Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10", УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Ожидаемый результат:

  • знает таблицу сложения и вычитания в пределах 10;
  • решает примеры в пределах 10;
  • решает задачи на увеличение (уменьшение) величин.

Оборудование: сказочные герои из сказки “Приключения цветных карандашей”, карточки-ловушки с заданиями.

Этап урока Орг. форма Деятельность учителя Деятельность учащихся: каждый Ожидаемый результат
1. Орг-й ФОФ - Мы будем сегодня задачи решать.

- Приёмы сложения, вычитания закреплять.

Мы много трудились, многому научились. И сегодня я хотела бы на уроке увидеть, на сколько правильно умеете решать примеры и задачи.

Приветствует учителя Включается в деятельность
ФОФ - Какую цель каждый из вас поставит себе на урок? (Корректирую цели учащихся).

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Формулирует цель урока. Поставленные и принятые учеником как личностно значимые цели учебной деятельности.
2. Устный счёт   Чтобы задачи быстро решать.

Надо уметь складывать и вычитать.

Начнём нашу работу с весёлого, точного устного счёта.

  Желание включиться в процесс решения учебной задачи.
ФОФ 3-2=1(с)   3+2=5(к)

4-2=2(з)     8-2=6(а)

2+4=6(а)   9-4=5(к)

Решают примеры Проверка умения считать односложные примеры на сложение и вычитание.
ФОФ Проверка: 1 5 6 2 5 6 (на доске)

Сказка (расставляют дети на доске)

   
3. Закрепл. ФОФ - Сегодня мы с вами отправимся в интересную сказку. Хотите узнать какую? Тогда отгадайте загадку.

Что не брат – то всё Кондрашка

Кто где шёл узнать не тяжко.

След у каждого Кондрашки, цвета собственной рубашки.

   
  - Мы отправимся в сказку, в которой живут несколько цветных карандашей. А хотите узнать какого они цвета?

- Если решим задание, то узнаем, какие карандаши здесь живут.

   
  ПОФ - Установите, по какому принципу записаны числа:

10 8 6 4 2 0

Проговоривают друг другу

Что значит уменьшить.

Проверка правила, нескольких пар.

Проверка умения находить закономерность в написании чисел.
ФОФ Уменьшить, значит сделать число меньше, используя знак – Проговаривание в паре  
ПОФ

ФОФ

- Расставьте числа в порядке увеличения.

0 2 4 6 8 10
О к ж г с ф

Проговаривают в паре

Что значит увеличить.

Проверка умения выстраивать числа в порядке увеличения.
ПОФ Увеличить, значит сделать число больше, используя знак +. Проверка правила. Проговаривание в паре.  
  В одной сказочной стране жили-были 6 дружных цветных карандашей, оранжевый, красный, жёлтый, голубой, синий и фиолетовый. Они любили заниматься своим любимым делом, раскрашивали всё ,что находилось в их сказочной стране. По соседству с ними проживала злая колдунья и вот однажды, она решила отомстить своим соседям. Укрыла густым туманом лесную полянку, где и жили наши карандаши.

Однажды рано утром выбежали они на полянку и испугались, всё кругом было покрыто густым туманом. Они растерялись и не знали, как исправить пакости злой колдуньи. Чтобы они не смогли исправить её проказы, она повсюду расставила ловушки для наших героев. Ловушки эти были не обычные, а математические.

- Что же нам делать?

- Ребята, давайте им поможем. Работая совместно, мы можем решить их проблему.

Карандаши решили перекрасить всё в нужный цвет. Как мы будем работать, ведь нам ничего не видно. Оранжевый карандаш, увидел солнце, он захотел его раскрасить. Но оно было так высоко.

- Ребята, давайте поможем своим друзьям. При помощи чего мы можем добраться к солнцу?

Решив задание, мы поможем убрать ловушку.

 

 

 

 

Варианты ребят.

 

 

Варианты ребят.

 
  ФОФ - А вот и наша 1 ловушка. (Конверт №2)

- Что находится внутри конверта?

Геометрические фигуры  
ПОФ - На какие группы можно разделить геометрические фигуры.

- По какому признаку определили группы?

Обсуждаю в паре, делят геометрические фигуры по группам. Проговаривают название фигур.  
ФОФ - Каких геометрических фигур больше? Прямоугольников  
  - Из каких геометрических фигур можно сделать лестницу?    
ПОФ Решение примеров в паре (каждый решает по 4 примера)

6+3=9     4+3=7

5+1=6     5+4=9

7+3=10   7-2= 5

8-4=4      5+3=8

Составление лесенки.

Работа в паре.

Решение примеров.

Проверка у доски (Выстраивание лестницы)

Проверка умения считать односложные примеры на сложение и вычитание.
  Оранжевый карандаш быстро влез по лесенке и раскрасил яркое солнышко. Засветилось солнышко, разбежались во все стороны его лучи. Но этого оказалось мало, потому что колдунья расставила ловушки на всё, что находилось на полянке.

