Классный час "Душа Сибири"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Познакомиться с полонезом Огинского «Прощание с Родиной», рассказом В.П. Астафьева «Близкая и далёкая сказка».
  2. Развитие патриотических чувств и воспитание любви к Красноярскому краю и России.
  3. Развитие творческих способностей детей.

Технические средства: компьютер, проектор, экран.

Подготовка к классному часу: Дети должны прочитать «Близкую и далёкую сказку», группа детей готовят презентацию.

Учитель готовит театрализованное представление детей. Реквизит к постановке: импровизированная караулка Васи-поляка и жилище бабушки, печурка, скрипка.

Ведущий: Всё большое складывается из малого. Что можно сложить из малых частей?

– Из отдельных крохотных снежинок складываются огромные сугробы, которыми покрыта сибирская земля.

– Из отдельно взятых травинок разрастаются бескрайние сибирские луга, покрытые травами и цветами.

– Из отдельно взятых деревьев поднимаются сибирские кедровые и берёзовые леса.

Перечислять можно бесконечно, как малое рождает большое.

2-й ведущий: Душа Сибири. Из чего состоит она?

– Это могучие, полноводные реки.

– Это бескрайние леса.

– Это пылающие жарким цветом весенние проснувшиеся леса.

– Это луга, поля.

– Это прекрасные города.

– Это технические сооружения, поражающие воображение.

– Это люди! Настоящие сибиряки. Каждый из них – это крупица в понятии «Душа Сибири». (На экран проецируются фотографии известных людей красноярья).

Ведущий: Выходит, что не такая уж она и маленькая эта крупица, если имеет мировое значение!

Ведущий: сегодня на классном часу мы попытаемся найти те крупицы, которые позволили родиться великому таланту Виктора Петровича Астафьева.

Слайд-презентация по началу рассказа «Далёкая и близкая сказка».

В презентации использованы образы, возникшие в памяти маленького Вити, в то время, когда он впервые слушает скрипку, а также музыка Огинского полонез «Прощание с Родиной» – Приложение 1.

Образы:

  • хмель, обвивший избушку;
  • черёмуха, наклонившаяся над домом;
  • фотографии Енисея;
  • летучие мыши;
  • телеги;
  • лошади;
  • светящиеся окна;
  • дымящиеся трубы;
  • коровы;
  • огрызок луны;
  • кресты на кладбище;
  • чертополох;
  • пьющий воду человек из ручья;
  • обоз;
  • плоты;
  • бегущие собаки;
  • лампа, свеча;
  • девчонка с больной рукой;
  • морозный туман;
  • неподвижные леса;
  • камнепад;
  • молния;
  • цветы папоротника;
  • горящая земля и горящий лес;
  • изнемождённые лица людей;
  • страшная буря;
  • идущий куда-то человек;
  • луна и звёзды;
  • село;
  • кладбище;
  • черёмуха;
  • скрипка;
  • фотография плачущего мальчика.

По окончании презентации дети играют сценку.

Витя тихонько приоткрывает дверь, шагает в караулку. Садится на пороге (взгляд пристальный, как заворожённый)

– Сыграйте, дяденька, ещё!

– Что тебе, мальчик, сыграть?

(Пауза).

– Что хотите, дяденька.

Вася-поляк потрогал скрипку.

– Подбрось дров в печку.

(Витя подбрасывает дрова в импровизированную печку, Вася-поляк ждёт не шевелясь).

Потом медленно под приглушённую музыку Огинского говорит:

– Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина, – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине.

– Уже поздно. Иди домой. Бабушка будет беспокоиться.

Витя привстаёт с порога, пошатывается, т.к. отсидел ноги, поворачивается, чтобы уйти, потом оборачивается, шёпотом говорит: «Спасибо, дяденька».

Вася-поляк приглушённо говорит:

– За что?

– Я не знаю, за что…

Витя убегает. (Слайд). На экране фотография мальчика на могиле матери. На слайд наползают строчки:

– Мама, это я. Я забыл тебя, и ты мне больше не снишься.

Сценка. Мальчик и бабушка.

Витя заходит в дом, лицо напряжённое.

Бабушка:

– Ты где так долго? Ужин на столе, ешь и ложись.

– Баба, я слышал скрипку.

– А-а-а, – отозвалась бабушка, – Вася-поляк чужое, батюшко, играет, непонятное. От его музыки бабы плачут, а мужики напиваются и буйствуют.

– А он кто?

– Вася-то? Да кто? Человек без роду-племени. Родителей его в Сибирь сослали. Помаялись, помаялись они на чужой стороне и померли. Так он и живёт… помирать скоро… и мы тоже…

Ведущий: А потом была война.

Ученик читает отрывок наизусть от слов:

«Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа…» (на фоне музыки), до слов: «… но всю жизнь тосковал о ней».

На экран проецируется фотография В.П. Астафьева.

Ведущий:

– Ребята, скажите, какие крупицы, которые превращают малое в большое, сегодня положили в своё сердце вы?

– Музыка, которая сегодня звучала, была просто потрясающая и брала за душу.

Ученица:

– Я поняла, для того, чтобы состояться как личности и человеку, нужно любить свою родину. Тогда ты точно не будешь сиротой, брошенным и никому не нужным.

Ведущий:

– В заключении нашего разговора, я предлагаю вам послушать полонез Огинского «Прощание с Родиной» в исполнении хора Турецкого – Приложение 2.