теме. Для проведения анализа использовались следующие коллекции ЦОРов:
1) www.school-collection.edu.ru
2) www.fcior.edu.ru
3) www.window.edu.ru
4) www.mioo.ru
Изначально предполагалось, что в процессе работы с использованием цифровых образовательных ресурсов будут использованы три основные формы организации познавательной деятельности школьников:
1) Фронтальная работа в классе;
2) Индивидуальная и групповая работа на уроке;
3) Самостоятельная работа школьников при
подготовке к урокам.
Затем было составлено планирование для четырёх уроков по теме « Карбоновые кислоты » с учетом использования во время обучения ИКТ.
№ урока | Тема | Вид урока | Оборудование и пособия | Использование ИКТ | Домашнее задание |
1 | Состав, строение, виды изомерии и номенклатура карбоновых кислот | комбиниро-ванный (лекция + самост. работа учащихся) | образцы кислот (уксусная, стеариновая,
лимонная, щавелевая, бензойная) Таблица «номенклатура орг. соединений» |
презентация (Приложение
1) домашняя практическая работа |
§32. вопрос 4 выполнить практическую работу «конструирование молекул карбоновых кислот» [5] |
2 | Физические и общие химические свойства карбоновых к-т | комбинированный (семинар + лекция) | раствор уксусной кислоты, индикаторы,
цинк, раствор сульфата меди(II) гидроксида натрия, карбоната натрия |
просмотр видео-опыта “взаимодействие уксусной кислоты с оксидом меди (II) ”[6] | §33 вопросы 1,4,6. |
3 | Специфические свойства муравьиной кислоты, высших и непредельных карбоновых кислот. Мыла | комбинированный (лекция + сообщения учащихся ) | олеиновая кислота, стеариновая кислота, растворы: мыла, соляной кислоты, хлорида кальция | презентация (Приложение 2) | повт. §32, 33 индивид. задание письменно |
4 | Получение и применение карбоновых кислот. Обобщение знаний | комбинированный (лекция + семинар) | ацетат натрия, серная кислота (конц.), индикатор, гидроксид натрия |
просмотр модуля ФЦИОР, [5] электронный учебник по орг. химии [9] | §34 вопросы 2,6 тест из электронного учебника [9] |
Основные результаты работы
1) Большинство учащихся справились с
проверочной работой по теме «Карбоновые
кислоты» лучше, чем по предыдущей теме
«Альдегиды», при изучении которой ЦОРы не
использовались.
2) Возросло количество учащихся, считающих химию
значимым школьным предметом.
3) Учащиеся стали проявлять интерес к
тренировочным работам по химии в режиме он-лайн,
которые они могли выполнять дома или в кабинете
информатики в свободное от учёбы время.
Литература:
1. Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А.
Химия. Учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений. Базовый уровень. М.: Издательство
«Ассоциация ХХI век ». 2007. – 240 с, ил
2. Герасимова Н.Ф. Использование современных
информационных технологий для организации
рабочего места заведующего кабинетом химии. //
Публикация на сайте МИОО. 2009.
3. Кирмайер Г. Мультимедиа. - М.: Малип,1994.
Интернет-ресурсы:
- http://www.mioo.ru
- http://www.fcior.edu.ru
- http://www.school-collection.edu.ru
- http://www.windows.edu.ru
- http://www.rusedu.info
- http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Приложения:
1. Презентация «Номенклатура и
изомерия карбоновых кислот»
2. Презентация «Химические свойства
карбоновых кислот»