Литературно-музыкальная композиция "Что значит быть Человеком?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: развитие нравственных качеств учащихся: доброты, милосердия, сострадания; воспитание патриотизма; уважения к православным традициям своего народа.

Оборудование:

1. Газета с детскими фотографиями учащихся «От чистого истока я начинаю путь».
2. Портреты Д.Донского, А. Невского, Н. Романова, В.И. Шумакова
3. Высказывания философов, писателей о доброте, милосердии.
4. Модель сердца человека.

Музыкальное оформление:

1. Э. Григ «Утро».
2. Песня Е. Крылатов, Ю. Энтин «Прекрасное далёко».
3. Песня А. Пугачёва «Исчезнет грусть»
4. Песня гр. «Смэш»  «Молитва»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Горят свечи. Звучит музыка Э. Грига «Утро».  <Приложение 1>. На фоне музыки 2 ученика читают стихи.

1-й ученик.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Едет пахарь с сохой, едет песню поёт,
По плечу молодцу все тяжелое...
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, Солнце да утро весёлое!

(И. Никитин)

2-й ученик. 

Дивен мир твой! Расцветает
Он, тобой согрет,
В небесах твоих сияет
Солнца вечный свет,
Гимн природы животворный
Льется к небесам...
В ней твой храм нерукотворный,
Твой великий храм!

(И. Бунин)

(Включается свет, звон колоколов)

Учитель: Прозвучали отрывки двух стихотворений И. Никитина и И. Бунина, в которых поэты описывают одно и то же явление в окружающем нас мире – наступление утра, наступление нового дня, начало чего-то нового в жизни, а может быть рождение самой новой жизни?
Жизнь даётся людям один раз. Как прожить эту жизнь? Как стать Человеком?
На нашей сегодняшней встрече, мы попробуем сформулировать основные жизненные принципы, нравственные понятия, для того чтобы простого человека можно было бы  назвать Человеком с большой буквы.

(Звучит 1-й куплет и припев  песни «Прекрасное далёко») <Приложение 2>

Учитель: «От чистого истока я начинаю путь». Как вы понимаете, эти слова; что это за «чистый исток» и о каком «пути» идёт речь? (Ребята отвечают)

Учитель: С момента рождения каждый ребёнок начинает параллельно проживать две жизни: жизнь биологическую и жизнь духовную. Биологическую жизнь нам обеспечивает работа сердца; а духовную – наша душа, т.е. мысли, чувства, разум, совесть. Родился ребёнок, застучало маленькое сердечко.

(На фоне стука сердца; выходит ученик с моделью сердца).

Ученик:

Что такое сердце?  Камень твёрдый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аорты
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, всё земное
Умещается в его пределы,
Потому, что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.

Ученик:   

Астрологам и колдунам не верю!
Кому открыты тайны бытия
И мудрости божественные двери?
Тому, кто чист душою, как дитя!

Учитель: Душа младенца чиста, он смотрит на мир широко открытыми глазами. Можем ли мы уже назвать ребенка Человеком с большой буквы? (Ребята отвечают)

Учитель: Действительно, ребенку надо еще вырасти не только физиологически, возраст тут не причем, ему надо повзрослеть нравственно, духовно.

Ученик:

Когда же мы станем взрослыми?
Какие считать года?
Себя атакуя вопросами,
Мы спрашиваем – когда?
Мы к будущему готовимся,
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!

(Звучит 2-й куплет и припев песни «Прекрасное далёко») <Приложение 2>

Учитель: А теперь скажите, гарантируют такие качества как здоровье, самостоятельность, образование, то что человек станет Человеком? (Ребята отвечают)

Учитель: Чтобы стать Человеком, надо любить людей и чтобы любили тебя. Вероятно это первейшее требование к Человеку.

Ученик:

Будь щедрым! Время не забудет
Хорошим словом помянуть
Того кто сердце отдал людям,
Запомни это, щедрым будь!

Учитель: В этих строчках призыв «будь щедрым» подразумевает в первую очередь – щедрость души. Кого мы называем человеком с щедрой душой? Правильно, того кто делает добро другим, делает это от чистого сердца. Таких людей не мало. В истории нашей страны множество примеров таких людей. И одним из таких людей, который в прямом смысле этого слова отдавал сердце людям был директор НИИ трансплантации и искусственных органов Валерий Иванович Шумаков, именно он в нашей стране выполнял операции по пересадке сердца. Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, и среди них не мало детей.

Выходят два ученика с моделью сердца. Читают стихотворение Н. Кончаловской «Сердце». <Приложение 3>

Учитель: Во все времена сердце было в почете и у поэтов, и у мыслителей, и у врачей. Ведь не зря говорят сердце – это жизнь. А те люди, которые не способны справиться со своими вредными привычками сокращают свою жизнь на несколько лет, употребляя алкоголь, никотин, наркотики.

Ученица:

Мое имя – сигарета
Я красива и сильна.
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам,
Независимо от знаний,
скажем прямо – слабакам

Ученик: 

Запомни – человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб
Сегодня вечером ты ляжешь спать.
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету, Не стану ни за что курить.
Я – человек! И должен сильным быть!»

Учитель: Ребята, если у вас есть такие привычки, то наверное еще не поздно задуматься об услышанном, и исправиться. Победа над собой – одна из великих побед. Одержать эту победу довольно сложно, но к этому надо стремиться, а для этого необходимо оценивать свои поступки, сопоставлять их со своей совестью, т.е. если выразиться словами мыслителя Цицерона надо «чаще заглядывать в самого себя». Жить полной жизнью вовсе не значит, что надо иметь буквально все, везде бывать, всем угождать. Слишком много делая и слишком много имея, мы оказываемся не в состоянии радоваться жизни, быть самим собой. Мы пренебрегаем своим внутренним миром, а наша душа тоже требует к себе некоторого внимания.

