Орган зрения. Зрительный анализатор. 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25 МБ)


На уроке использованы следующие педагогические технологии:

  • проблемная технология;
  • технология групповой работы;
  • информационные технологии;
  • апробируется новейшая технология ТОГИС, для реализации которой учащимся дана задача и предоставлено право, для решения этой задачи, использование различных источников информации.

На уроке процесс обучения происходит в совместной деятельности, т. е. применен деятельностный подход в обучении. Главная идея использования этих технологий и подходов – «все обучают каждого, каждый обучает всех».

Идея сводится к следующим основным принципам:

  1. Постановка задачи: « Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?»
  2. Для решения этой задачи учащиеся формулируют цели урока.
  3. Для достижения целей, а в частности, для изучения строения органа зрения, проводится актуализация знаний, полученных в разделе «Животные» и на предыдущем уроке. Далее учащимся предложены различные источники информации для усвоения новых знаний (учебник, интернет ресурсы, книга для чтения по анатомии).
  4. При изучении функций частей глаза учащиеся работают в небольших группах, ученики отвечают за успехи каждого и учатся помогать друг другу. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. «Награду» команда получает одну на всех в виде общей отметки. Для этого необходимо выполнить общее задание. Найти соответствующую функцию каждой части глаза. Индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач иали неудач каждого ее члена. Это побуждает всех членов команды следить за успехами друг друга.
  5. Чтобы систематизировать знания и сделать выводы о том « Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?», учащимся предлагается просмотр фильма о химических процессах, протекающих на сетчатке глаза 6 слайд, что дает возможность при усвоении знаний обучающимся обеспечить положительную мотивацию учения. Использование интерактивного оборудования позволяет мобильно организовать учителю урок, рационально распределить время учебной и педагогической деятельности на уроке.
  6. Для обнаружения слепого пятна на сетчатке глаза учащимся предлагается практическая самостоятельная работа. Основная дидактическая цель этого задания заключается в повторении, обобщении и закреплении изученного в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных.
  7. Чтобы определить круг тех учеников, которым будет необходима поддержка учителя и тех, кому наверняка будут нужны дополнительные задания на продвинутом уровне, проводится закрепление изученного материала в решении кроссворда и подписи «немого» рисунка с применением интерактивного метода.

Все этапы урока, выделяясь как самостоятельные, подчинены решению поставленной задачи, вытекают один из другого, создавая единую логическую структуру.

На достижение целей урока направлены и используемые учителем методы. Среди них методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, практический, метод самостоятельной работы, работы под руководством учителя, методы контроля и самоконтроля.

Выбранные методы позволяют реализовать цели личностно-ориентированного обучения на данном уроке, а сама форма его проведения, в силу его нестандартности, учёта возрастных особенностей, придаст дополнительный интерес не только к овладению знаниями и умениями по теме, но и к изучению организма человека в целом.

Тип урока: урок новых знаний, учебный материал предполагает актуализацию знаний о зрительном анализаторе, полученных при изучении животных, получение новых знаний и закрепление знаний в выполнении заданий.

Цели урока:

  • Обучающие: организовать познавательную деятельность учащихся на уровне восприятия и первичного усвоения материала о зрительном анализаторе; создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению материала о строении глаза, выполняемых функциях, значении зрения;
  • Развивающие: умение наблюдать, анализировать, делать выводы, отработка навыков самостоятельной работы с учебными пособиями при изучении нового материала, приобретение навыков работы с презентацией.
  • Воспитывающие: воспитание ценностного отношения к людям, состоянию их психологического и физиологического здоровья.

Задачи:

  • изучить строение глазного яблока;
  • строение в целом зрительного анализатора;
  • изучить функции зрительного анализатора;
  • связать строение частей глаза с выполняемыми функциями.

К окончанию урока мои ученики будут знать:

  • строение глазного яблока и в целом зрительного анализатора;
  • функции частей глаза и зрительного анализатора;
  • смогут связать строение частей глаза с выполняемыми функциями.

Формы организации познавательной деятельности: (Фронтальная беседа, индивидуальная работа, практическая работа).

Методы обучения:

  • по источнику знаний (словесные, практические, наглядные);
  • по уровню познавательной активности (проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный);
  • по принципу расчленения или соединения знаний: (аналитический, синтетический).

Оборудование: Таблицы »Зрительный анализатор», интерактивная доска, презентация, инструктивные карточки, тетради, учебник, раздаточный материал для проведения опытов и наблюдений.

