Как подготовить слабовидящего ребенка к обучению в школе

Разделы: Работа с дошкольниками


Быстро пролетит пора раннего детства, вашему ребенку скоро идти в школу. Надо ли готовить слабовидящего ребенка к школе? Могут ли родители самостоятельно правильно организовать занятия со своим малышом?

Конечно, если ваш ребенок посещал специализированный детский сад для детей с нарушениями зрения, где он находился под постоянным целенаправленным наблюдением врачей и педагогов, он к школе должен быть подготовлен. А если воспитывался дома?! Чем же родители могут помочь своему малышу? Ведь известно, что поступление в школу связано с большим жизненно качественным изменением деятельности ребенка. Он будет учеником. Основное его дело – учение.

Прежде всего необходимо сформировать у детей желание учиться. Неправильно поступают те родители, которые, готовя малыша к школе, заставляют его через силу заниматься: читать, считать, рассказывать. Занятия с принуждением не принесут пользы ребенку. Поэтому еще задолго до поступления малыша в школу родители должны рассказывать ему о школе, читать книги о школьной жизни и т.д.

Необходимо обратить особое внимание на развитие речи вашего ребенка: как говорит, замедленно или слишком торопливо, как строит фразы, не допускает ли неправильных оборотов речи, может ли составить рассказ по картинке, продолжить сказку, связно рассказать об увиденном и пережитом, правильно ли произносит звуки речи, не искажает ли их, не смешивает ли их с другими (например, вместо р – л или вместо л – в и т. п.).

Иногда родители спрашивают, когда у ребенка начинает развиваться речь? Многие ошибочно считают, что этот процесс происходит вместе с возникновением первых слов и простейших фраз малыша. Однако это далеко не так. На самом деле этому сложнейшему психолого-физиологическому процессу предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни звуки от других, близких по звучанию, а его артикуляционный аппарат (губы, язык, небо, голосовые связки) приобретает гибкость, подвижность, необходимые для правильного построения и четкого произнесения звуков и слов.

Общеизвестно значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии речи его роль становится главенствующей. Развитие и формирование речи происходит постепенно. Роль родителей в этот период очень велика. Уже в самые первые педели и месяцы жизни ребенка, разговаривая с ним, улыбаясь ему, мать произносит ласковые слова, обращенные к малышу. Такая, казалось бы, монологическая речь весьма способствует формированию речи маленького человека. И если родители с самого раннего возраста общаются с малышом, играют с ним, а в дальнейшем  рассматривают вместе с ним книги и яркие иллюстрации, читают и  учат с ним стихи, то обычно речь   ребенка развивается   своевременно и правильно.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Чтобы научиться говорить, ребенок должен прежде всего слышать речь. Малыш слушает речь взрослых, обращенные к нему ласковые слова, издает первые звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нем основы будущей речи. Вот почему речевое общение ребенка и взрослого – необходимое условие возникновения речи. На первом году жизни предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается между взрослым и ребенком. В установлении эмоционального общения при нарушении зрения большая роль принадлежит как самому зрению, так и другим сохранным анализаторам: слуху, осязанию, обонянию ребенка, которые быстро совершенствуются, начиная с первого месяца жизни.

На четвертом месяце жизни младенец оживляется, увидев или  услышав мать, выражает удовольствие гулением.

В этот период ребенок должен слышать обращенную к нему речь взрослых, что приучает его прислушиваться к речи, возбуждает желание самому произносить звуки. Постепенно малыш начинает узнавать лицо и голос матери, различать свое имя, а затем и отзываться на него. 

Для развития зрительного и слухового восприятия необходимо; в этот период показывать ребенку яркие погремушки, устанавливать контакт на расстоянии, т. е. взрослый должен создавать такие условия, при которых ребенок вынужден поворачивать головку, искать взрослого взглядом и т. д. Для развития речевой активности  ребенка взрослые могут повторять те звуки, которые произносит сам малыш. Мать может вслед за ним с небольшим интервалом  произносить звуки и звукосочетания, что вызовет у ребенка потребность в повторном произнесении их. Такая работа способствует развитию слуха, укрепляет речевые органы, у малыша совершенствуется артикуляционный аппарат, дыхание, голос. Во время такого «разговора» ребенок должен хорошо видеть лицо матери, необходимо устранить все посторонние звуки и шумы.

К концу первого года жизни у ребенка начинает развиваться понимание речи на основе зрительного восприятия, т. е. устанавливается связь между предметом и словом, его обозначающим. Если ребенку показать часы и сказать: «Это часы», а затем спросить его: «Где часы»?– он глазами будет отыскивать этот предмет. Для закрепления этого слова в сознании ребенка взрослому необходимо несколько раз повторить свой вопрос.

На первом году жизни для слабовидящего малыша используйте яркие, звучащие, движущиеся предметы, которые вызовут у ребенка желание потрогать предмет. Для слабовидящего ребенка особенно важно целостное восприятие предмета, поэтому необходимо, чтобы малыш мог подержать в руках предмет, рассмотреть его вблизи. Показывая малышу предмет, обязательно назовите его, покажите действия, производимые с ним, например: «Это мишка. Давай мишку уложим спать».

