Цель:
- Познакомиться с полонезом Огинского «Прощание с Родиной», рассказом В.П. Астафьева «Близкая и далёкая сказка».
- Развитие патриотических чувств и воспитание любви к Красноярскому краю и России.
- Развитие творческих способностей детей.
Технические средства: компьютер, проектор, экран.
Подготовка к классному часу: Дети должны прочитать «Близкую и далёкую сказку», группа детей готовят презентацию.
Учитель готовит театрализованное представление детей. Реквизит к постановке: импровизированная караулка Васи-поляка и жилище бабушки, печурка, скрипка.
Ведущий: Всё большое складывается из малого. Что можно сложить из малых частей?
– Из отдельных крохотных снежинок складываются огромные сугробы, которыми покрыта сибирская земля.
– Из отдельно взятых травинок разрастаются бескрайние сибирские луга, покрытые травами и цветами.
– Из отдельно взятых деревьев поднимаются сибирские кедровые и берёзовые леса.
Перечислять можно бесконечно, как малое рождает большое.
2-й ведущий: Душа Сибири. Из чего состоит она?
– Это могучие, полноводные реки.
– Это бескрайние леса.
– Это пылающие жарким цветом весенние проснувшиеся леса.
– Это луга, поля.
– Это прекрасные города.
– Это технические сооружения, поражающие воображение.
– Это люди! Настоящие сибиряки. Каждый из них – это крупица в понятии «Душа Сибири». (На экран проецируются фотографии известных людей красноярья).
Ведущий: Выходит, что не такая уж она и маленькая эта крупица, если имеет мировое значение!
Ведущий: сегодня на классном часу мы попытаемся найти те крупицы, которые позволили родиться великому таланту Виктора Петровича Астафьева.
Слайд-презентация по началу рассказа «Далёкая и близкая сказка».
В презентации использованы образы, возникшие в памяти маленького Вити, в то время, когда он впервые слушает скрипку, а также музыка Огинского полонез «Прощание с Родиной» – Приложение 1.
Образы:
- хмель, обвивший избушку;
- черёмуха, наклонившаяся над домом;
- фотографии Енисея;
- летучие мыши;
- телеги;
- лошади;
- светящиеся окна;
- дымящиеся трубы;
- коровы;
- огрызок луны;
- кресты на кладбище;
- чертополох;
- пьющий воду человек из ручья;
- обоз;
- плоты;
- бегущие собаки;
- лампа, свеча;
- девчонка с больной рукой;
- морозный туман;
- неподвижные леса;
- камнепад;
- молния;
- цветы папоротника;
- горящая земля и горящий лес;
- изнемождённые лица людей;
- страшная буря;
- идущий куда-то человек;
- луна и звёзды;
- село;
- кладбище;
- черёмуха;
- скрипка;
- фотография плачущего мальчика.
По окончании презентации дети играют сценку.
Витя тихонько приоткрывает дверь, шагает в караулку. Садится на пороге (взгляд пристальный, как заворожённый)
– Сыграйте, дяденька, ещё!
– Что тебе, мальчик, сыграть?
(Пауза).
– Что хотите, дяденька.
Вася-поляк потрогал скрипку.
– Подбрось дров в печку.
(Витя подбрасывает дрова в импровизированную печку, Вася-поляк ждёт не шевелясь).
Потом медленно под приглушённую музыку Огинского говорит:
– Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина, – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине.
– Уже поздно. Иди домой. Бабушка будет беспокоиться.
Витя привстаёт с порога, пошатывается, т.к. отсидел ноги, поворачивается, чтобы уйти, потом оборачивается, шёпотом говорит: «Спасибо, дяденька».
Вася-поляк приглушённо говорит:
– За что?
– Я не знаю, за что…
Витя убегает. (Слайд). На экране фотография мальчика на могиле матери. На слайд наползают строчки:
– Мама, это я. Я забыл тебя, и ты мне больше не снишься.
Сценка. Мальчик и бабушка.
Витя заходит в дом, лицо напряжённое.
Бабушка:
– Ты где так долго? Ужин на столе, ешь и ложись.
– Баба, я слышал скрипку.
– А-а-а, – отозвалась бабушка, – Вася-поляк чужое, батюшко, играет, непонятное. От его музыки бабы плачут, а мужики напиваются и буйствуют.
– А он кто?
– Вася-то? Да кто? Человек без роду-племени. Родителей его в Сибирь сослали. Помаялись, помаялись они на чужой стороне и померли. Так он и живёт… помирать скоро… и мы тоже…
Ведущий: А потом была война.
Ученик читает отрывок наизусть от слов:
«Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа…» (на фоне музыки), до слов: «… но всю жизнь тосковал о ней».
На экран проецируется фотография В.П. Астафьева.
Ведущий:
– Ребята, скажите, какие крупицы, которые превращают малое в большое, сегодня положили в своё сердце вы?
– Музыка, которая сегодня звучала, была просто потрясающая и брала за душу.
Ученица:
– Я поняла, для того, чтобы состояться как личности и человеку, нужно любить свою родину. Тогда ты точно не будешь сиротой, брошенным и никому не нужным.
Ведущий:
– В заключении нашего разговора, я предлагаю вам послушать полонез Огинского «Прощание с Родиной» в исполнении хора Турецкого – Приложение 2.