Познавательные развлечения в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: обобщить представления детей о значении природы в жизни людей; о деревьях, животных, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течение года. Вызвать эмоциональный отклик на произведения народного творчества разных жанров. Прививать любовь к Родине, родной природе.

Дети в русских костюмах под музыку водят в зал.

1 ребенок.

Нет лучше и милей Росси.
И лучше наших песен нет!
Тебе поем, что всех красивей.
Тебе несем мы свой привет.

2 ребенок.

Тебе, Россия, мы танцуем,
Ведем свой вечный хоровод,
Тебя от всей души мы любим
И прославляем наш народ.

Ведущий. Не случайно мы начали наш праздник “Люблю березку русскую…” с этих слов. Березка – символ России, символ молодости, прекрасного, поэтического.

Где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее, живительное солнце греет ее. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку! Это же сама Россия наша, гордыми и светлыми очами смотрит в мир!

Песня о Родине

Ведущий. Удивительная судьба у русской березки. На миру она – радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга. Прекрасные слова сказаны поэтами о березе. Поэт С. Есенин называл Россию страной “березового ситца”, а березку – нежной юной, чистой девушкой.

Ребенок.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки.
И горят серебряные росы.

Танец “Русский перепляс”

Ведущая. Береза – единственное дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой трогательной, нежной. Прекрасна береза в любое время года, осенью – в золотом убранстве, зимой – сверкающая в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая, весной – ослепительно-белая на фоне изумрудной травы.

Ребенок.

Мы всех приглашаем в гости к березке.
На перекрестке русских дорог и песен.

Звучит негромкая музыка, ребенок читает стихотворение об осени.

Ведущая. Осенью листочки начинают желтеть, сначала наверху, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Игра “Собери листья”

Ведущая. Любят березку птицы, любят грибы” лисички, сыроежки и конечно подберезовики. Березовый лес не бывает пустым. Здесь каждому найдется место. Здесь всегда кипит жизнь.

Какие ягоды вы знаете, которые растут в нашем лесу? Посмотрите, какие ягоды брусники поспели.

Девочки в шапочках ягод исполняют песню “Брусника”.

Ведущая. Хочу напомнить вам, ребята, что в лесу нельзя рвать цветы и ломать ветки деревьев. Лес – это дом, в котором живут птицы, звери и их детеныши. Зачем портить чужой дом! Если вы нашли в лесу куст орешника, то не обрывайте все орехи, оставьте угощение белочкам, дятлам и бурундукам, которые в это время года готовят запасы на зиму.

Стихотворение “Осенние заботы”

Звучит негромкая музыка, ребенок рассказывает стихотворение и зиме.

Меняется декорация осенней березы на зимнюю.

Песня “Первый снег”

Ведущая. Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка: “Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь. Больному здоровье и людям некопаный колодец”. У народной загадки отгадка очень простая. Дерево это, конечно, береза. В старину темными зимними вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали. Вышивали. Печь топили звонкими березовыми дровами: и жара и света много. Разбитые вещи связывали гибкой и прочной берестой. Из березовых почек и бересты готовили лекарства, а березовыми веничками парились в бане– хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный березовый сок. А скучно станет, достанет крестьянин деревянные ложки, да сыграет и споет веселую русскую песню.

Оркестр на народных инструментах.

Ведущая. А что же в лесу зимой делается. Тихо. Березы стоят в белоснежных нарядах. Почему в лесу так тихо? Где звери и птицы? Никого не видно и неслышно.

Ответы детей. Птицы улетели в теплые края, медведь, еж впали в спячку.

Игра “Кто был под березой”

Под березой лежат, клочок рыжей шерсти, перо, обглоданная ветка, “следы” волка, мыши. Дети по предметам отгадывают животное.

Подвижная игра “Ай, дили-дили мы кого-то видели…”

Звучит музыка, меняется декорация.

Ведущая. Едва повеет теплом, как березы окутывается легким прозрачным изумрудно-зеленым облаком. Это свернутые почки начинают разворачиваться в пахучие глянцевые березовые листики. Светло и празднично весной в березовой роще. Березки принарядились в белые атласные сарафаны. На белой бересте четко выделяются черточки, через которые береза дышит.

Береза – щедрое доброе дерево! Весной звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок. Любят сладкие березовые слезы медведь, глухарь, муравьи и бабочки. Многие люди собирают березовый сок. Он очень полезен, богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе необходимо замазать, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится: “Береза плачет кровавыми слезами”

Ребенок.

Роща юная, белоствольная на заре росой умоется.
Звоны слышатся колокольные – Воскресение светлое, Троица

Ведущая. На Руси всегда любили белоствольную березку-красавицу. Считали символом девичьей нежности и красоты. На троицу ветками берез украшали дома и храмы, пели песни, водили хороводы, украшали березку лентами.

Ребенок.

Разбежались по лужайке беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки-подростки белоствольные березки.
За руки взялись и вот – закружился хоровод.

Девичий хоровод с платками.

Ведущая. Отзвенят Троицкие хороводы – тут и весне конец, а лету– начало. После Троицы можно траву косить, ломать ветки на веники, ждать урожай, а в свободное время – отдыхать и играть.

Ведущая. А вы слышите в лесу какой-то шум.

Драматизация экологической сказки “Обмен квартир”.

Участвуют родители, дети, воспитатели.

Малоподвижные игры “Липкие пеньки”, “Ежики”

Ребенок.

Ты можешь удивиться, узнав, – Земля наш дом!
Живут все звери, птицы, и мы с тобой живем.

Ребенок.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под елкой жил смешной красивый еж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил веселый дождь!

