Цель урока
Образовательные. Организовать деятельность учащихся по воспитанию, осмыслению и запоминанию:
- основных представлений о физиологии дыхания;
- взаимосвязи строения и функций дыхательной и кровеносной системы;
- биологических и физических знаний, необходимых для понимания единства органического мира.
Развивающие. Обеспечить развитие умений и навыков:
- целеполагания и планирования учебной деятельности;
- проведения сравнений, анализа, обобщений с выводами;
- монологической речи.
Воспитательные.
- развитие коммуникативных способностей;
- расширение кругозора школьников и формирование интереса к предмету.
Оборудование и материалы:
- прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхательном воздухе;
- фильмопроэктор, кодопроэктор;
- слайды "дыхание в горах", "дыхание под водой";
- презентация;
- кодотранспоранты "Газообмен в легких и тканях", "Перенос газов кровью", "Дыхание в горах и под водой";
- дидактические карточки для актуализации опорных знаний, закрепления и первичного контроля;
- учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. биология: Человек. Для 8-х классов.- М.Вентана-Граф, 2004.
Базовые понятия и термины: альвеолы, газообмен, диффузия, парциональное давление, кессонная болезнь, гемоглобин, оксигемоглобин, карбогемоглобин, гипоксия, тканевое дыхание.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Обращения внимания учащихся к теме предыдущего урока "значение дыхания. Органы дыхательной системы".
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.
1. Индивидуальная работа.
2. Письменная работа по карточкам-заданиям. Самопроверка по ключу (работа над ошибками).
3. Обсуждение устных ответов.
III. Изучение нового материала
Учитель биологии. Дыхание - свойство и признак всех живых организмов. И сегодня мы предложим изучение этого процесса, который, как и все процессы в живых организмах, подчинен физическим законам.
Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких.
Изучение особенностей строения и функций легких проведем в виде самостоятельной работы с учебником.
Прочитайте в учебнике статью о строение легких (параграф 24, с 103,104 ) выделите;
- знакомую информацию;
- новую информацию;
- "хочу спросить"
После обсуждения работы проводится её обсуждение.
Учитель биологии. Человек дышит атмосферным воздухом, представляющим собой смесь газов. Проанализируйте данные таблицы, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Таблица. Изменение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
O2 | N | CO2 | Инертные газы | Водяной пар | |
Вдыхаемый воздух | 21% | 79% | 0,03% | Небольшое кол-во | Небольшое кол-во |
Выдыхаемый воздух | 16% | 79% | 4% | Небольшое кол-во | Увеличенное кол-во |
Вывод: в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа на 4% и водяных паров, используется 5% кислорода.