Уровень образования: основное общее образование.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель).
Класс: 6 класс.
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о глаголе, закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока;
- развивать познавательный интерес, внимание, восприятие, память;
- воспитывать любовь к слову.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Учащихся в классе (аудитории): 18.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, ребята!
Готовность №1
– Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь от души.
Готовность № 2
– А сейчас прикройте глазки и мысленно скажите: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».
– Я желаю вам успеха.
– Садитесь, откройте тетради, запишите число, классная работа.
(класс делится на три группы).
II. Сообщение темы и целей урока.
– Записали? Ручки отложите. Обратим внимание на слайд 3. Давайте попробуем определить части речи, которые здесь указаны. Итак, …, называется прилагательным.
– … наречием.
– И последняя … глаголом.
– Это и будет темой сегодняшнего урока.
– Запишите в тетрадях «Повторение изученного по теме «Глагол»»
– Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить сведения по теме «Глагол».
– Кроме этого, мы покажем свои умения в правописании основных орфографических правил по теме урока.
III. Морфологические признаки глагола.
Они учили, я учил.
Я играл, они играли.
Как изменяется глагол,
Вы, конечно, угадали?
– Ребята, назовите, пожалуйста, изменяемые морфологические признаки глагола (наклонение, время, лицо, число, род) и неизменяемые (вид, спряжение, переходность).
IV. Слайд . «Наклонения глаголов». Цветные карточки
– У вас на партах лежат цветные карточки с напечатанными наклонениями глаголов:
- желтые карточки – изъявительное наклонение;
- зеленые карточки – повелительное;
- оранжевые – условное.
– Я называю вам глагол, а вы с помощью сигнальных карточек определяете его наклонение. Задание понятно?
– Итак,
Поймал (из.) | поймай (пов.) | наблюдает (из.) |
Победит (из.) | победил бы (усл.) | поймал бы (ус.) |
наблюдал бы (ус.) | победи (пов.) | наблюдай (пов.) |
– Молодцы! Справились с заданием. Не удалось мне вас запутать. (хоть у некоторых и были ошибки.)
V. Виды глаголов
Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм.
А в глазах природный ум.
Весь начищенный, степенный.
Вид мой самый совершенный.
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат…
Некрасивый откровенно…
Ах, мой вид несовершенный!
(Т. Рик)
– Ребята, о каких признаках глагола мы сейчас будем говорить? (о совершенном и несовершенном виде глагола).
– Верно. Скажите, пожалуйста, как определить вид глагола? (Вид глагола можно определить по вопросу. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?)
– Хорошо, ребята. Герои следующего задания запутались в видах глагола. Помогите им!
– Возьмите карточку №1. (СЛАЙД 5) Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. (Исправляем ручкой в карточках.)
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы её ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помогите им!
VI. Взаимопроверка. Ключ на слайде 6
– Завершили этот вид работы. Поменяйтесь карточками. Возьмите карандаш или цветную пасту. Если не правильно, зачеркивайте. Итак, проверяем.
Однажды Кот и Пёс решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и наконец отправились. Шли они, шли, как вдруг заметили, что заблудились. Сначала они испугались, но потом успокоились. «Надо сесть, съесть бутерброды, а там видно будет», — сказал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.
Примечание.
- Если нет ошибок – 5 баллов,
- 1 – 2 ошибки – 4 балла,
- 3 – 4 ошибки – 3 балла,
- 5 и более ошибок – 2 балла.
– Ставим баллы. Верните друг другу карточки.
VII. Слайд 7. Спряжение глаголов.
(второй столбик перед глазами.)
– Ребята, обратите внимание на слайд.
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
А ещё на ударение
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Ко второму спряженью
Отнесём , без сомненья,
Все глаголы на -ить,
Исключив брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е спрягать нельзя!
– Вспомним, ребята, правописание гласных в личных окончаниях глагола.
– Возьмите карточку №2 (СЛАЙД 8) «Гласные в личных окончаниях глагола».
