Обобщение знаний по правилам пожарной безопасности "Детские шалости с огнем и их последствия"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: обобщение знаний по правилам пожарной безопасности.

После изучения темы учащиеся должны:

а) знать: основные причины и последствия пожара; основные меры пожарной безопасности в быту; правила поведения при пожарах в доме и способы эвакуации из горящего помещения;
б) уметь: правильно действовать в случае пожара в доме; эвакуироваться из горящего здания;
в) иметь представление: об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.

Задачи:

1. Образовательные: формирование системы понятий о противопожарной безопасности, первичных средствах пожаротушения, последовательности действий при пожаре;
2. Развивающие: развитие устной речи; развитие  умений: обобщать, делать выводы; развитие коммуникативных умений: работать в коллективе, излагать свою точку зрения; формирование психологической готовности воспитанников к действиям в условиях возникновения пожара; развитие познавательного интереса к теме через практическое применение знаний на практике.
3. Воспитательные: воспитание сознательной дисциплины, чувства товарищества; способствовать нравственному воспитанию учащихся. воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей. (Приложение 2. Слайд 1)

Для решения основных задач была применена следующая структура: организационный момент, создание благоприятной атмосферы общения; сообщение темы и задач занятия, сформулированных воспитанниками;  разбор материала занятия. подведение промежуточных итогов, общий вывод; применение полученных знаний на практике; итог занятия.

Оборудование занятия: плакат о причинах пожара, рисунки по пожарной безопасности, карточки с причинами возникновения пожара и правилами пожарной безопасности, сигнальные карты, раздаточный материал с заданиями, таблички с изображением грустной и веселой мордочек, телефон, канистра, изображение огня, листы, изображающие пламя.

План занятия:

I. Организационный момент
II. Мотивация

1. Теоретическая часть

а) Вводное слово воспитателя
б) Доклады детей
в) Беседа по вопросам

Физкультминутка

2. Практическая часть
а) Сюжетно-ролевая игра «Пожар»
б) Конкурс «Собери пословицу»
в) Игровое задание «Закончи предложение, угадай загадку».

III. Обобщение темы
IV. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

– Ребята, занимайте, пожалуйста, свои места.
– Давайте сначала посмотрим, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. У вас на столах лежат разноцветные круглые листочки с изображением грустной и веселой мордочек. Поверните табличку той стороной вверх, которая соответствует вашему настроению. Спасибо.

(Рассаживаются, успокаиваются, слушают. Переворачивают таблички.)

I. Теоретическая часть

А) Вводное слово

Воспитатель: Исходя из темы, определите, о чем пойдёт речь в нашем занятии, на какие вопросы мы должны будем ответить, какие понятия рассмотреть?

(Воспитанники называют вопросы и понятия темы занятия – каковы причины пожара, какое поведение детей может привести к нему, что нужно делать, чтобы предотвратить пожар в доме и т.д.)

Ведущий 1: Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.
– В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. (Приложение 2. Слайд 2)

Ведущий 2: Подарив людям огонь, Прометей подарил им возможность подняться над миром животных. Но с тех пор человечество много тысяч лет упорно работает над проблемой пожаробезопасности, до сих пор так и не добившись ее абсолютного решения.
Пожары возникают везде – на предприятиях, в транспорте, в лесах, под землей, в жилых домах и общественных зданиях. По данным противопожарной службы, за год в России происходит около 300 тысяч пожаров, выгорает 2,5 млн. квадратных метров жилья (это целый небольшой город), лесные пожары охватывают около 1 млн. гектаров леса. В огне гибнут и получают травмы десятки тысяч людей. Все, что накоплено годами упорного труда, огонь в течение нескольких минут превращает в пепел. Материальный ущерб от пожаров составляет многие миллиарды рублей. Особо опасны возгорания в местах массового пребывания людей: метро, театры, клубы, больницы, гостиницы, учебные заведения и т.п. 

