Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе . Тема "В гостях у Шипелочки и Свистелочки"

Разделы: Логопедия


Цели и задачи:

  • закреплять навыки четкого произношения звуков «с» и «ш»;
  • дифференцировать звуки «с-ш» изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь;
  • закреплять навык деления слов на слоги;
  • развивать фонематический слух, формировать фонематическое восприятие;
  • упражнять детей отчётливо и выразительно произносить слова стихотворения, соблюдая умеренный темп речи;
  • совершенствовать навык произношения фразы с разной силой голоса;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

Оборудование: картинки с изображением девочек Свистелочки и Шипелочки, животных, «ворот» с напечатанными словами, игрушки, предметные картинки, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними. Мы им покажем все, что знаем и умеем. Давайте им представимся. А помогут нам в этом наши ладошки. Пусть каждый прохлопает свое имя. (Педагог прохлопывает свое имя, отчество).

2. Введение в тему занятия

– С гостями мы познакомились, а вот и наши друзья: девочка Свистелочка и девочка Шипелочка. Расскажем нашим гостям об их интересных именах. Почему их так зовут?
– Свистелочка любит насвистывать песенку: «С-с-с». Давайте посвистим с ней вместе. (Дети выполняют задание).
– Шипелочка поет другую песню. Вы догадались какую? (Дети произносят: «Ш-ш-ш»)
– Шипелочка и Свистелочка любят переговариваться. Свистелочка говорит: «С-с-с-с». А Шипелочка: «Ш-ш-ш». (Дети повторяют).
– Они пришли к нам на занятие, чтобы поиграть в свои любимые игры.

3. Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах

а) – Поиграем в игру «Будь внимателен». На песню Шипелочки надо хлопнуть в ладоши, на песню Свистелочки – встать на носки. (Дети выполняют).
– А теперь задание посложнее. (Логопед произносит слоги).
– А теперь самое трудное задание. Если в слове услышите песенку Свистелочки, что делаем? (Дети отвечают). Если песенку Шипелочки, что надо сделать? (Ответы детей).

Логопед произносит слова: кошка, душ, машина, шуба, сын, нос, маска, сыр.

б) Дети стоят в кругу. Игра с мячом «Наоборот»

– Свистелочка и Шипелочка любят игру «Наоборот». Свистелочка говорит: «СА», а Шипелочка наоборот: «ША». (СА – ША, СО – ШО, СУ – ШУ, СЫ – ШИ).

в) Дети садятся на свои места.

– Свистелочка и Шипелочка хотят научить вас рассказывать стихи на своем языке. Повторяйте их за ними: «СА – СА – СА, ША – ША – ША, СА – СА – ША, ША – ША – СА». (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

г) – Свистелочка и Шумелочка любят играть в прятки с животными. Они спрятались, но тени их видны. Угадайте и назовите всех, кто спрятался, выделяя голосом звуки С-Ш.

(Ребёнок подходит к доске и показывает животное указкой).

4. Физкультминутка

а) «Кошка»

Дети встают, сгибают руки в локтях и смыкают их перед грудью.
Вот окошко распахнулось.
Раздвигают руки в стороны.
Вышла кошка на карниз.
Выполняют плавные движения руками.
Посмотрела кошка вправо,
Поворачивают голову вправо.
Посмотрела кошка вниз,
Опускают голову вниз.
Кошка влево повернула,
Поворачивают голову влево.
Проводила взглядом мух,
Выполняют круговые движения головой.
Потянулась, улыбнулась
Тянут руки вверх, улыбаются.
И уселась на карниз.
Приседают на корточки.

б) Пальчиковая гимнастика

В нашей группе все друзья.
Все мы дружная семья.
ЭТО Маша, это Саша
Это Даша и Наташа.

5. Дифференциация С-Ш в предложениях и при чтении

а) Игра «Забей в ворота гол»

Логопед: Дети, а вы любите футбол? Сейчас мы в него поиграем. Кем вы будете? (Ответ детей) Перед вами необычные ворота. Забив в них мяч, прочитайте зашифрованные слова. Мячи «С», «Ш». Первый гол забью я. Давайте прочитаем слово вместе.

б) Игра «Кто что делает?»

– Свистелочка и Шумелочка не знают, кем будут, когда вырастут. Давайте расскажем им о разных профессиях. (Дети берут картинки и называют профессии, например: это актриса. Актриса играет в театре и.т.д.)

в) – Свистелочке и Шипелочке пора возвращаться домой. Мы не можем наших гостей отпустить без подарков. Свистелочке мы подарим игрушки, в названии которых слышится звук «С». А Шипелочке со звуком «Ш», например: я подарю Свистелочке ананас, потому что в этом слове слышится звук «С» и т.д.

г) Свистелочка и Шипелочка поехали домой, напевая свои любимые песни. Давайте им подпоем. Я буду запевать, а вы повторяйте: «СА – СА – ША –  была поездка хороша. СА – СА – ША – веселей поет душа».

6. Итог занятия

– Понравились вам наши друзья? Давайте вспомним, как их звали. (Дети отвечают). Какие песенки пели Свистелочка и Шипелочка?

Дифференцированная оценка детей.