Внеклассное занятие по обучению исследовательской деятельности младших школьников. Тема: "О человеческом счастье"

Разделы: Внеклассная работа


АННОТАЦИЯ

Данное занятие является частью серии занятий из авторской программы обучения исследовательской деятельности младших школьников, разработанной учителями гимназии Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. с первого по четвертый класс.

Это занятие представляет собой обобщение знаний полученных на предыдущих занятиях, учащимся дается возможность в игровой форме развивать логическое мышление.  Перемещаясь в жизненную ситуацию, дети высказывают свои суждения, анализируют ответ товарищей, у учащихся формируется умение работать в группе, в паре, что дает возможность развивать коммуникативные качества. В ходе занятия применяется прием «Думательных шляп», в результате которого учащиеся при помощи мысленной концентрации отвечают на вопросы «Зачем?», «Для чего?», объясняют эмоции, возникшие в том или ином случае. В ходя занятия, также используется серия карточек – ситуативных, предметных, которые акцентируют внимание детей на работе. К данному занятию у учащихся есть уже определенный набор знаний:

  • знакомы с понятиями «Мышление», «Логика», «Наблюдение», «Наблюдательность», «Эксперимент»;
  • умеют задавать вопросы, работать с научной литературой;
  • знакомы с методами исследования, выделяют главное и второстепенное.

Форма работы с учащимися – внеклассная.

В результате проведенного занятия у учащихся развивается умение высказывать свою точку зрения, анализировать ответ других учащихся, формируются коммуникативные навыки, развивается логическое мышление, другие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, суждение, умозаключение.

Роль учителя на данном занятии – инициатор проблемного диалога, участник проблемно- диалогических ситуаций.

Работа на занятии, организуется по группам (по 4 + 1) – в классе 6 групп учащихся, а также идет взаимодействие в паре.

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи:

  • Учить высказывать свое мнение, анализировать ситуации.
  • Развивать логическое мышление.
  • Формировать умение работать в группе.
  • Показать детям из чего складывается человеческое счастье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

– За окнами пасмурно, осенний хмурый день, а мне хочется поговорить с вами о светлом и добром – о счастье. Мы продолжаем с вами учиться быть исследователями.
– Какими качествами должен обладать настоящий исследователь? (Обсуждение, после чего учитель обобщает.)
– Прочитайте высказывание В. Крупина. Как вы его понимаете?

Доска:

«Научитесь любить, научитесь прощать, научитесь делать добро… Вот тогда мы будем счастливы…»

(Обсуждение, ответы учащихся,  выслушивается мнение каждой пары.)

– Часто люди желают друг другу счастья. А что такое счастье? Когда человек счастлив и что для этого нужно? Попробуем найти ответ на этот вопрос, исследовать понятие. (Обсуждение.)

3. Открытие новых знаний

– Настоящий исследователь должен уметь анализировать, делать выводы, обобщать, мыслить.
– Я прочитаю вам неоконченный рассказ, а вы оцените ситуацию с разных позиций. «Посмотрите на мир чужими глазами».
«Наступила поздняя осень. Было холодно и сыро. Я решил порадовать маму и папу. Взял и раскрасил дверь цветами. …» (Думательная шляпа красного цвета – эмоции, факты) (Приложение 1)

– Оцените ситуацию с разных позиций:

  •  ребенка;
  • родителей;
  • двери;
  • красок;
  • одноклассников;
  • нераскрашенные двери.

(Обсуждение в группах, ответы учащихся – Приложение 2)

Вывод. Для того чтобы другой почувствовал себя хоть чуть счастливее, необходимо понимать ситуацию и стараться проанализировать её. В произведении «Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери так и написал: «Счастье – это когда тебя понимают». Учитесь этому.
В исследованиях очень часто приходится логически мыслить, делать умозаключение. Что самое главное для счастья?: Угадайте слова, которые являются составляющими этого понятия.

4. Работа в парах

Задание: «Слово наоборот», «Шифр»

мьясе стойныйдо веньуро нижиз билюмое лоде ровьездо
дыхот зованиеобра вствочу рыме

Семья, достойный уровень жизни, любимое дело, чувство меры, образование, здоровье, отдых.

– Используя цифры шифра, быстро найдите слова спрятанные за этими цифрами.

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О Р С Т У Ь Ю Я
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22.
12 21 2 15 3 20 12 1 17 11 1 19 3 1 7 6 14 9 6
Л Ю Б О В Ь Л А С К А У В А Ж Е Н И Е

По мере отгадывания слова прикрепляются на доску. (Приложение 3)

Проверка. Это ключевые слова нашей темы.
Ласка и доброта приносят радость людям, надо уметь их дарить.
– Что нравиться больше вам – дарить или получать подарки? Почему? (Обсуждение)
– Человеку приятно чувствовать  себя волшебником.
– Рассмотрите внимательно анаграммы, расшифруйте, найдите лишнее слово. (Обсуждение в паре)

юкилт лютаньп алифак озар лсту

Проверка: лютик, тюльпан, роза, фиалка. (Приложение 4).
– Почему говорим о счастье и цветах? (Обсуждение)

– Умейте дарить маленькие радости близким людям. Будьте внимательны.
– В исследовательской деятельности важно проводить аналогии и ассоциации.
– Какие ассоциации у вас вызывает слово СЧАСТЬЕ. (Закройте глаза, представьте)
– Так что же такое человеческое счастье?
– Нарисуйте случай из своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливыми. (Приложение 5)

5. Выполнение рисунка

По мере выполнения, рисунок вывешивается на доску.

– Почему счастье у всех такое разное?

6. Итог занятия

– Каждый человек понимает счастье по своему и каждый имеет свое право на счастье. (Показ рисунков.)

7. Игра «Слова рассыпались»

– Угадайте какая пословица? (Обсуждение смысла.)
Пословица гласит: «Каждый человек – кузнец своего счастья».  (Приложение 6).
Хотите быть счастливыми – будьте ими!