Пояснительная записка
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, – говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.
Многолетние наблюдения уровня готовности к школе будущих первоклассников показывают, что различные компоненты школьной готовности требуют особой подготовки. Высокие темпы развития общества предъявляют высокие требования к интеллектуальному развитию детей. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Многим дошкольникам требуется дополнительная помощь в подготовке к школе.
Методологической основой для разработки развивающей программы послужили труды в области изучения психического развития ребенка дошкольного возраста – В.В.Давыдова (о готовности к школе), Л.А.Венгера (о «внутренней позиции школьника», Л.С.Выготского (о «зоне ближайшего развития»).
Предлагаемая программа занятий (Приложение 1) направлена на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.
Цель: формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.
Основными задачами в программе являются:
- развитие интереса к решению познавательных и творческих задач, самостоятельности и инициативности;
- развитие способности к установлению закономерностей, знаков и символов, отношений между частями целого , измерения;
- развитие образного и логического мышления, операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование;
- развитие стремления к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;
- развитие произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- расширение словарного запаса.
Необходимые условия для реализации программы:
- Благоприятный психологический климат в группе;
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
Структура и форма проведения занятий:
Программа «Я самый умный» представлена
системой 16 интегрированных занятий.
Материалом занятий служат игры и игровые
упражнения, объединенные единым увлекательным
сюжетом, имеющие проблемно – практический
характер. Особенности структуры игр и упражнений
позволяют по-разному варьировать возможность их
использования.
Занятие длительностью 30-35 минут проводится два
раза в неделю, что полностью соответствует
возрастным, психологическим и физическим
возможностям старшего дошкольного возраста.
Сложность от занятия к занятию возрастает, в то
же время в пределах одного занятия игры
подобраны так, чтобы сложные чередовались с
легкими. В зависимости от состояния детей, и
конкретных условий проведения занятия, порядок
упражнений можно менять. Физкультминутки и
релаксационные упражнения обычно
сопровождаются расслабляющей музыкой.
Список литературы:
- Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2003. № 11
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1975, №2
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999.
- Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб.: “Детство-Пресс”, 2004.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 1999.