Из опыта работы психологической службы по социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Разделы: Школьная психологическая служба


Одним из приоритетных направлений психолого-педагогической работы В(С)Ш №27 является помощь детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социализации.

Мы считаем, что социальная адаптация - это один из важнейших механизмов, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами.

Необходимость данного направления возникла в связи с социально-неоднородным контингентом школы. Многие имеют травматический опыт получения образования, особенности семейного развития. Низкая степень обученности и воспитанности подростков, размытость социокультурных ориентиров являются причинами низкой социальной адаптации в дальнейшей жизни. Для них, как правило, характерны социально-психологическая незрелость, утрата мотивации обучения, непринятие его формальных требований. Отслеживание таких учащихся происходит уже на этапе поступления посредством собеседования.

В дальнейшем после выявления данной категории детей ведется целенаправленная работа по формированию у каждого ребенка своего образа будущего, в котором центральное место занимает личностное и профессиональное самоопределение, основывающиеся на социальных ценностях.

Можно выделить ряд проблем, выявленные у детей с трудной жизненной ситуацией, которые мешают полноценной социализации:

  • проблемы общения (необъективная оценка жизненных ситуаций, трудности взаимоотношения с взрослыми и с детьми, конфликтность);
  • проблемы поведения (агрессивность, неуверенность в себе, враждебность, чувство вины);
  • различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками);
  • тревожные состояния (незащищенность, одиночество, депрессия).

На основании этого, и были определенны мероприятия, позволяющие качественно оказывать помощь и поддержку детям.

Во-первых, в ходе собеседований, наблюдений и диагностических методик выявляется первичная проблема и пути ее решения.

Во-вторых, начинается этап индивидуальной коррекционной работы и тренинговых занятий, направленных на самоопределение как в профессиональном плане, так и в выборе жизненного пути.

В-третьих, в течение учебного года ведутся занятия по программе "Самоучка" и "Творческая мастерская", где ребята имеют возможность научиться работать самостоятельно, раскрыть свой творческий потенциал.

Результатами психолого-педагогической работы является:

  • снижение общего и индивидуального уровня тревожности и агрессии;
  • смещение асоциальных приоритетов в системе жизненных ценностей;
  • формирование и закрепление новых социальных образцов поведения;
  • формирование высокого уровня мотивации к успешной социализации;
  • осознание собственной ответственности за свои решения и поступки.