Урок обучения грамоте: "Звуки [т'] и [т]. Буквы Т, т

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено. Мы должны знать нашу землю всю до последнего атома…Все это необходимо знать для того, чтобы понять и почувствовать: земля – наша не только как то, на чем мы, люди, живем, но и как то, из чего мы созданы…
Краеведение – большое дело… это работа не только указывает нам путь к обогащению страны, но и, как всякая разумная работа, дает моральное удовлетворение, способствующее быстрому росту чувства нашего человеческого достоинства, внушает нам веру в творческие силы нашего разума.

М. Горький

Предназначение презентации: использование на уроках обучения грамоте, для фронтальной работы с классом, на этапе актуализации знаний.

Образовательная система: “Гармония”.

Комментарии: Презентация “Азбука в загадках” включает 32 слайда. На втором слайде изображен алфавит в виде звёздочек с буквами. Нажав на букву, мы попадаем на страницу буквы. По щелчку мышки появляется загадка, отгадав которую, дети видят букву и изображение животного, обитающего в Тульской области. Если нажать на кнопку в углу слайда, то мы возвращаемся к алфавиту (слайд 2).

Я работаю по программе “Гармония” 3 года. Но и за этот небольшой период приобрела опыт работы – интересной, увлекательной, творческой. Особенной новизной отличаются уроки обучения грамоте. В букварный период веду работу по обучению чтению, письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. В процессе работы большая роль отводится формированию учебных действий. Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать звуко-буквенный анализ слов.

С помощью презентации “Азбука в загадках” открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках. Материал слайдов направлен на обогащение словарного запаса. Использование игровых приёмов на уроке, создание условий для лучшего запоминания изучаемого материала влияет на дальнейшее обучение учеников и их развитие. Повысить эффективность урока – это значит всемерно активизировать класс, широко применяя наглядность, технику, новые формы и приемы работы.

Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Используется наглядный материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций.

Используя презентации на уроках, дети не только знакомятся с новыми буквами, но и узнают много интересного о родном крае.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с буквами Т, т, которые обозначают звуки [т] [т’];
    • учить выделять звуки из слов, давать им характеристику;
    • учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
    • формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;
    • формировать умение следовать устным инструкциям;
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух,  память, внимание, мышление;
    • развивать познавательный интерес учащихся;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к чтению.
    • расширять коммуникативные способности детей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок чтения.

Возраст учащихся: 1-й класс (6,5-7 лет).

Методы обучения:  проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, игровая, репродуктивная.

Оборудование и наглядные средства обучения:

  • презентация;
  • слоги-слияния;
  • картинки с изображением предметов с буквой Т.

Структура урока

1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент. Создание благоприятной рабочей обстановки.

– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

2. Представление ученических проектов (повторение изученного)

Рисунки детей с буквой П и картинками к ней. В качестве подписей к картинкам используют стихи на букву П.

3. Артикуляционная гимнастика.

Та– та –та – у нас дома чистота.
Ты –ты – ты – сметану съели всю коты.
Ти – ти – ти – съели кашу всю почти.
Тё – тё – тё – отложили мы шитьё.
То – то – то – стали мы играть в лото.

Игра “Слоговое лото”

Составьте слова из слогов: ка, ан, та, нит, тик, нат, ты, ток, на, ти, ки, ко, кА, кус, та, но, ни, ты, тон. (котик, Никита, Ната, Антон, нитки, канат, каток, кусты, кисти, ноты)

4. Выделение звуков и составление звуковых схем к словам – отгадкам.

а) Кланяется, кланяется,

Придёт домой – растянется. (Топор)

Составление схемы слова:

– Какой звук слышим в начале слова?
– Звук [т]
– Дайте его характеристику.
– Согласный, глухой, твёрдый.

б) Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Составление схемы слова:

– Какой звук мы слышим в начале слова?
– Звук [т’].
– Охарактеризуйте его.
– Согласный, глухой, мягкий.
– Эти звуки обозначаются в русском языке буквами Т и т.

5. Физминутка (зрительная).

На что похожа буква?

Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась. (Нарисуйте это)

– Придумайте свои примеры.

6. Каких животных вы знаете, которые начинаются на эти буквы?

Мы с вами живём в Тульском крае, который богат животным и растительным миром. Мы должны бережно относится к природе, оберегать её.

Отгадайте загадку о животном нашего края (презентация, слайд с буквой Т).

Каких рыб вы ещё знаете на эту букву? (тарань, треска, тунец, тилапия)

7. Работа по “Букварю” М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова – стр. 90.

– выделение этих звуков в словах КОТ и КОТИК;
– чтение слогов по слоговой таблице и слов с этой буквой;
– чтение хорошо читающими детьми текста;
– обучение правильному построению ответа на вопрос.

8. Физминутка (двигательная )

Для физминутки можно использовать Интернет – ресурсы (двигательные физминутки).

9. Работа со скороговорками:

Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Течёт речка, печёт печка.

10. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

– С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
– Какие звуки обозначает эта буква?
– Дайте характеристику этих звуков.
– Какое место занимает буква В на ленте букв?

11. Самооценка учащихся. (Дерево настроения)

– Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко;

если не очень – жёлтое яблочко;
плохо – зелёное яблочко.

 Спасибо всем за урок.  Урок окончен.

Источники:

  1. openclass.runode/185523
  2. http://www.maxioma-stroy.ru/tools/hand_tools/axes/145454/
  3. nvr000.narod.ru
  4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва, “Просвещение”, 1991г.
  5. Шульга М.М. Читай. Играй. Рисуй. Москва, фирма “ГАЛС”, 1995 г.
  6. Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Букварь. Мой первый учебник. Смоленск, “Ассоциация XXIвек”, 2011 г.
  7. Бетенькова Н.М., Фомин Д.С. Конкурс грамотеев. Москва, “Просвещение”, АО “Учебная литература”, 1995 г.