Ход урока

Вид деятельности (этапы) Инструкции
Формы работы
Цели Результаты
1. Организационный момент
Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. (2 слайд)
О каком органе идёт речь?
Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? (3 слайд)
Подготовка рабочего места к работе. Постановка проблемы. Способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы для решения общей проблемы  
2. Актуализация знаний
(4 слайд)
Орган зрения — важнейший из органов чувств, обеспечивающий человеку до 95% информации.
В чем уникальность зрения? При помощи зрения человек может опознать предмет, определить его место в пространстве, следить за перемещением.
Что такое анализатор?
Чем защищен орган зрения?
Фронтальная беседа Вспомнят и повторят строение органа зрения из раздела «Животные» Систематизация
и анализ знаний об органе зрения животных и человека.
3. Изучение нового материала
Что бы решить проблему: »Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?»
I. Необходимо изучить строение органа зрения человека. (5 слайд)
Орган зрения состоит из:
- белочной оболочки;
- сосудистой оболочки
;
- сетчатки
Белочная оболочка
в передней части переходит в прозрачную роговицу. Это самая сильная «линза».
Сосудистая оболочка черная, благодаря этому свет внутри глаза не рассеивается. В передней части сосудистая оболочка переходит в радужную, которая определяет цвет глаз. В середине радужной оболочки расположен зрачок, который пропускает количество света, необходимое для рассматривания предмета. За зрачком располагается хрусталик, напоминающий двояковыпуклую линзу, он фокусирует световые лучи на задней внутренней стенке глаза – сетчатке.
II. Работа по инструктивным карточкам ( в парах)
Задание:
В тетрадях заполнить таблицу, в которой необходимо связать строение частей глаза с выполняемыми функциями. Проверка с просмотром презентации. (6 слайд)
Принцип действия глаза напоминает фотоаппарат: (7 – 8 слайды)
Оптическая система Световоспринимающая часть
- сетчатка
- роговица
- радужка
- зрачок
- хрусталик
- стекловидное тело
Оптическая система фокусирует изображение и создает его на сетчатке
в уменьшенном и перевернутом виде.
Сетчатка (9 слайд)
Световоспринимающая часть — сетчатка. В ней расположены светочувствительные клетки — зрительные рецепторы, около 130 млн. палочек, обеспечивающих черно-белое видение и около 7 млн. колбочек, дающих информацию о цвете.
Сетчатка состоит из нескольких слоев клеток: (10 слайд просмотр фильма, для просмотра необходимо щелкнуть по гиперссылке в правом верхнем угле)
- наружный, прилегающий к сосудистой оболочке — слой пигментных клеток черного цвета. Этот слой поглощает свет, препятствуя его рассеиванию и отражению;
- три слоя клеток: биполярные, ганглиозные, затем их аксоны, объединяющихся в зрительный нерв;
- Затем идет слой, содержащий палочки и колбочки. (11 слайд)
Максимальное количество колбочек находится в сетчатке на оптической оси глаза, против зрачка, этот участок называется желтым пятном.
В том месте, где от глазного яблока отходит зрительный нерв, в сетчатке нет рецепторов — слепое пятно.
Максимальное количество палочек находится на периферии глаза.
Палочки содержат зрительный пигмент родопсин, для его разложение достаточно небольшого количества света.
В колбочках под действие света происходит разложение йодопсина, но для возбуждения колбочек нужно большее количество света. (12 слайд)
Световой поток проходит: (13–14 слайды)
- Роговица
- Радужка
- Зрачок
- Хрусталик
- Стекловидное тело
- Сетчатка
На сетчатке уменьшенное и перевернутое изображение.
Что происходит на сетчатке: (15 слайд)
Свет попадает на светочувствительные клетки;
Происходит фотохимическая реакция(распад родопсина);
Изменяется потенциал фоторецепторов;
Возникает возбуждение;
По зрительному нерву возбуждение идет к зрительному центру коры больших полушарий;
В коре происходит окончательный анализ возбуждения, различение изображения и формирование ощущения.
В результате: (16 слайд)

Видит мозг, а не глаз.
Зрение – это корковый процесс, он зависит от качества информации, поступившей от глаза.
Вот почему глаз смотрит, а мозг видит.
III. Практическая работа (17 слайд)
«Обнаружение слепого пятна на сетчатке». Инструктивная карточка.
Закройте левый глаз;
Смотрите на чёрную точку, расположенную слева на рис. 103, стр. 247;
Плавно приближайте к себе рисунок. Когда он будет на расстоянии 25 см от глаза, фигура средневекового рыцаря «потеряет голову».
Почему это происходит?
Сделайте вывод:
Что такое зрительный анализатор?
Индивидуальная работа с источниками информации, просмотр презентации, заполнение таблицы в тетрадях. Развитие аналитических умений. Развитие коммуникационных умений.
Отработка приемов целеполагания.
Наполнение учебной деятельности личностным смыслом.
Создание условия для самоопределения.
Отработка приемов поиска и анализа проблемы.
 Учащиеся будут знать строение органа зрения человека, смогут найти связь строения с выполняемыми функциями.
4. Закрепление.
1 задание «Разгадайте кроссворд» (18 слайд)
2 задание «Назовите части глаза, обозначенные зелеными точками (по рисунку на презентации 19 слайд)
Обзор литературы и интернет источников (20 слайд)
Работа с презентацией. Повторение строения, функций частей глаза
умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Учащиеся закрепят знания о строении органа зрения человека, смогут найти связь строения с выполняемыми функциями.
5. Домашнее задание.
Параграф 49, творческое задание.
Работа в тетрадях.
Творческое задание «Сохраним глаз – бесценный дар природы».
Создание условия для самоопределения.
Отработка приемов поиска и анализа проблемы.
Воспитание ценностного отношения к людям, органу зрения. А также состоянию их психологического и физиологического здоровья.