Ученик:  

Не позволяй душе лениться.
Чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.

(Н. Заболоцкий)

Учитель: А опора русской души в православии. Три кита, которые даны человеку для того, чтобы гармонично жить в этом мире, это знание о десяти заповедях, семи смертных грехах и трех добродетелях, с которыми вы знакомились на уроках литературы, истории, МХК. Все это изложено в одной древнейшей книги на Земле –Библии. За всю историю существования Библия была и объектом преклонения, восхищения и объектом критики, насмешки, презрения. Библия переведена на 1800 языков и остается одной из самых актуальных книг.

Ученик читает стихотворение И. Никитина   «Измученный жизнью суровой».

Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах предвечного
Слова Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным чувством любви,
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они!
Здесь все в жизнетворной картине
Описано Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им.
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!

Учитель: Многие выдающиеся люди, поэты, писатели, художники, музыканты вдохновлялись библейскими темами, поступали согласно библейскому учению о справедливости, доброте, верности Отечеству и сделали очень много для блага других людей, для блага своей Родины.  Многих из этих людей Церковь причислила к лику святых: это и Александр Невский, Дмитрий Донской, князь Владимир, княгиня Ольга, Николай Романов.

Ученик:  

От рождения и до смертного порога
Мы бредем блуждая в темноте,
Ощупью находим мы дорогу
К счастью, и к любви, и к красоте.
А святому Божий свет сияет,
Словно пламя яркое свечи
Темноту ночную озаряют
Золотые, теплые лучи.
Потому святому и подвластны
Наши судьбы, мысли и сердца:
Он духовным зреньем видит ясно
Промысел Небесного Отца.

(Звучит 3-й куплет и припев песни «Прекрасное далёко») <Приложение 2>

Учитель: В эпиграфе к роману-притче «Дата Туташхиа» писателя Ч. Амирэджиби есть замечательные слова: «И было человеку дано: Совесть, дабы он сим изобличал свои недостатки, Сила, дабы он мог преодолевать их. Ум и доброта на благо себе и присным своим, ибо только то благо, что идет на пользу ближним».
Действительно в Человеке должны сочетаться такие нравственные качества как доброжелательность, милосердие, гуманизм, чувство собственного достоинства; он должен следовать добру, истине справедливости. И тогда он будет счастлив. А что же такое счастье? Обратимся к толковому словарю В.Даля «блаженство – это счастье», а «блажен – значит счастлив».

Ученики читают стихотворение «Заповеди Блаженства» А.Корольков.

Блажен, греха кто избегая,
С врагами в мире может жить
И, Духом вечно нищ бывая,
Умеет Господа любить;
Умеет плакать с умиленьем,
Погибшим лишь себя зовет;
В беде, с сердечным сокрушеньем,
На помощь Господа зовет;
Кто кроток сердцем и душою,
Не ропщет вечно на судьбу,
Любовью дышит лишь святою,
Готов за зло вознесть мольбу,
Путем идет благочестивых,
Спешит за правдою вослед,
Страшится мыслей нечестивых
И шумных бегает обид;
Кто рад достатком поделиться,
Готов последнее отдать,
Кто бедных нищих не стыдится
Одеть, обуть и напитать;
Кто сердцем чист и чист душой,
Не губит ненавистью брата;
Готов с сердечной теплотой
Принять врага и супостата;
Кто мир с собой всем приносит,
Пред кем смолкают распри, ссоры;
Кто ближних лаской нежной просит
Не помнить зла, забыть укоры;
Кто твердо может постоять
За правду, истину и честь,
Готов безвинно пострадать
И презирает ложь и лесть.

Учитель: Шла ли в этом стихотворении речь о том Человеке, к образу которого мы хотим стремиться? А теперь обратимся снова к словарю В. Даля:

Ученик: «Человек – каждый из людей, высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью. Человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека».

Учитель: Каков же будет ваш выбор? Каждый из людей – или высшее из земных созданий? Определите к какой системе ценностей вы привержены, чему отдаете предпочтение. Перед вами лежат листы бумаги. Слева напишите свои положительные нравственные качества, а справа отрицательные.

На фоне музыки «Молитва» гр. «Смэш» ребята пишут ответы. <Приложение 4>

Учитель: А теперь отрежьте правую часть листа. Прочитайте внимательно еще раз, то что осталось. Представляете какими вы сможете стать, если ваши достоинства разовьются еще больше. Все в ваших руках. Ведь именно это – ваша суть. А поэт сказал: «Сущность свою сохраните навек». Что же для этого нужно? Преодоление; преодоление преград на пути к самому себе, ведь это ваше свободное стремление к совершенствованию своего «я», своей нравственной сути.

 Ученик читает стихотворение «Заповедь» Киплинга. <Приложение 5>

Учитель: Ребята, Оставайтесь людьми с широко открытыми на мир глазами; благородными, горячими сердцами; людьми с чистой и щедрой душой, чтобы к каждому из вас можно было применить слова Р. Гамзатова:

Он мудрецом не слыл;
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он Человеком был.

Ученик читает стихотворение «До конца» Н. Рубцова

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Пред этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой,
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного
креста!

Звучит песня «Исчезнет грусть» А. Пугачева. <Приложение 6>

Используемая литература:

1. «Основы православной культуры» О. Харитонова.
2. Журналы «Воспитание школьников» № 2 – 97 г; № 1 – 96 г; № 3 – 91 г.
3. «Нравственное воспитание школьников» И. Марьенко.