АННОТАЦИЯ
Данное занятие является частью серии занятий из авторской программы обучения исследовательской деятельности младших школьников, разработанной учителями гимназии Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. с первого по четвертый класс.
Это занятие представляет собой обобщение знаний полученных на предыдущих занятиях, учащимся дается возможность в игровой форме развивать логическое мышление. Перемещаясь в жизненную ситуацию, дети высказывают свои суждения, анализируют ответ товарищей, у учащихся формируется умение работать в группе, в паре, что дает возможность развивать коммуникативные качества. В ходе занятия применяется прием «Думательных шляп», в результате которого учащиеся при помощи мысленной концентрации отвечают на вопросы «Зачем?», «Для чего?», объясняют эмоции, возникшие в том или ином случае. В ходя занятия, также используется серия карточек – ситуативных, предметных, которые акцентируют внимание детей на работе. К данному занятию у учащихся есть уже определенный набор знаний:
- знакомы с понятиями «Мышление», «Логика», «Наблюдение», «Наблюдательность», «Эксперимент»;
- умеют задавать вопросы, работать с научной литературой;
- знакомы с методами исследования, выделяют главное и второстепенное.
Форма работы с учащимися – внеклассная.
В результате проведенного занятия у учащихся развивается умение высказывать свою точку зрения, анализировать ответ других учащихся, формируются коммуникативные навыки, развивается логическое мышление, другие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, суждение, умозаключение.
Роль учителя на данном занятии – инициатор проблемного диалога, участник проблемно- диалогических ситуаций.
Работа на занятии, организуется по группам (по 4 + 1) – в классе 6 групп учащихся, а также идет взаимодействие в паре.
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
- Учить высказывать свое мнение, анализировать ситуации.
- Развивать логическое мышление.
- Формировать умение работать в группе.
- Показать детям из чего складывается человеческое счастье.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
– За окнами пасмурно, осенний хмурый день, а мне
хочется поговорить с вами о светлом и добром – о
счастье. Мы продолжаем с вами учиться быть
исследователями.
– Какими качествами должен обладать настоящий
исследователь? (Обсуждение, после чего учитель
обобщает.)
– Прочитайте высказывание В. Крупина. Как вы его
понимаете?
Доска:
«Научитесь любить, научитесь прощать, научитесь делать добро… Вот тогда мы будем счастливы…»
(Обсуждение, ответы учащихся, выслушивается мнение каждой пары.)
– Часто люди желают друг другу счастья. А что такое счастье? Когда человек счастлив и что для этого нужно? Попробуем найти ответ на этот вопрос, исследовать понятие. (Обсуждение.)
3. Открытие новых знаний
– Настоящий исследователь должен уметь
анализировать, делать выводы, обобщать, мыслить.
– Я прочитаю вам неоконченный рассказ, а вы
оцените ситуацию с разных позиций. «Посмотрите
на мир чужими глазами».
«Наступила поздняя осень. Было холодно и сыро. Я
решил порадовать маму и папу. Взял и раскрасил
дверь цветами. …» (Думательная шляпа красного
цвета – эмоции, факты) (Приложение
1)
– Оцените ситуацию с разных позиций:
- ребенка;
- родителей;
- двери;
- красок;
- одноклассников;
- нераскрашенные двери.
(Обсуждение в группах, ответы учащихся – Приложение 2)
Вывод. Для того чтобы другой
почувствовал себя хоть чуть счастливее,
необходимо понимать ситуацию и стараться
проанализировать её. В произведении «Маленький
принц» Антуан Де Сент-Экзюпери так и написал:
«Счастье – это когда тебя понимают». Учитесь
этому.
В исследованиях очень часто приходится
логически мыслить, делать умозаключение. Что
самое главное для счастья?: Угадайте слова,
которые являются составляющими этого понятия.
4. Работа в парах
Задание: «Слово наоборот», «Шифр»
мьясе | стойныйдо веньуро нижиз | билюмое лоде | ровьездо |
дыхот | зованиеобра | вствочу | рыме |
Семья, достойный уровень жизни, любимое дело, чувство меры, образование, здоровье, отдых.
– Используя цифры шифра, быстро найдите слова спрятанные за этими цифрами.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | Р | С | Т | У | Ь | Ю | Я |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. | 21. | 22. |
12 | 21 | 2 | 15 | 3 | 20 | 12 | 1 | 17 | 11 | 1 | 19 | 3 | 1 | 7 | 6 | 14 | 9 | 6 | |||
Л | Ю | Б | О | В | Ь | Л | А | С | К | А | У | В | А | Ж | Е | Н | И | Е |
По мере отгадывания слова прикрепляются на доску. (Приложение 3)
Проверка. Это ключевые слова нашей темы.
Ласка и доброта приносят радость людям, надо
уметь их дарить.
– Что нравиться больше вам – дарить или получать
подарки? Почему? (Обсуждение)
– Человеку приятно чувствовать себя
волшебником.
– Рассмотрите внимательно анаграммы,
расшифруйте, найдите лишнее слово. (Обсуждение
в паре)
юкилт | лютаньп | алифак | озар | лсту |
Проверка: лютик, тюльпан, роза, фиалка. (Приложение 4).
– Почему говорим о счастье и цветах? (Обсуждение)
– Умейте дарить маленькие радости близким
людям. Будьте внимательны.
– В исследовательской деятельности важно
проводить аналогии и ассоциации.
– Какие ассоциации у вас вызывает слово СЧАСТЬЕ. (Закройте
глаза, представьте)
– Так что же такое человеческое счастье?
– Нарисуйте случай из своей жизни, когда вы
чувствовали себя счастливыми. (Приложение
5)
5. Выполнение рисунка
По мере выполнения, рисунок вывешивается на доску.
– Почему счастье у всех такое разное?
6. Итог занятия
– Каждый человек понимает счастье по своему и каждый имеет свое право на счастье. (Показ рисунков.)
7. Игра «Слова рассыпались»
– Угадайте какая пословица? (Обсуждение
смысла.)
Пословица гласит: «Каждый человек – кузнец
своего счастья». (Приложение
6).
Хотите быть счастливыми – будьте ими!