Концепция воспитательной системы от "Сердца к серду"

Разделы: Внеклассная работа


«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить»

Сократ

 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Изменение социальных условий в конце 80-х-начале 90-х годов привело к кризисной ситуации в воспитательной работе общеобразовательных учреждений. Отказ от давно устоявшихся ценностей (построение светлого будущего – коммунизма, воспитание представителей одной общности  –  советского народа), от основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организации) привел к возникновению своеобразного вакуума в воспитательной системе. В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Этот вакуум начал стремительно заполняться антисоциальной  деятельностью младших школьников, подростков, старшеклассников. Начинают появляться  фашистские организации, подростковые банды, возникает такое явление, как бродяжничество.

Поэтому в Концепции модернизации российского образования  сформулированы важнейшие цели, направленные на предупреждение таких  проявлений и определены важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

Исходя из этих целей, главной  задачей  развития нашей гимназии является развитие «Я-концепции» личности ребенка.

«Я-концепция» – это осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и к окружающим.

 

Если рассматривать модель нашей гимназии, то нет ничего более  простого: это яйцо, а яйцо – символ жизни и развития.

Целью концепции являются: обеспечение развития ученика, его культурологическое, нравственное, эстетическое и экологическое образование

Главные воспитательные задачи:

  • создание условий для развития творчества;
  • воспитание ответственности, коммуникативной культуры;
  • воспитание силы воли;
  • нравственных и патриотических чувств;
  • воспитание трудолюбия;
  • духовной сферы личности;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • создание условий для воспитания патриотов своей малой Родины, готовых к решению – задач Экополиса Одинцовский.

При формировании этой модели выделены три основные сферы будущей человеческой жизни:

Дело – учебная деятельность. Дом – семья, близкие, друзья, товарищи. Досуг – проведение свободного времени.

В гимназии в начальных классах создана своя детская организация «Детство». В ней 13 классов. Мой класс – «Солнышко».

Планирование воспитательной работы осуществляется с учетом разносторонней деятельности детей по следующим направлениям. Их восемь:

Вот уже 20 лет я работаю с детьми. С годами появлялись новые идеи, задумки, которые я воплощала в жизнь, делала определенные выводы. Что-то принимала, что-то приходилось перерабатывать.

Сложилась своя система воспитания, которую я назвала «От сердца к сердцу!».

В центре стоят мои любимые ученики, которым я помогаю стать яркими личностями, уверенно чувствовать себя в этом хрупком мире, отстаивать свое я. А моими первыми помощниками и союзниками являются их папы и мамы. Таким образом, образовался треугольник:

Я начинаю составление плана воспитательной работы с пожеланий детей. В 10М классе провожу игру «Волшебный клубочек». Дети передают друг другу яркую пряжу, а я держу свободный конец и наматываю клубок. Ребята говорят свои пожелания, чем бы они хотели заниматься, кроме учебы, в этом году. Все эти пожелания (петь, танцевать, рассказывать стихотворения, проводить праздники) мы записываем на видео и на родительском собрании просматриваем эту пленку. Провожу анкетирование взрослых. Они дополняют детские пожелания и пишут о возможности своего участия.

В моей системе каждый родитель участвует в жизни класса. Я делю их на 4 группы (по количеству четвертей). И каждую четверть работаю с определённой группой.

С родительским активом мы обрабатываем всю информацию и намечаем план работы на учебный год.

На следующий год, когда дети научились писать, мы ставим «Ларец желаний», куда дети в течение года опускают записки со своими пожеланиями, мнениями, которые выполняются в этом году, а остальные попадают в банк данных нашего класса. Каждый месяц мы вскрываем наш ларец. И иногда вносим коррективы в уже существующий план. А также в ларец часто опускают отзывы о спектаклях, праздниках и дети, и родители. Вот некоторые из них: «Очень понравилось «Поле чудес», танец с куклами. Рассказывала своим подругам, восхищалась».

«Ребёнок ходит в школу, в класс с удовольствием. Чувствует себя очень комфортно. От Учителя – в восторге. Дети в классе очень доброжелательные. По сравнению с первым классом – огромная разница!»