1470 г. – произошел пожар в Москве (осталось только 3 двора);
1493 г. – пожар в Кремле (сгорела вся Москва);
1812 г. – пожар в Москве, вызванный бесчинством мародеров (уничтожено 2/3 города);
 1845 г. в театре города Контона в Китае. В огне погибли тогда 1670 человек..
1972 г. 2010г. – торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);
1977 г. – пожар в гостинице «Россия», погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека;
1992 г. – пожар в Пензенском училище культуры и искусств (погибло 8 человек);
1993 г. – пожар на Камском автомобильном заводе (страна лишилась главного поставщика большегрузных автомобилей).
1999 г. случился пожар в административном здании Управления внутренних дел г. Самары. Тогда 67 человек погибли, более 200 пострадали, 20 пропали без вести.

– Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.

Пожары приводят к большим материальным потерям:

  • превращают в пепел жилые и промышленные здания;
  • уничтожают лесные массивы;
  • уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур;
  • в пожарах гибнут люди.

(Приложение 2. Слайд 3)

Б) Беседа по вопросам:

Воспитатель: Давайте коротко вспомним о том, что вы с вами изучили на  занятиях ОБЖ о пожарной безопасности?
– Как вы считаете – огонь наш друг или враг?
– Какие детские шалости могут привести к пожару?

(Огонь – наш друг, если с ним правильно обращаться, и может стать нашим врагом, если обращаться с ним небрежно.
Забывчивость при пользовании с электроприборами, игра со спичками, петардами.)

(Приложение 2. Слайд 4)

В) Что нужно делать при пожаре?

Давайте вспомним:

1) От чего может произойти пожар?
– игра детей со спичками;
– неправильное обращение с электроприборами, электроплитой, газовыми плитами;
– короткое замыкание;
– неисправность электропроводки, печного отопления;
– использование газовых плит для обогрева ли сушки белья;
– применение и разведение открытого огня в квартире (строительные и сварочные работы,   использование пиротехнических средств;
– неправильное хранение легковоспламеняющихся веществ, предметов бытовой химии.
Причины пожара выносятся на доску. (Приложение 2. Слайд 5)

2) Чем опасен пожар?

Пожары приводят к большим материальным потерям; превращают в пепел жилые и промышленные здания; уничтожают лесные массивы; уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур; в пожарах гибнут люди. (Приложение 2. Слайд 6)

3) Что нужно делать, если начался пожар в школе?

Прекратить занятия и под руководством учителя организо­ванно, без паники, покинуть здание школы через эвакуационные выходы. Решительно пресекать панику среди младших школьни­ков, не терять самообладания и выдержку. (Приложение 2. Слайд 7)

4) Что нужно делать, если начался пожар в доме?

Позвонить по телефону "01", вызвать пожарных, сообщить взрослым, если взрослых нет дома и очаг возгорания небольшой, можно попытаться его потушить, в противном случае, покинуть помещение

Тренинг “Позвони пожарному"

Воспитанник:

Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руку взять,
«01» сумей набрать
И назвать еще потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живете,
И с каким она замком,
И еще сказать: «Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою».
Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных.
– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните.

Образец правильного варианта: “Набрать номер 01.Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: улица Юбилейная, дом 1,квартира 17. Говорит Дима Иванов, телефон 48251” (Приложение 2. Слайд 8)

5) Чем можно потушить небольшой очаг возгорания?

Огнетушителем, водой, засыпают песком и другими подручными средствами  (Приложение 2. Слайд 9)

6) Можно ли тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением?

Нельзя, нужно сначала их обесточить.

7) Как можно обесточить электроприборы?

Выдернуть шнур из розетки или отключить электричество на щите в подъезде, или вывернуть пробки (в частном доме). (Приложение 2. Слайд 10)

8)Кто из вас знает, как правильно преодолевать задымленные места?

Закрыть нос и рот мокрой тканью и, держась ближе к полу, двигаясь вдоль стены друг за другом пробираться к выходу.  (Приложение 2. Слайд 11)

9) А если вас отрезало огнем в комнате без телефона на 5 этаже, что вы будете делать?

(Плотно закрыть дверь, заткнуть все щели мокрыми тряпками, выйти на балкон или открыть окно и звать на помощь.)

