Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В последнее время отмечен значительный рост количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. Как показывают исследования, большая часть таких детей – это дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Для детей данной категории характерно: недостаточная сформированность грамматического строя, ограниченный активный словарь, нарушения звукопроизношения и словообразования.
В настоящее время ведутся поиски новых подходов, технологий, методов и приемов работы для коррекции лексической стороны речи у детей с ОНР. Одним из таких путей является применение лексического материала с учетом региональных особенностей, в том числе фольклора народов Кубани.
Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют точнее передать и, следовательно, освоить национальную народную характерность самовыражения. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры, дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения детей. Отношение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа поможет в дальнейшем обогатить и расширить словарный запас детей.
На Кубани существует богатая устная народная традиция.
Это мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки, военные, исторические, бытовые песни. Многие из них возникли из обрядовой поэзии – особой формы устного народного творчества. В станицах края сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды связаны со временами года, крестьянским трудом, с культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к земле-кормилице, почитании отцов и дедов. А.Н.Толстой назвал обрядовую поэзию праздничными одеждами души народа.
Богат Краснодарский край устным народным поэтическим творчеством. Неотъемлемой частью этого богатства являются пословицы и поговорки. Любят их на Кубани. В них отразились быт, труд, обычаи, взгляд на семью, на правду и ложь, на достоинства и пороки.
Действующие лица: хозяйка (казачка) – ведущая; дети – участники посиделок.
Атрибуты: предметы быта: посуда (кринка, макитра, миски, самовар, чаплийка, сковорода, деревянные ложки, чугунки), печь, ухват, этажерка, прялка, икона, рушники, самотканые половики, пяльцы, спицы, атрибуты для игр (клубочки, кубанка, сабли).
Предварительная работа: знакомство с традициями и бытом кубанского народа, его фольклором, изготовление атрибутов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Зал оформлен под казачью хату в кубанском
стиле.
Звучит музыка «Ой снег, снежок». Под музыку
входит ведущая, пританцовывая, снимает платок,
топает сапогами, растирает щеки.
Ведущая: Ох, как морозно! Свежо! Снег
выпал. Зима пришла на нашу родную Кубань.
– Ой, сколько народу собралось?
– Здравствуйте, люди добрые!
– Здравствуйте, дети дорогие!
– Вам ли сегодня по домам сидеть, да в оконца
глядеть?
– Пришли на Кубань вместе с январскими морозами
и праздники: Новый год, Рождество и святые вечера.
А по старинному кубанскому обычаю любили казаки
и казачки собираться вместе в светелке, чтобы и
поработать – повышивать, смастерить игрушки, да
и поиграть, повеселиться!
– Давайте-ка мы сегодня устроим большой праздник
– святочные посиделки!
Ведущая:
На завалинках в светелках
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
В игры разные играли!
Как те игры хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души!
(Говоря это, обходит светелку и усаживается
на скамью, поправляя скатерть – все на фоне
музыки «За окошком свету мало»)
Слышится стук в дверь, заходят девочки –
казачки.
Ведущая: Кто-то в гости пожаловал. Пойду двери открывать.
1-я девочка: Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье?
2-я девочка: Можно вам пощедровать?
Ведущая: Пожалуйте, гости дорогие!
3-я девочка:
Щедровочка щедровала
До оконца припадала.
4-я девочка:
Что ты, тетка, напекла?
Неси нам до окна.
5-я девочка:
Щедровочка щедровала
До оконца припадала.
6-я девочка:
А я девочка маленькая
На мне платье рябенькое
Черевички козловые
Будьте с праздником здоровые!
Ведущая: Проходите в хату, гости дорогие! Полюбуйтесь на мое рукоделие.
1-я девочка: Какие красивые рушники! Вышитая скатёрочка!
2-я девочка: Нарядные занавесочки! Вязанный половичок!
Ведущая: У нас для каждого найдется и словечко и местечко. Сядем рядком да поговорим ладком.
(Девочки усаживаются).
– По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша.
(Исполняют песню: «Звездочки ясные»)
Мальчик: Ребята, а давайте снежки бросим в окошко.
Все: Давайте!
В светелку через окно залетают снежки, слышатся голоса, раздается стук в дверь, входят мальчики в масках.
Ведущая: Ой, девчата, опять кто-то пожаловал. Заходите, открыто.
