Урок "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"

Разделы: Информатика


Цели урока:

обучающие:

  • повторение и закрепление знаний учащихся правил записи арифметических выражений и формул в электронных таблицах;
  • повторение алгоритма построения диаграмм и графиков;
  • формирование знаний и умений решать системы уравнений, используя возможности электронных таблиц;

развивающие:

  • формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии;

воспитывающие:

  • осуществлять эстетическое воспитание;
  • воспитание аккуратности, добросовестности.

Тип урока: урок закрепления изученного материала и объяснения нового.

Этапы урока:

  • постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
  • воспроизведение и коррекция опорных знаний;
  • обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы;
  • практическая работа;
  • подведение итогов урока.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

Мы уже научились записывать арифметические выражения и различные формулы в среде Microsoft Excel. Давайте вспомним как это делается.

1. Записать следующие выражения:

а)

Ответ:

а) (1 + х)/4 . у; б) (х – 2)/(5 + 2 . х/(у ^ 2 + 3));

в) – 2 . х + х^ 3/(3 . у ^ 2 + 4); г) ABS(х/(х ^ 2 + 1)) + ABS(х)/(х ^ 4 + 1).

2. Устный опрос. (Презентация, слайды 2-7)

Вопрос 1: При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Ехсеl?

Ответ: С помощью кнопки вызова Мастера диаграмм.

Вопрос 2: Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?

Ответ: Активизировать нужную ячейку, ввести знак “=”, затем вводить соответствующие ячейки и знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.

Вопрос 3: Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?

Ответ: Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.

Ответ:

1. А2 – 1,

В2 – 24

2. не изменится

Ответ: D4=16; E5=256; E3=0; C5=0 (=C3^2, = D4^2, =D2^2, = B4^2).

II. Организационная часть.

1. Из курса математики давайте вспомним, что значит решить уравнение? (Решить уравнение значит найти его корни или доказать, что корней нет)

2. Какие способы решения уравнений вам известны? (Существуют два способа решения уравнений: аналитический и графический)

3. Остановимся на графическом методе нахождения корней.

4. Исходя из этого метода, скажите, пожалуйста, чем являются корни уравнения? (корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абцисс).

5. Если мы решаем систему уравнений, то что будет ее решением? (Решением системы уравнений будут координаты точек пересечения графиков функций).

Вы на математике уже научились решать системы уравнений. Попробуйте решить вот такую систему уравнений:

Оказывается, что это не так просто сделать. Сегодня на уроке мы научимся решать графически системы уравнений, используя возможности электронных таблиц. (Презентация, слайд 8)

А теперь вспомним алгоритм построения диаграмм.

  1. Составить таблицу;
  2. Выделить таблицу.
  3. С помощью Мастера построения диаграмм построить диаграмму.

III. Обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы.

Давайте построим график функции у = х2. (Презентация, слайды 9-10)

1. Составим таблицу значений функции на промежутке [–5; 5] с шагом 0,5.

х –5 –4,5 –4 –3,5 –3 –2,5 –2 –1,5 –1 –0,5 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5
у 25 20,25 16 12,25 9 6,25 4 2,25 1 0,25 0 0,25 1 2,25 4 6,25 9 12,25 16 20,25 25

2. Построим точечную диаграмму.

IV. Практическая работа.

А теперь давайте попробуем решить нашу систему уравнений. (Презентация, слайды 11-12)

– Что мы понимаем под понятием: “Решить систему уравнений”? (Найти такие значения х и у, которые будут удовлетворять и первое уравнения и второе)

– Что мы понимаем под понятием: “Решить графически систему уравнений”? (В одной координатной плоскости построить графики первого и второго уравнения системы и найти координаты точек их пересечения)

Итак, построим в одной координатной плоскости графики уравнений: у = |x – 1| + |x + 1| и у = |x – 2| – |x + 2|.

1. Составим таблицы значений:

х –5 –4,5 –4 –3,5 –3 –2,5 –2 –1,5 –1 –0,5 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5
у 10 9 8 7 6 5 4 3 2 2 2 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10
y1 4 4 4 4 4 4 4 3 2 1 0 –1 –2 –3 –4 –4 –4 –4 –4 –4 –4

2. Построим точечную диаграмму.

Решением системы является промежуток [–2; –1].

Ответ: x = –2; x = –1.

V. Закрепление пройденного материала.

Решить графически следующие системы уравнений. (Презентация, слайды 13-14):

1)

х –5 –4,5 –4 –3,5 –3 –2,5 –2 –1,5 –1 –0,5 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5
у 19 17,5 16 14,5 13 11,5 10 8,5 7 5,5 4 2,5 3 3,5 4 4,5 5 6,5 8 9,5 11
у1 16 14 12 10 8 7 6 5 4 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

2)

х –5 –4,5 –4 –3,5 –3 –2,5 –2 –1,5 –1 –0,5 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5
у 22 16,75 12 7,75 4 0,75 2 4,25 6 7,25 8 8,25 8 7,25 6 4,25 2 0,75 4 7,75 12
y1 5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0 –0,5 –1 –1,5 –2 –2,5 –3 –3,5 –4 –4,5 –5

Ответ: (–2,8; 2,8); (–2; 2)

3)

х –5 –4,5 –4 –3,5 –3 –2,8 –2,5 –2 –1,5 –1 –0,5 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5
у 10 9 8 7 6 5,6 5   – –2 –2 –2 –2 –2 –2 –2   – 5 6 7 8 9 10
y1 –1 –1,33 –1 –1,14 –1 –0,9 –0,8 –1 –0,7 –1 –4   – 8 5 4 4 3,2 3 2,857 3 2,667 3

Ответ: (–0,75; –2)

VI. Подведение итогов.

Сформулировать цель урока.

Какую из поставленных целей мы достигли

- Мы построили графики функции

Оценить работу на уроке.

VII.Рефлексия. (Презентация, слайд 15)

Выберите для себя предложение и продолжите его…

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

VIII. Домашнее задание. (Презентация, слайд 16)

Семакин И.Г. Практикум по ИКТ 10-11, работа № 1.9 (2).

Презентация