Краеведение – дело, значение которого
не может быть преувеличено. Мы должны знать нашу
землю всю до последнего атома…Все это
необходимо знать для того, чтобы понять и
почувствовать: земля – наша не только как то, на
чем мы, люди, живем, но и как то, из чего мы
созданы…
Краеведение – большое дело… это работа не
только указывает нам путь к обогащению страны, но
и, как всякая разумная работа, дает моральное
удовлетворение, способствующее быстрому росту
чувства нашего человеческого достоинства,
внушает нам веру в творческие силы нашего разума.
М. Горький
Предназначение презентации: использование на уроках обучения грамоте, для фронтальной работы с классом, на этапе актуализации знаний.
Образовательная система: “Гармония”.
Комментарии: Презентация “Азбука в загадках” включает 32 слайда. На втором слайде изображен алфавит в виде звёздочек с буквами. Нажав на букву, мы попадаем на страницу буквы. По щелчку мышки появляется загадка, отгадав которую, дети видят букву и изображение животного, обитающего в Тульской области. Если нажать на кнопку в углу слайда, то мы возвращаемся к алфавиту (слайд 2).
Я работаю по программе “Гармония” 3 года. Но и за этот небольшой период приобрела опыт работы – интересной, увлекательной, творческой. Особенной новизной отличаются уроки обучения грамоте. В букварный период веду работу по обучению чтению, письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. В процессе работы большая роль отводится формированию учебных действий. Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать звуко-буквенный анализ слов.
С помощью презентации “Азбука в загадках” открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках. Материал слайдов направлен на обогащение словарного запаса. Использование игровых приёмов на уроке, создание условий для лучшего запоминания изучаемого материала влияет на дальнейшее обучение учеников и их развитие. Повысить эффективность урока – это значит всемерно активизировать класс, широко применяя наглядность, технику, новые формы и приемы работы.
Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Используется наглядный материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций.
Используя презентации на уроках, дети не только знакомятся с новыми буквами, но и узнают много интересного о родном крае.
Задачи урока:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с буквами Т, т, которые обозначают звуки [т] [т’];
- учить выделять звуки из слов, давать им характеристику;
- учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;
- формировать умение следовать устным инструкциям;
- Развивающие:
- развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;
- развивать познавательный интерес учащихся;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок чтения.
Возраст учащихся: 1-й класс (6,5-7 лет).
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, игровая, репродуктивная.
Оборудование и наглядные средства обучения:
- презентация;
- слоги-слияния;
- картинки с изображением предметов с буквой Т.
Структура урока
1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент. Создание благоприятной рабочей обстановки.
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
2. Представление ученических проектов (повторение изученного)
Рисунки детей с буквой П и картинками к ней. В качестве подписей к картинкам используют стихи на букву П.
3. Артикуляционная гимнастика.
Та– та –та – у нас дома чистота.
Ты –ты – ты – сметану съели всю коты.
Ти – ти – ти – съели кашу всю почти.
Тё – тё – тё – отложили мы шитьё.
То – то – то – стали мы играть в лото.
Игра “Слоговое лото”
Составьте слова из слогов: ка, ан, та, нит, тик, нат, ты, ток, на, ти, ки, ко, кА, кус, та, но, ни, ты, тон. (котик, Никита, Ната, Антон, нитки, канат, каток, кусты, кисти, ноты)
4. Выделение звуков и составление звуковых схем к словам – отгадкам.
а) Кланяется, кланяется,
Придёт домой – растянется. (Топор)
Составление схемы слова:
– Какой звук слышим в начале слова?
– Звук [т]
– Дайте его характеристику.
– Согласный, глухой, твёрдый.
б) Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Составление схемы слова:
– Какой звук мы слышим в начале слова?
– Звук [т’].
– Охарактеризуйте его.
– Согласный, глухой, мягкий.
– Эти звуки обозначаются в русском языке буквами Т и т.
5. Физминутка (зрительная).
На что похожа буква?
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась. (Нарисуйте это)
– Придумайте свои примеры.
6. Каких животных вы знаете, которые начинаются на эти буквы?
Мы с вами живём в Тульском крае, который богат животным и растительным миром. Мы должны бережно относится к природе, оберегать её.
Отгадайте загадку о животном нашего края (презентация, слайд с буквой Т).
Каких рыб вы ещё знаете на эту букву? (тарань, треска, тунец, тилапия)
7. Работа по “Букварю” М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова – стр. 90.
– выделение этих звуков в словах КОТ и КОТИК;
– чтение слогов по слоговой таблице и слов с этой буквой;
– чтение хорошо читающими детьми текста;
– обучение правильному построению ответа на вопрос.
8. Физминутка (двигательная )
Для физминутки можно использовать Интернет – ресурсы (двигательные физминутки).
9. Работа со скороговорками:
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Течёт речка, печёт печка.
10. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
– С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
– Какие звуки обозначает эта буква?
– Дайте характеристику этих звуков.
– Какое место занимает буква В на ленте букв?
11. Самооценка учащихся. (Дерево настроения)
– Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко;
если не очень – жёлтое яблочко;
плохо – зелёное яблочко.
Спасибо всем за урок. Урок окончен.
Источники:
- openclass.ru›node/185523
- http://www.maxioma-stroy.ru/tools/hand_tools/axes/145454/
- nvr000.narod.ru
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва, “Просвещение”, 1991г.
- Шульга М.М. Читай. Играй. Рисуй. Москва, фирма “ГАЛС”, 1995 г.
- Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Букварь. Мой первый учебник. Смоленск, “Ассоциация XXIвек”, 2011 г.
- Бетенькова Н.М., Фомин Д.С. Конкурс грамотеев. Москва, “Просвещение”, АО “Учебная литература”, 1995 г.