Красный карандаш сказал : “Теперь моя очередь”. Возле дома росла клубничка, на её листочках сидела божья коровка, рядом с ними рос гриб – мухомор, а в воздухе виднелся воздушный шарик.

И тут он увидел, что на каждом из них видны цифры. Что бы это значило?

   
  ПОФ 2 ловушка. Конверт №4

Состав чисел: 10 (1 ряд) 9 (ряд) 8 (ряд)

Варианты ребят. (Новая ловушка колдуньи)

Проверка по рядам

 
ФОФ В это время пока красный карандаш разгадывал вместе с вами 2 ловушку колдуньи, жёлтый карандаш не привлекая внимания добрался до подсолнуха и старательно его раскрасил. На полянке стало очень жарко, так как весело играя свои лучами светило солнце. Захотелось голубому карандашу искупаться , но не может так как увидел другую ловушку.

- Мы поможем ему прыгнуть в озеро?

   
4. Физминутка.   Наклонились столько раз
Сколько облаков у нас.
Сколько солнышек у нас
Столько сядем мы сейчас.
Сколько покажу цветков
Столько выполним прыжков.
   
    Только прыгнул в воду. Вдруг вода в речке стала голубой. Что же случилось?

Синий карандаш увидел, что подошла его очередь выполнять работу. На поляне он увидел васильки, но подойдя к ним испугался . С каждым разом ловушки колдуньи становились всё сложнее и сложнее.

- Ребята давайте поможем.

Варианты ребят.  
ПОФ

 

 

 

ФОФ

Ловушка 3. Конверт №6

7+3-8=2     6-2+3=7

6+4-7=3    6-3+4=7

5+5-6=4    6-4+5=7

Проверка.

Работа в паре.

Говорят друг другу примеры и решая их. (Запись примеров на карточке)

 
    Но неожиданно невдалеке карандаши услышали, как кто-то сказал:

- А кто меня раскрасит? Я не хочу быть белым!-проквакал, чуть не плача лягушонок. А с тобой, что случилось? Меня заколдовала злая колдунья.

- Ребята нельзя бросать животных в беде. Давайте ему поможем.

- Ребята, а зелёного цвета у нас нет. Я не хочу быть белым!-проквакал, чуть не плача лягушонок.

- Как мы можем расколдовать нашего лягушонка?

- Смешать цвета, жёлтый и голубой.

   

 

ПОФ Ловушка 4. Карточка №8

Решение задачи.

У Оли 7 звёздочек, у Юли на 2 больше. Сколько звёздочек у Юли?

- Спроси у соседа о чём говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

- Что значит на 2 больше?

- Проговори соседу решение

 
ФОФ Проверка задачи    
  Вот каким стал зелёным лягушонок. А к вечеру вышел Фиолетовый карандаш на полянку. Кругом красиво! Всё давным давно было раскрашено. Он про себя подумал.

- А что же я буду раскрашивать?

Посмотрел по сторонам, увидел на небе облако. Растерялся, так как вспомнил про ловушки злой колдуньи.

Надо нам помочь.

 

 

 

 

Варианты детей.

 
ПОФ Ловушка 5. Карточка №9

У Миши 8 флажков. У Алёши на 3 меньше. Сколько флажков у Алёши?

- Спроси у соседа о чём говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

- Что значит на 3 меньше?

- Проговори соседу решение задачи.

Запишите решение в тетрадь.

 
  ФОФ Проверка задачи.    
ФОФ Он закрасил тучки фиолетовым цветом. И вдруг тучки соединились и грянул гром, засверкала молния. Полил дождь.

Все карандаши закричали: “Ой, что ты сделал?” Дождик смоет краски.

Чтобы исправить ошибку, нужно отгадать загадку.

Приказало солнце - стой,
Семицветный мост крутой.
Туча скрыла солнце свет
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)

Карандаши решили исправить ошибку своего друга.

Отгадывают загадку.  
ПОФ - Расставьте числа в порядке увеличения чисел.

1 2 3 4 5 6 7

Каждый из карандашей провёл линию на небе и появилась радуга дуга. Радуга появляется после дождя.

Но карандаши не торопились уходить. Они сели и подумали.

Проговорить в паре.

Что значит увеличить?

 
ПОФ - Что же им помогло сделать полянку такой красивой. Обсуждение в паре?  
5. Подведение итогов урока ФОФ - Сегодня на уроке мы повторяли.

- Что показалось самым трудным в работе на уроке?

- Что помогло вам выполнять сегодняшние задания на уроке?

  Развитие у обучающихся мотивации на дальнейшую учебную деятельность.
6. Рефлексия ФОФ - Каждый из вас ставил на уроке цели, достигнуты ли они? Самооценка и самокоррекция желаемого и достигнутого, взаимная оценка.  

Рецензия на статью (Приложение)