Необходимо постепенно приучать ребенка пользоваться словами. Так, если ребенок тянется к игрушке, название которой хорошо знает, не спешите дать ее малышу, попытайтесь вызвать у него речевую реакцию: произнести слово, звуки или звукосочетания. Для развития понимания речи взрослых предложите ребенку отыскать среди нескольких предметов какой-либо один. Если в манеже игрушки (зайка, мишка, кукла), попросите ребенка найти зайку. К концу первого года жизни ребенок начинает устанавливать связь между названием предмета и словом, его обозначающим. К этому же времени малыш овладевает 8–10 словами, в основном, звукоподражательным (би-би, тик-так), или словами, несложными для произношения (мама, папа, дядя).

На втором году жизни происходит резкий качественный и количественный скачок в развитии речи ребенка. К полутора годам он произносит почти все гласные и некоторые согласные звуки. Однако смягчает их (дай – дяй), употребляет много звукоподражательных слов (корова – му, собака – ава, машина – би-би). Вместо целого слова ребенок часто произносит ударный или первый слог слова: кукла – ку, собака – ба и т. д. Появляются первые фразы: «Дай ку» (куклу).

К концу второго года жизни ребенок произносит уже много слов, строит предложения из двух-трех слов, однако не все звуки произносит правильно. В его речи много имен существительных, значительно меньше глаголов, он изредка употребляет наречия (тут, там), иногда прилагательные. Простые слова (из двух слогов) произносит верно (мама, папа, баба), в то же время в словах, состоящих из трех и более слогов, часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (велосипед – сипед, дверь – верь, скамейка–самека или камейка, посмотри–посомпи). Произношение многих звуков еще неустойчивое, нетвердое.

В играх с малышом необходимо учить его правильно называть предметы, понимать и выполнять несложные задания.

На прогулке обращайте внимание малыша на то, что его особенно заинтересовало. Говорить с ребенком на втором году жизни можно только о предмете, который ему хорошо известен и который он видит перед собой. В этот период можно начинать показывать малышу предметные яркие и четкие картинки (это зайчик, это мишка, это петушок). Постепенно можно переходить от показа предметных картинок к простейшим сюжетным, на которых изображены действия, совершаемые людьми, животными (дети играют, собака бежит и т. д.). Можно постепенно переходить к качественному определению предмета (котенок маленький, платье красное).

Следует поощрять ребенка, если он повторяет за взрослым отдельные  слова, договаривает стихотворную строку. При чтении стихов, прибауток у ребенка вырабатывается чувство ритма, он начинает в такт покачивать головой, похлопывать в ладоши, постукивать ножками.

Особое внимание родители должны обращать на речь ребенка с появлением фразовой речи, т. е. к периоду 2-2,5 лет. В этот период особенно необходимо заучивать стихи с детьми, рассказывать сказки, читать книжки-малышки и т. д.

В последующие пред школьные годы ребенок резко обогащает свой активный и пассивный словарь, строит большие фразы, употребляя интонации вопросительного, восклицательного и повествовательного значения, уточняет строй родного языка, постепенно формируются и звуки речи.

В этот период родители должны обратить особое внимание особое на  развитие и формирование зрительного и слухового  восприятия. Для этого на прогулках обращайте внимание малыша на явления природы, листву, деревья, животных и птиц и т. п. Во время игр занятий с ребенком можно предложить ему выбрать только зеленые кубики, отложитъ больших солдатиков, нарисовать красивую  птичку, вылепить из пластилина слоника и т. д.   Конечно, все эти предметы должны быть хорошо знакомы детям. Очень полезны этот период игры с мозаикой, кубиками, пирамидками и другим

детскими игрушками.

Для развития слухового восприятия целесообразно применять игры: «Угадай, что я делаю?», «Где звонит?», «Где стучит дятел?»,  «Что я скажу» и т. п.
Развитию тактильного восприятия очень способствует игра «Чудесный мешочек», «Мама купила» и т. п.
Для развития предметного восприятия полезны игры в  лото (зоологическое, ботаническое), где ребенок  должен    не    только   узнать показываемый ему предмет, но и назвать его.
Еще "задолго до поступления в школу родители должны рассказывать ребенку о школе, об учителях, о школьных порядках, о том, чем занимаются дети на уроках. Родители воспитывают у ребенка готовность к обучению, развивают математические представления, знакомят детей со звуками и буквами, развивают внимательность, работоспособность, познавательные интересы и активность.

При подготовке детей к школе очень важно развивать речь дошкольника, учить его связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развивать фонематический слух.
Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи ученика, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.

Овладеть грамотой и письмом ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. Поэтому очень важна работа по членению слов на звуки, сопоставлению звуков по их звучанию и артикуляции. Труднее всего различать свистящие и шипящие звуки. Родители должны постоянно обращать внимание на правильную артикуляцию и произнесение звуков.

