Внеклассное мероприятие "Растения с ядовитым характером"

Разделы: Биология


Цель: расширить знания о ядовитых растениях, научиться правильно вести себя в природе.

Задачи:

- научиться узнавать ядовитые растения,
- подробнее узнать их особенности,
- вспомнить правила поведения в природе,
- закрепить умения работать в группах.

Оборудование: DVD-проектор, презентация по данной теме, гербарии ядовитых растений, фломастеры, чистые листы бумаги, опорные листы для учащихся.

Ход занятия

Звучит мелодия, на ее фоне слайды с цветущими растениями.(слайды 1, 2, 3). Презентация

Травяница: Здравствуйте, мальчики и девочки, умники и умницы. Я – Травяница. Очень много знаю о растениях. Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на занятии, прослушав стихотворение.

(На экране слайд № 4)

Ведьма суп сварить решила.
Змей сушеных покрошила.
Развела костер большой
И поставила котел.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор –
Отыскала мухомор,
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины…
Супчик вышел то, что надо:
Целых двадцать литров яда.

Травяница: Так о чем будем сегодня говорить? Да. О ядовитых растениях. Тема нашего занятия “Растения с ядовитым характером”.

Эпиграф: “Природа - это лучшая из книг написанная на особом языке. Этот язык надо изучить.

Цель и задачи занятия (объявляются). (На экране слайд №1, №2, №3)

Травяница: Друзья! Давайте узнаем какие растения относят к ядовитым.

(Экспресс сообщения)

1 эксперт: Во флоре Псковской области ядовитые растения представлены 69 видами. Сюда относят растения, у которых биологически активные вещества при воздействии на организм человека или животного вызывают резкое изменение жизнедеятельности, т.е. отравление. Для самого растения эти вещества имеют защитное значение, спасая его от поедания. Наибольшее число ядовитых растений приходится на семейство лютиковых – 19 видов. Смертельно ядовитые растения относятся к семейству Зонтичные. Ядовиты все молочайные, пасленовые, маковые,ароидные и др.

2 эксперт: Обо всех рассказать мы сегодня не сможем. Остановимся на 5 ярких представителях. Это Вех ядовитый, Борщевик Сосновского, Дурман едкий, Ландыш майский, Лютик едкий.

Учитель: Перед нами поставлена задача - узнать, что ядовито в этих растениях? Работать будете в группах (формируется 5 групп). Каждая группа получит текст с описанием растения. (Приложение 1) и гербарий. Вы должны изучить растение и записать его данные в опорный лист. (Приложение №2). Время работы 5-7 мин.

По окончании работы один выбранный вами член группы знакомит класс с результатами работы. Будьте внимательны, во время занятия будут звучать названия ядовитых растений, о которых говорить не будем. Обратите внимание на эти растения, чтобы быть активными в конкурсе по составлению кроссворда.

Название растения Какой орган ядовит? На какой орган, систему животного или человека действует яд
1. Вех ядовитый    
2. Лютик едкий    
3. Борщевик    
4. Ландыш майский    
5. Дурман едкий    

Учитель: Закончили работу. Приступаем к знакомству с ядовитыми растениями. Итак, 1 группа нас знакомит с растением, о котором говорят во всех уголках Псковской области с очень нехорошей стороны. Это Вех ядовитый.

(Экспресс-сообщение)

“А знаете ли вы, что 10 марта 2000 года ученики Опухликовской школы Невельского района отправились на урок к озеру. Детское ли любопытство, весенняя эйфория – теперь уже неважно, что стало причиной трагедии.16 учеников наелись сладких корешков цикуты. Не прошло и часа, как начали проявляться признаки тяжелого отравления: кровавая рвота, головокружение, обморочное состояние, судороги. Была вызвана скорая помощь. Через 1.5 часа в детское отделение районной больницы поступают 15 детей. Трое из них в тяжелом состоянии попадают в реанимацию. Одного ребенка спасти не удалось девочка умерла по дороге в больницу от удушья. Сколько еще жизней будет принесено в жертву цикуте?

(Слайд №5)

Слово 1 группе.

Данные заносим в опорный лист.

Слайд №6. Лютик едкий

Слово 2 группе.

Данные заносим в опорный лист.

Слайд №7, №8. Борщевик

Слово 3 группе.

Данные заносим в опорный лист.

Слайд №9. Ландыш майский

Слово 4 группе.

Данные заносим в опорный лист.

Слайд №10. Дурман едкий

Слово 5 группе.

Учитель: Слово для подведения итогов предоставляется экспертной группе.

Сообщение эксперта:

Основные действующие вещества ядовитых растений – алкалоиды, гликозиды, эфирные масла, органические кислоты и др. Они содержатся обычно во всех частях растения, но часто их количество в разных органах различно, и при общей токсичности всего растения одни его части бывают более ядовиты, чем другие. Так Ландыш майский вызывает поражение сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы. Вех ядовитый -------------

Содержание ядовитых веществ зависит от условий произрастания растения и фазы его развития. Так -------------

Наиболее опасны ядовитые растения в свежем виде, так как при переработке их токсичность может снижаться и даже совсем утрачиваться. Животные, как правило, не едят ядовитые растения. Однако при недостатке кормов или весной, когда появляется первая зелень, животные с жадностью поедают растения без разбора, и тогда нередки случаи отравления. Чаще всего ядовитые вещества попадают в организм через рот, но некоторые растения выделяют летучие вещества. Большие букеты черемухи, мака могут вызвать недомогание и головную боль. Признаки отравления иногда появляются через несколько минут, в редких случаях – через несколько дней.

Под влиянием аллергенов растительного происхождения могут развиваться бронхиальная астма, крапивница, экзема, отек слизистых оболочек.

При первых признаках отравления необходимо обратиться к врачу.

Слайд №14

Травяница: Задумывались ли вы, почему плоды ядовитых растений, в основном, красные или черные? Возможно, это сама природа предупреждает человека: “Стой! Не рви! Подумай! “От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательными к ней”. (Н. Рыленков)

Учитель: Предлагаем Вам поработать над выработкой правил поведения при встрече с незнакомыми растениями.

(Работа в группах 2 мин.)

Каждая группа озвучивает свои предложения. Работа с опорными листами.

Учитель: Какие же ядовитые растения вы запомнили?

(Слайд № 15. Решают кроссворд)

Травяница: Давайте представим, что вы оказались в каком–то особенном лесу, где на каждом ядовитом растении, грибе висит знак. Предлагаем каждой группе создать такой знак.

(Работа в группах 3 мин.) Каждая группа представляет свой знак. Вывешивает его на доску.

Учитель: Вооружившись знаниями нам ничего не страшно. Давайте вернемся к эпиграфу занятия. (Слайд №3)

Рефлексия:

Сегодня на занятии я узнал …

Не останавливайтесь на этом читайте, спрашивайте, знайте, потому что жизнь прекрасна! Видеролик “Живет повсюду красота”.

Приложение (Яд)