1-й мальчик: Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! Можно вам поколядовать?
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам!
2-й мальчик:
Коляд, коляд, колядки
Мы – бабушкины внучатки.
Мы – мамины, папины детки,
Подайте нам конфнтки.
3-й мальчик:
Коляда, коляда
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег горстину.
4-й мальчик:
Тётенька, добренька!
Не подашь лепешки –
Разобьем окошки!
Убирают маски. Музыка «Распрягайте, хлопцы коней».
Все: А это мы!
Ведущая: Ах, это вы, казачки! Ну проходите к нам – покажите удаль молодецкую.
Игра «Сбей кубанку»
Ведущая: Вот кубанка, кто первый подпрыгнет и собьет, тот самый удалой.
Взрослый поднимает высоко руку с саблей, на которую надета кубанка.
Ведущая: Ой, какие вы молодцы, казачата-удальцы!
Мальчики: Ой, вы девки, белые, в декабре что делали?
Девочки: А мы время не теряли, рушники вам вышивали.
Девочки: А вы хлопцы-казачата, ну а что вы делали?
Мальчики:
Молоточками стучали
И подковы мы ковали.
Мальчики:
Ой, вы девки, белые,
Что еще вы делали?
Девочки:
Мы холсты под песни ткали,
Хороводы танцевали.
Ведущая: Что-то наши девочки засиделись. Не пора ли им поиграть?
Девочка:
Мы девчата-дошколята – весело живем!
И трудиться очень любим, вяжем и поем!
Игра «Кто быстрей намотает клубочек»
Ведущая:
Как музыка начнет играть
Надо ниточку в клубочек намотать,
А как музыка закончит играть
Значит, хватит всем ниточку мотать.
Звучит мелодия.
Ведущая: Ой, какие казачки наши – мастерицы-красавицы. Девчатки, а вы знаете, что любят покушать наши казаки?
Девочки: Борщ, пампушки с чесноком, пирожки с кабаком, с капустой, творогом, картошкой, кашу с тыквой, узвар, вареники.
Ведущая: Так что, может, вареничков налепим, да угостим казачат?
Девочки: Налепим.
Ведущая: А с чем на Кубани делают вареники?
Мальчик:
Да со всякой всячиной.
Вот посмотрите сами.
Девочка:
Веселил нас много раз
Наш кубанский перепляс
И сегодня не скучаем
Всех на варенички приглашаем.
Танец «Вареники»
Ведущая: Ой, да молодцы, сколько
вареников налепили! Устали, усаживайтесь-ка все к
столу. А я уж варенички и сварила. Сейчас подам к
столу горяченькие, прямо из печи. А куда же я
ухват подевала? Да вот же он!
– Ну-ка девчата, берите миски, да накладывайте
вареники, да подавайте на стол. Вареники с
творогом, с картошкой, с капустой просто
объедение.
– Валя, возьми чаплийку, сними сковородку с печи,
полей ребяткам вареники лучком с маслицем.
– Девчата, подайте хлопцам плошки со сметаной.
– А кто хочет отведать молочка утрешнего?
– Сейчас принесу крынку из погребка.
– Кому узвар из груш? Прохладный, в чугуне
настоялся, отведайте, гости дорогие, порадуйте
хозяйку.
– Вот вам в мешочке кружочек колбаски, да кусок
пирога, да рубль за ваши проделки.
Мальчик:
А можно мы, хозяюшка, напоследок частушки споем.
Да весть честной народ к чаю позовем!
ЧАСТУШКИ
Ой, Кубань, моя Кубань
Зелены садочки
Вам частушки пропоют
Сыновья да дочкиМы с веселой песней дружим
По-кубански говорим
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим!Ты играй, играй гармошка,
Гармошка кубанская
Я девочка боевая
С края Краснодарского.Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона.
Здесь повсюду нас встречает
Выселковская старина.Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
И о Краснодарском крае
Песнь звонкую споем.
Ведущая: Хороши ваши частушки. Ребята, мы с вами живем в таком богатом, прекрасном крае. Так, давайте же, исполним песню о Краснодарском крае.
Исполняют песню: «Ой, да Краснодарский край».
Ведущая: Ну, что, гости дорогие, славится наш кубанский народ не только частушками и песнями, но и угощеньем знатным. Приглашаем всех гостей к столу.
Все участники и гости приглашаются на чаепитие.