Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).
Тип урока
: комбинированный.Технология:
личностно-ориентированная.Цели:
Развить умения применять законы логики при решении практических логических задач.Задачи урока:
Развивающая
: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.Обучающие
:- углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических задач;
- формирование умения применять полученные знания на практике.
Воспитательная
: развитие познавательного интереса, логического мышления.Методы:
словесный, наглядно-иллюстративный, практический.Организационные формы работы
: фронтальная, групповая и индивидуальная.Материально-техническая база:
План урока
Содержание этапа урока |
Время |
Вид и формы работы |
1. Организационный момент | 1 мин | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | 1 мин | Постановка цели урока. |
3. Актуализация знаний | 18 мин | Использование слайдов |
4. Решение логических задач | 15 мин | Решение по этапам (Презентация 1),
оформление протокола (Приложение
1) Работа в тетради |
5. Этап систематизации, обобщения изученного | 3 мин | |
6. Подведение итогов, домашнее задание | 2 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала. (Презентация 1)
На доске (Презентация 1, слайд 1)
На партах детей разложены:
- Протокол расследования (Приложение 1)
2. Мотивационное начало урока. (Презентация 1, слайд 2)
Учитель
:“Всё наше достоинство заключено в мысли.
Не пространство, не время, которых
мы не можем заполнить, возвышает нас,
а именно она, наша мысль.
Будем же учиться хорошо мыслить ”.
На прошлых занятиях мы знакомились с логическими выражениями, Сегодня мы продолжим работу по знакомству с алгеброй логикой, ее практическим применением. И для начала повторим: вспомним ключевые вопросы алгебры логики. (Презентация 1, слайд 3).
Учитель:
Теперь немного истории: где, когда и зачем появилась логика. (Выступление учащихся “Основные этапы развития логики” презентация 2)Учитель:
Законы логики применяются во многих науках. Мы сегодня коснемся биологии (т.к. профиль биохим) и литературы. (Выступление учащихся “Женская логика” презентация 3)Учитель: Есть еще одно высказывание о логике. (Презентация 1, слайд 4, 5).
Решать логические задачи очень увлекательно. В них вроде бы нет никакой математики - нет ни чисел, ни функций, ни треугольников, ни векторов, а есть только лжецы и мудрецы, истина и ложь. В то же время дух математики в них чувствуется ярче всего - половина решения любой математической задачи (а иногда и гораздо больше половины) состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами.Есть люди, для которых решение логической задачи - увлекательная, но несложная задача. Их мозг как луч прожектора сразу освещает все хитроумные построения, и к правильному ответу он приходит необычайно быстро. В литературе есть персонаж, который применяет логику во всех своих расследованиях. Кто этот человек?
Ответ: Шерлок Холмс.
Выступление учащихся о Шерлоке Холмсе. (Презентация 4)
Учитель: Попробуем применить метод Шерлока Холмса. Для начала небольшая разминка. “Зарядка для ума” (Презентация 1, слайд 6 и 7).
(Далее зачитывается текст телеграммы (Презентация 1, слайд 8); показание свидетелей (слайд 9))
Вопрос:
“Каким был нарушитель?” (слайд 10,11)3. Актуализация знаний
Учитель
: Теперь нам предстоит, очень ответственная работа – найти преступника. Все свое расследование вы фиксируете в протоколе (Приложение 1)4. Решение логической задачи
(Правильное решение представлено на слайде 12, 13 (Презентация 1)
Задачи.
№1.
В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.Известно, что:
- Смит самый высокий;
- играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
- играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
- когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
- Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
Решение. Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание.
скрипка |
флейта |
альт |
Кларнет |
гобой |
труба |
|
Браун |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Смит |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Вессон |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе.
№ 2. Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
- Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
- Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
Решение: Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение).
Имя |
Юра |
Тимур |
Влад |
Профессия |
физик |
врач |
юрист |
Увлечение |
бег |
туризм |
регби |
Ответ. Влад — юрист и регбист, Тимур — врач и турист, Юра — физик и бегун.
№ 3. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?
Решение. Имеется три утверждения:
- Вадим изучает китайский;
- Сергей не изучает китайский;
- Михаил не изучает арабский.
Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно.
Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно.
Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей.
Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил — японский, Вадим — арабский.
5. Этап систематизации, обобщения изученного.
6. Подведение итогов, домашнее задание (Приложение 1, слайд 14)
Литература:
- Н.Н Угринович, Информатика и ИКТ: Учебник для 10-11 классов.
- Л.Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская; Занимательные задачи по информатике.