Среди часто встречающихся пожеланий: больше выступать с концертами не только в гимназии, но и за её пределами. И это не удивительно: на протяжении всей педагогической деятельности я веду театрально-хореографический кружок и занятия ритмикой, где дети приобретают профессиональные артистические навыки.

Всю воспитательную работу я бы разместила в 3-х матрёшках:

  1. Маленькая – учебная деятельность.
  2. Средняя – внеурочная деятельность.
  3. Большая – театрально-хореографический кружок.

Почему же так? – спросите вы.

К. С. Станиславский писал: «Театр – лучшее средство для общения народов между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств».

Кружок – средство неформального общения детей между собой. Здесь не бывает неуспешных. Все участвуют в меру своих сил. Ни для кого не секрет, что хороший ученик и хороший человек – это разные понятия. А кружок помогает любому ребёнку раскрыть себя, как личность, завоевать авторитет в коллективе, а я как бы невзначай направляю, подталкиваю его к творческому совершенствованию.

Я стараюсь подобрать доступные, но в то же время такие спектакли, которые воспитывают, развивают детей, помогают понять других.

Сказка «Репка» на новый лад в первом классе воспитывает силу воли и призывает заниматься физкультурой.

«Золушка» учит доброте, любви, заботе о ближнем.

«Приключения Буратино» призывает к дружбе и взаимовыручке.

«Белоснежка и семь гномов», «Сказка об умном мышонке», «Снежная королева», мюзикл «Новогодние приключения Маши и Вити»... Все сказки включают в себя танцы (гномов, снежинок, разбойников, героев сказки).

Приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важнейших проблем эстетического воспитания учащихся – приобщению их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

В нашем репертуаре народные танцы: русский хоровод, кадриль, эстонская полька , венгерский «Чардаш», «Цыганочка», «Яблочко», эстрадные шуточные, игровые. «Мы – танцоры и артисты, Выступать нам нравится. Мы – народные таланты. Нами гимназия славится» На районном конкурсе «Бал Терпсихоры» ежегодно занимаем призовые места в номинациях «Народный танец» и «Эстрадный танец». Приняли участие в хореографическом конкурсе «Небо танцует».

Стали серебряными призерами 5 Кубка России по вокалу. Несколько лет занимаем 1 места в районном конкурсе вокалистов «Одинцовский соловей».

Мы являемся дипломантами Ш степени конкурса «Серебряный Олень».

Три года мы участвуем в районном конкурсе «День Земли», где наша гимназия, не без нашей помощи, занимает I места.

В 1 классе я предложила детям выступить со спектаклем в детском саду № 10 перед малышами. А в этот садик ходили многие дети из моего класса.

После концерта я спросила, что им особенно понравилось. Моей радости не было границ, когда я услышала, что им понравилось, как радовались малыши, вышли с ними танцевать, благодарили, аплодировали, как хвалили их воспитатели. Я поняла, что моим ребятам понравилось нести радость людям. И первый их вопрос был: куда еще пойдем?
Так начались наши гастроли: детский дом Бородина, школа «Надежда», военный госпиталь, Центр православной культуры. Нас везде тепло принимают, приглашают почаще приходить. И дети поняли, что мы и наше искусство нужны людям. А это так важно человеку чувствовать, что ты кому-то нужен.

Вот, что говорят родители о нашем увлечении:

«Моей дочери занятия в кружке пошли на пользу. Она даже стала устраивать домашние спектакли в дни семейных праздников».

«Мой сын с удовольствием посещает кружок. Он стал более раскованным, активным. С удовольствием играет свои роли, стал очень артистичным. С большой гордостью выступает в родном детском саду, его воспитатели с удовольствием смотрят выступления своих бывших воспитанников. Кружок помогает детям сдружиться. Благодаря Алле Анатольевне наш класс стал большой дружной семьей. Очень нравятся старые добрые сказки на новый лад. А какие у нас праздники!»

Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой, и физическим здоровьем человека.

Получая положительный эмоциональный заряд, организм ребенка открывается добру и красоте. Именно поэтому детям необходимы праздники и развлечения.

У меня в классе есть фильмотека наших праздников и ведется фотолетопись.
Взрослым хорошо известно, что занятия с детьми проведенные в развлекательной, занимательной форме, пользуются у них неизменной любовью. Поэтому моими главными помощниками в подготовке и проведении праздников являются родители.