Физкультминутка

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, авы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то встать и хлопать в ладоши, наши гости тоже могу принять участие, и хлопать вместе с детьми.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
  2. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
  3. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
  5. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  6. Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
  7. Кто костров не разжигает и другим не разрешает

Воспитатель: Итак, На какие вопросы мы уже дали ответы? (Дети отвечают)

II. Практическая часть

Воспитатель: Ребята, вы показали отличные знания по пожарной безопасности. Теперь мы их закрепим на практических заданиях. Пожар – это беда.

Чтобы она никогда не пришла в ваш дом, давайте повторим правила предотвращения пожаров. (Приложение 2. Слайд 12)

1. Сюжетно-ролевая игра.

– Виталик сидит у печки, зажигает дрова.
– Не горят…Сырые, наверное. Сейчас я их бензинчиком. Ой! Взорвалось! Пожар! (мечется по классу, прячется под стол).
– Вы внимательно смотрели, а теперь постарайтесь определить, все ли правильно сделал наш герой. Как бы вы поступили в этой ситуации? Перечислите их. Итак, ошибки Виталика… (использовал бензин, спрятался под стол, не позвонил 01).

2. Скороговорки и пословицы

– Собери пословицу и объясни ее значение. Ребята получают конверт на парту, где сложены слова, которые нужно соединить в пословицу или поговорку:

  • Дым без огня не бывает. 
  • Спички не тронь – в них огонь. 
  • Не имей привычки носить в кармане спички. 
  • В огне и железо плавко. 
  • Солома с огнём не дружит. (Приложение 1. Приложение 2. Слайд 13)

3. Игра «Закончите предложение»

Дети сидят за партами. Ведущий передает мяч, участник, договаривая последнее слово стихотворной строки, передает шар другому участнику.   (Приложение 2. Слайд 14)

Итог занятия

Воспитатель: На маленьких бумажных язычках пламени дети  заканчивают фразу и прикрепляют на доску вокруг изображения костра

  1. На занятии я узнал, что пожар может возникнуть из-за…
  2. На занятии я понял, что при пожаре нужно…
  3. Я вспомнил с урока ОБЖ и закрепил на занятии, что существуют такие приборы для тушения пожара, как…
  4. Я вынес из занятия, как следует укрываться при возникновении пожара …
  5. Из занятия я понял, что если  в доме возникнет пламя, то я по телефону…
  6. Мне стало известно, что при задымлении нужно…
  7. Я понял, что зажигалки и спички…
  8. Я вспомнил, что по легенде огонь человек получил от…
  9. Занятие доказало мне, что свечи и бенгальские огни могут…
  10. На занятии я усвоил главные правила поведения на… (Приложение 2. Слайд 15)

Воспитатель: Ребята, где бы вы хотели увидеть этот костёр (в очаге камина). Ведущий прикладывает этот костёр к камину.

– Пусть добрый, тёплый огонь очага согревает вас домашним уютом и никогда не приносит беды!

Воспитатель: Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.

Обобщение:

Чтобы в ваш дом
Не пришла беда –
Будьте с огнём
Осторожны всегда!
Огонь – давний друг человека,
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет. (Приложение 2. Слайд 16)

Воспитатель: У вас на столах лежат таблички с изображением грустной и веселой мордочек. Если вы из сегодняшнего занятия узнали для себя что-то новое и полезное, поверните табличку той стороной вверх, где изображена веселая улыбка, если нет, то обратной стороной. Спасибо.

В конце мероприятия детям предлагается буклет с правилами поведения для предотвращения пожара и во время пожара.

Список использованных источников:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство-Пресс, 2008.
  2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.: Скрипторий 2003, 2007.
  3. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. – М.,1997.
  4. Иванова Т.В. Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011.
  5. Каминская Н.В. Чудесные спички.Ребёнок в детском саду, №2, с. 42, 2006.
  6. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М: ВАКО, – 2007.
  7. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: Сфера, 2008.
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2008.
  9. http://festival@1sept.ru
  10. http://www.ivalex.vistcom.ru/obz25.htm
  11. http://www.forchel.ru/387-igry-po-pozharnoj-bezopasnosti.html
  12. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac609.html