К шести-семи годам почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети четко и правильно произносят все звуки. У слабовидящего ребенка к моменту поступления в школу должны быть сформированы представления о предметах  и достаточное знакомство с окружающим, что делает речь ребенка более содержательной.
Весьма полезным видом работы для слабовидящих детей перед школой  является составление связных небольших рассказов по картинкам.
К.сожалению, педагогам часто приходится наблюдать, что ребенок, видя предлагаемую ему для рассказа картинку, или только перечисляет увиденные на ней предметы, или вовсе отказывается от рассказа. Иллюстративный материал, предлагаемый ребенку, должен быть ярким, контрастным, сюжетно интересным, должен вызывать в ребенке желание рассмотреть его.

Для развития словарного запаса можно предлагать детям подбирать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, взрослый говорит: грустный мальчик, как еще можно его назвать? – Печальный, невеселый, огорченный.

Погода пасмурная (дождливая, облачная). С интересом выполняют дети задания по подбору слов с противоположным значением (слабый–сильный, острый – тупой и т. д.).

Развитие словаря дошкольника идет за счет расширения его не только именами существительными, но и другими частями речи. Очень интересной и полезной бывает игра «Угадай, что это»: взрослый называет основные качества предмета, а ребенок должен угадать, что это. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке (помидор) и т. д.

Для развития связной речи весьма полезны бывают специальные упражнения. Например, ребенку не раз читали сказку «Колобок». Однажды, не дочитав ее, можно предложить малышу досказать ее, используя иллюстрации к книге или же по памяти.Когда ребенок составляет самостоятельные рассказы, сочиняет рассказы по картинкам, целесообразно спросить его, где происходит действие (в лесу, во дворе, в комнате), в какое время года (зимой, летом, весной, осенью). Дети   дошкольного   возраста обычно составляют подробные пересказы. Желательно учить их передавать содержание сказок, рассказов кратко, сжато.

Необходимо следить за грамматически правильной речью ребенка. Иногда дети затрудняются в употреблении множественного числа, испытывают трудности в произнесении слов в родительном падеже. Поэтому необходимо большое внимание    уделять именно этим моментам.

Рекомендуется ненавязчиво обучать детей азбуке. Для этого используется табличная азбука, или азбука в кубиках с изображением предметов, начинающихся с определенной буквы, например, а – арбуз, б – барабан, в – вишня. Дети, называя предмет, будут вспоминать букву. Таким образом, ребенок может изучить азбуку. Затем проводится работа по вычленению предложения и разложению его на слова, а слов – на слоги. Одновременно с этим можно начать обучать ребенка чтению простых и понятных ему слов по слогам (мама, Маша, Саша и т. д.). Предлагается такая игра: взрослый называет первый слог какого-либо слова, а ребенку представляется право дополнить слово каким-нибудь слогом (например, ко-ра, ко-за, ко-тик, ро-за, Ро-ма и т. д.).

Процесс формирования речи у некоторых слабовидящих детей  имеет свои особенности. Малыш из-за нарушения зрения не всегда видит,  как взрослые. произносят звуки, не всегда может подражать артикуляции взрослых.   Поэтому   произнесение отдельных звуков  может вызвать определенные трудности у детей с нарушением зрения. Процесс, формирования речи может быть несколько замедлен, отягощен. У некоторых слабовидящих детей можно наблюдать неправильное произнесение звуков, нечеткую речь, неправильное построение предложений, употребление слов, значение которых им незнакомо.

Если все эти трудности ребенок испытывает до пяти лет, то пугаться этого не следует. Такое явление может объясняться функциональными (возрастными) особенностями формирования детской речи. Но бывает и так, что ребенку надо поступать в школу, а он не может последовательно и логично передать содержание прочитанной ему сказки, рассказа, допускает лексико-грамматические ошибки, неправильно произносит звуки, не может выразить свою мысль. Это должно вызывать тревогу у родителей, так как обычно к моменту поступления ребенка в школу при правильном поведении взрослых в домашней среде (некоторые родители, разговаривая с ребенком, употребляют большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, что очень нежелательно при воспитаний малыша) речь детей становится чистой и ясной. 

Бывает и так, что слабовидящий ребенок, чувствуя, что он неправильно произносит слова, стесняется своей речи, не участвуем в играх с детьми, не вступает в контакты со сверстниками, малознакомыми людьми. Недостатки речи могут оказывать отрицательное влияние и на формирование личности ребенка. Нередко  можно видеть, что плохо  говорящие  дети с нарушениями зрения бывают; вспыльчивы, раздражительны, суетливы, чрезмерно замкнуты.  Все это в дальнейшем может затруднить и даже притормозить процесс овладения знаниями в школе, нарушить коммуникативность в среде сверстников, вызвать особые трудности при овладении грамотой, чтением, письмом.

В таких случаях родители должны обратиться к логопеду, который путем специальных занятий исправит речь ребенка.