Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях"

Разделы: Биология


Цель урока

Образовательные. Организовать деятельность учащихся по воспитанию, осмыслению и запоминанию:

  • основных представлений о физиологии дыхания;
  • взаимосвязи строения и функций дыхательной и кровеносной системы;
  • биологических и физических знаний, необходимых для понимания единства органического мира.

Развивающие. Обеспечить развитие умений и навыков:

  • целеполагания и планирования учебной деятельности;
  • проведения сравнений, анализа, обобщений с выводами;
  • монологической речи.

Воспитательные.

  • развитие коммуникативных способностей;
  • расширение кругозора школьников и формирование интереса к предмету.

Оборудование и материалы:

  • прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхательном воздухе;
  • фильмопроэктор, кодопроэктор;
  • слайды "дыхание в горах", "дыхание под водой";
  • презентация;
  • кодотранспоранты "Газообмен в легких и тканях", "Перенос газов кровью", "Дыхание в горах и под водой";
  • дидактические карточки для актуализации опорных знаний, закрепления и первичного контроля;
  • учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. биология: Человек. Для 8-х классов.- М.Вентана-Граф, 2004.

Базовые понятия и термины: альвеолы, газообмен, диффузия, парциональное давление, кессонная болезнь, гемоглобин, оксигемоглобин, карбогемоглобин, гипоксия, тканевое дыхание.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Обращения внимания учащихся к теме предыдущего урока "значение дыхания. Органы дыхательной системы".

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.

1. Индивидуальная работа.

2. Письменная работа по карточкам-заданиям. Самопроверка по ключу (работа над ошибками).

3. Обсуждение устных ответов.

III. Изучение нового материала

Учитель биологии. Дыхание - свойство и признак всех живых организмов. И сегодня мы предложим изучение этого процесса, который, как и все процессы в живых организмах, подчинен физическим законам.

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких.

Изучение особенностей строения и функций легких проведем в виде самостоятельной работы с учебником.

Прочитайте в учебнике статью о строение легких (параграф 24, с 103,104 ) выделите;

- знакомую информацию;

- новую информацию;

- "хочу спросить"

После обсуждения работы проводится её обсуждение.

Учитель биологии. Человек дышит атмосферным воздухом, представляющим собой смесь газов. Проанализируйте данные таблицы, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Таблица. Изменение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

  O2 N CO2 Инертные газы Водяной пар
Вдыхаемый воздух 21% 79% 0,03% Небольшое кол-во Небольшое кол-во
Выдыхаемый воздух 16% 79% 4% Небольшое кол-во Увеличенное кол-во

Вывод: в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа на 4% и водяных паров, используется 5% кислорода.