Развивающая программа для подготовки детей к школе "Я самый умный"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, – говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Многолетние наблюдения уровня готовности к школе  будущих первоклассников показывают, что различные компоненты школьной  готовности требуют особой подготовки. Высокие темпы развития общества предъявляют высокие требования к интеллектуальному развитию детей.  Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Многим дошкольникам требуется дополнительная помощь в подготовке к школе.

Методологической основой для разработки развивающей программы послужили труды в области изучения психического развития ребенка дошкольного возраста – В.В.Давыдова (о готовности к школе), Л.А.Венгера (о «внутренней позиции школьника», Л.С.Выготского (о «зоне ближайшего развития»).

Предлагаемая программа занятий (Приложение 1) направлена на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.

Цель: формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Основными задачами в программе являются:

  • развитие интереса к решению познавательных и творческих задач, самостоятельности и инициативности;
  • развитие способности к установлению закономерностей, знаков и символов, отношений между частями целого , измерения;
  • развитие образного и логического мышления, операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование;
  • развитие стремления к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;
  •  развитие произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • расширение словарного запаса.

Необходимые условия для реализации программы:

  • Благоприятный психологический климат в группе;
  • Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.

Структура и форма проведения занятий:

Программа «Я самый умный» представлена системой 16 интегрированных занятий.
Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, объединенные единым увлекательным сюжетом, имеющие проблемно – практический характер. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования.
Занятие длительностью 30-35 минут проводится два раза в неделю, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольного возраста. Сложность от занятия к занятию возрастает, в то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей, и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять. Физкультминутки и релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.

Список литературы:

  1. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа.  2003. № 11
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1975, №2
  3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999.
  4. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб.: “Детство-Пресс”, 2004.
  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 1999.