Первым нашим праздником стал «День рождения класса». Дети и родители готовили газету с фотографиями, с пожеланиями удачи во всех начинаниях от директора гимназии.

У нас есть своя традиция. Мы зажигаем свечу дружбы и передаем ее из рук в руки по кругу детям, родителям и учителю. Каждый должен сказать свое пожелание на 4 года: что бы он хотел увидеть, почувствовать, пожелать близким на это время. Эта свеча хранится до выпускного вечера, когда все вспоминают о сказанном в 1 классе, прощаются с начальной школой и произносят новые пожелания для учителя, будущих первоклассников и для себя в старших классах. Задуваем свечу со словами:

До свиданья, девчонки!
До свиданья, мальчишки!
Прошлого не вернуть,
Надо свечу нам задуть!

Праздник Мам и Бабушек ставили на основе сказки «Царевна-Лягушка». Детям особенно понравились игры, в которых принимали участия родители. Самой захватывающей была игра «Узнай ребенка!», где мамы и бабушки с завязанными глазами должны были найти свое дитя. А мы мальчику завязывали бантик, девочке надели шапку. Заряд энергии получили и дети, и родители.

Очень ярким был праздник Осени, где дети выступали в роли грибов, цветов, овощей. С мамами придумывали блюда. Папы собирали грибы. Мамы делали дочкам короны из листьев. И дети, и родители вспоминали строки из песен об осени. Призами были фрукты и овощи.

Красивым и увлекательным провели праздник «Эх, яблочко!». Все конкурсы, песни, стихи, загадки и даже призы были посвящены этому фрукту.

Познавательным и развивающим был праздник Имен, который прошел под девизом:

Имя у тебя одно,
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его!

К этому дню дети пишут сочинение:   «Мама, почему ты меня так назвала?» Они узнают историю своего имени.

Праздник «Сказки», «Посвящение в читатели», «Знайте правила движения, как таблицу умножения»...

Праздники, посвященные Дню Победы, с возложением цветов к вечному огню и памятнику погибшим воинам в г. Одинцове.

Вначале была ... игра. Да, да, вначале было не слово, а игра. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своих питомцев. Детские игры воспитывают, развивают в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность.

Я провожу с детьми игры: «Поле чудес» для мальчиков к 23 февраля и для девочек к 8 Марта, «100 к 1». Конкурсы «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», «Идеальная пара». КВН на различные темы, «Веселые старты».

Одной из форм внеурочной работы являются классные часы, которые способствуют коллективной жизнедеятельности, помогают в коррекции поведения, формируют нравственные позиции и гражданские мотивы.

Их формы и технологии имеют различные варианты, в зависимости от поставленных задач.

Например: классный час «Животные – мои друзья» проходил в форме беседы с элементами игры.

Классный час «Экология вокруг нас – Экополис Одинцовский» проходил в виде экскурсии по своему микрорайону.

Классный час «Подари другому радость» проходил в форме диспута.

Прививать трудовые навыки стараюсь не только, приучая заботиться о чистоте и уюте в классе и дома, а познакомить с принятыми в обществе трудовыми нормами.

Мы побывали на двух предприятиях. На 8-м хлебозаводе воочию увидели приготовление хлеба, – который всему голова.

На фабрике «Ёлочка» изготавливают ёлочные украшения. Ребята познакомились с историей и производством ёлочных игрушек, побывали в музее ёлочной игрушки.

Мы побывали на экскурсии на «Союзмультфильме», где увидели рождение и создание мультфильмов. Сколько было радости, когда ребята наяву увидели своих любимых сказочных героев!

Все экскурсии понравились не только детям, но и родителям.

Мы – частые гости театров и музеев. Все поездки, мероприятия помогают организовывать, готовить родители – мои первые помощники, за что я им очень благодарна.

«Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности, – писал В.А.Сухомлинский. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому».

Я СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК! У МЕНЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ, ПРЕКРАСНЫЕ РОДИТЕЛИ. НАШИ СЕРДЦА БЬЮТСЯ В УНИСОН. ВМЕСТЕ МЫ – ОГРОМНАЯ СИЛА, КОТОРОЙ ВСЁ ПО ПЛЕЧУ.