Песня “Если все вокруг подружатся”

Праздник “Волшебная вода”

Систематизировать знания детей о переходе воды из одного физического состояния в другое. Показать необходимость воды для всего живого.

Вызвать желание порадовать своих близких песнями, танцами, играми. Развивать доброжелательность, общительность.

Ребята! Сегодня у нас сегодня необычный праздник волшебной воды. Почему Волшебной? Да, потому что воды бывает разной. Она может быстро бежать в ручейке, становиться холодными льдинками или горячим паром. Значит она волшебная. Слышите? Это к нам идет Волшебница Вода.

Вода. Здравствуйте! Наконец-то я добралась до вас! Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Вы слыхали о воде?

Ведущая.

Говорят, она везде: в луже, в море, в океане
И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает, на плите у нас кипит,
Паром в чайнике шипит, растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем. Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

Вода.

Без меня вам не умыться, не поесть, не напиться!
Смею я вам доложить: без меня вам не прожить!
А сейчас я хочу узнать, что вы знаете о воде.
Проводит опыты с водой: наливает воду в стакан.

– Что я делаю? Почему вода льется? Правильно, если бы вода не была жидкая, она не могла бы течь в ручейке, не бежала бы из крана.

– Какая у меня вода в кувшине? (чистая, прозрачная).

Кладет в кувшин игрушку. Рассказывает, что игрушку видно сквозь стекло и воду, прозрачным бывает не только вода, но и стекло.

– Кому нужна чистая вода? (людям, растениям, животным). Зачем? (людям пить, умываться).

– Вода нужна всем, поэтому, ребята, вы должны ее беречь: закрывать, вовремя кран с водой, не бросать мусор около рек, ручейков во время отдыха на природе. Смогут ли рыба жить в грязной воде, животные пить грязную воду?

Ведущая. Уважаемая, Волшебница Вода, мы с ребятами обещаем выполнять все твои пожелания.

Песня “Вода, вода, водичка”

Вода. Воду можно не только увидеть, но и услышать.

Игра “Угадай, что звучит”

Дети угадывают шум падающей капели, бегущего ручейка, шум морского прибоя, дождя.

Ведущая. Такой сильный дождь приносят тяжелые черные тучи, в которых много воды, а легкие белые облака, приносят дожди веселые, солнечные.

Танец “Белые кораблики”

Волшебница Вода прощается и уходит, входит Зима.

Зима.

В царстве дальнем, в царстве белом среди снега, среди льдин
Я живу как королева. Холод– спутник мой один.

Вы меня узнали?

Ведущая. Мы, конечно. Узнали тебя дорогая Зима. Нам приятно вас видеть. Как возле вас холодно, в сосульку можно превратиться. Но к нам вы, по-моему, забрели случайно. Мы сегодня отмечаем праздник Волшебной Воды.

Ведущая. Ага! Значит праздник! Разве я не имею отношения к воде? А из чего сделаны мои сверкающие замки, из чего сотканы снежные ковры? Правильно изо льда! А почему я такая холодная? Я тоже из снега и льда. А что такое снег и лед?

Во дворце повсюду стужа, я владею царством льда,
И везде снежинки кружат. Лед, снежинки – все вода!

Ну, догадались? Значит, кто же я?

Ведущая. Так это, ты, Волшебница Вода, пришла к нам в виде Зимушки-зимы. И как мы с вами, дети, сразу не догадались.

Зима. Обращает внимание на воду в кувшине. Не люблю, когда в моем присутствии жидкая вода бегает. Я люблю превращать капли воды в снежинки. А вы хотите летать, кружится как легкие пушистые снежинки?

Вот теперь как хлопну я снежинок вся моя семья
Дружно в танце закружит, заметелит, завьюжит!

Хлопает в ладоши, осыпает детей блестящим “снегом”.

Игра “Снежинки”.

Зима. Ну, мне пора, а то у вас жарко, я боюсь растаять. Приходите ко мне в гости, покажу свой красивый ледяной дворец. Мы славно повеселимся. В подарок оставляю игрушки.

Ведущая. А зачем она их заморозила. Ледяными игрушками играть хорошо или плохо?

Ответы детей. Плохо: руки замерзнут (лед холодный); из рук будут выскальзывать ( лед гладкий, скользкий).

Ведущая. Что, ребята, нужно сделать, чтобы растопить лед? (положить в воду, в теплое место)

Итак, мы узнали, что когда тепло – капельки из тучки спускаются в виде дождика, холодно – капельки превращаются в снежинки. Но и, то и другое – вода. Вот поэтому Воду и называют волшебной.

Под музыку появляется Самовар.

Ведущая. А посуду мы в гости не звали. Место посуды на кухне.

Самовар. Так-то вы гостей встречаете! Я ведь не зря к вам в гости пришел.

Посмотрите-ка сюда: у меня внутри вода
На вопрос вам отвечаю: без меня не выпить чаю!
Я – блестящий самовар: из-под крышки вьется пар.

Ведущая. Значит, придется извиниться перед дядюшкой Самоваром. Он правильно сделал, что к нам на праздник пришел. Он тоже без воды жить не может (пытается дотронуться до самовара, но “обжигается”, отдергивает руку). Ой, как горячо. Что за гости такие, то морозят, то обжигают!

Самовар. Взрослая женщина, а не знаете, что от горячей воды поднимается пар. Никогда не трогайте руками кипящий самовар или чайник. Это опасно. Раз у вас сегодня праздник, я вас чаем угощу. Вот и конфеток к чаю принес.

Ведущая. Спасибо Самовар за конфеты, мы обязательно придем к тебе в гости на чай.