(– Выпишите сначала глаголы 1 спряжения., затем – 2 спр).
– Задание будем выполнять по вариантам в тетради. 1 вариант (от окна) выписывает глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения.
Индивидуальное задание.
– К доске пойдут Богданов Гриша и Блеем Настя или (Миселева Лена и Тарута Марк). Вписать в клетки цепочки глаголы во 2-ом лице единственного числа (ты), в 1-м лице множественного числа (мы).
Сосны вершинами маш…т приветно.
Сумрак ночи к западу уход…т.
Роня…т лес багряный свой убор.
Разве…т ветер грозовые тучи.
Лес дыш…т прохладой.
А во ржи дорога стел…тся.
Не пен…тся море, не плещ…т волна.
Проход…т облака всё выше и нежней, и ветер суш…т сад и мягко в окна ве…т.
Вид…шь, как ветер гон…т волну, клон…т осину, тревож…т сосну.
Гасн..т вечер, даль сине…т.
VIII. Проверяем правильность записи на доске.
IX. Проверяем правильность записи в тетрадях. Слайд 9. Ключ
I спр. | II спр. |
машут | уходит |
роняет | дышит |
развеет | пенится |
стелется | проходят |
плещет | сушит |
веет | видишь |
гаснет | гонит |
синеет | клонит |
тревожит |
Примечание:
- если нет ошибок – 5 баллов,
- 1 – 2 ошибки – 4 балла,
- 3 – 4 ошибки – 3 балла,
- 5 и более ошибок – 2 балла.
Ставим себе баллы.
X. Слайд 10. «Согласен – не согласен».
– Поиграем в игру «Согласен – не согласен».
– Я утверждаю, намеренно кое-где допуская ошибку, что во всех глаголах пишется –ТЬСЯ. Если вы согласны, встаете, если нет, то сидите.
А) Отцветает тополь,
Белый пух кружится,
Покружившись вдоволь,
На виски садится.
В) Есть уголок среди травы густой,
Где можно искупаться и напиться.
Б) Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
XI. Слайд 11. «Замени словосочетание»
– Молодцы!
– Ребята, обратите внимание на слайд. Вам нужно заменить словосочетания глаголом с суффиксом –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-).
– Задание выполняется в карточке №3 . Итак, рядом с словосочетанием записывайте глагол с указанным суффиксом.
- Дал совет
- Проводил беседу
- Производил расчет
- Двигался в танце
- Подводил итог
XII. Слайд 12. Ключ
– Закончили работу. Поменяйтесь карточками. Возьмите карандаш или цветную пасту. Если не правильно, зачеркивайте. Итак, проверяем.
- Посоветовал
- Беседовал
- Рассчитывал
- Танцевал
- Подытоживал
Примечание:
- если нет ошибок – 5 баллов,
- 1 – 2 ошибки – 4 балла,
- 3 – 4 ошибки – 3 балла,
- 5 и более ошибок – 2 балла.
– Выставляем баллы. Карточки верните друг другу.
XIII. Физкультминутка
Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!
XIV. Индивидуальная работа. Слайд 13
– После небольшого отдыха приступим к более сложной исследовательской работе.
Возьмите карточку №4 . Найдите и выпишите все орфограммы по теме «Глагол». Объясните их написание.
- Он видит, как поле отец убирает, как в рыхлую землю бросает зерно.
- Смотришь – и дышишь, и слышишь дыханье своё.
- Короткий зимний день начинал смеркаться.
- Мальчик опаздывал на урок.
XV. Подведение итогов
– Ребята, я благодарна вам за активную работу на уроке. Вы молодцы! Много сумели сегодня сделать!
Посчитайте сколько ( баллов) вы заработали.
Оценка | Количество ошибок | Количество баллов |
«5» | Нет ошибок | 15 |
«4» | 1-2 ошибки | 12 |
«3» | 3-4 ошибки | 9 |
«2» | 5 и более ошибок | 6 |
Слово учителя. Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь домашним заданием
XVI. Задание на дом.
Карточки с заданиями разной трудности Приложение.