Новые задачи, выдвинутые перед школой современным обществом, требуют у учащихся развития черт творческой деятельности, обеспечивающие их познавательную самостоятельность, формирующих современный склад ума. Поэтому существенное значение в процессе обучения приобретают приёмы и методы, способствующие развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Убеждена, что одним из основных средств формирования активности и самостоятельности в познании окружающего мира является организация самостоятельной работы школьников.
Именно поэтому, в своей работе я применяю различные по степени трудности в зависимости от возраста и степени развития учащихся методические приемы организации самостоятельной работы.
При организации работы с учащимися ставлю перед собой цель: научить школьников самостоятельно приобретать знания из различных источников информации. Строго выполняю следующие требования: работа должна быть пассивной и развивать творческие способности детей.
Как наглядность предлагаю формы самостоятельной работы, применяемых мною на разных этапах уроков по географии.
Курс “Физическая география”. Урок “План местности”
Вопросы самостоятельной работы.
1. На рисунке отдельные объекты обозначены буквами и цифрами. Какими условными знаками обозначен тот или иной объект? Например, А-5
2. В каком направлении двигалась группа туристов, если полярную звезду они видят справа от себя?
Курс “География России” Урок “Рельеф и недра России”
Вопросы самостоятельной работы:
1. Какой район России наиболее богат полезными ископаемыми?
2. В каком регионе они наиболее разнообразны, в каком наиболее интенсивно используются, в каком близки к исчерпанию?
Урок “Типы климатов России”
Самостоятельная работа организуется по заполнению таблицы с использованием карты и текста учебника:
Климат. пояс, тип климата | Температура | Осадки | Воздушные массы | Тип погоды |
Арктический | ||||
Субарктический | ||||
Умеренный |
Заполните таблицу, сделате сравнение типов климата, определите в каком климате мы живвем.
Урок “Западные регионы России”
Предлагаю самостоятельную работу по определению регионов лидеров по направлениям промышленности, сельского хозяйства, а так же по определению их “ экономического самочувствия” с обоснованием принятых решений учащимися.(см. презентацию).
Урок “Озера. География многолетней мерзлоты”.
Школьники работают над составлением схемы по влиянию многолетней мерзлоты (см. презентацию).
Убеждена, что самостоятельная работы служат средством развития у школьников: наблюдательности, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний, в том числе и для продолжения самообразования.
Подводя итог, можно сказать, что самое трудное для учителя научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой детей. На мой взгляд, правильно организованная самостоятельная работа школьников на уроке. Влияет на глубину и прочность их знаний по предмету. Над темп усвоения нового материала.