Тип урока: комбинированный.
Место в системе уроков: второй урок по данной теме; очередной урок в системе уроков по изучению действий с обыкновенными дробями.
Цель и задачи урока:
образовательные:
- отработка навыков сложения и вычитания смешанных чисел;
- совершенствование знаний и навыков сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
- диагностика понимания и усвоения темы.
развивающие:
- развивать навыки мышления, творческие способности учащихся, прививать навыки самоконтроля;
воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
- повышение культуры математической речи.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Преподавание ведётся по учебнику Математика, 6. Н Я. Виленкин и др. - М.: Мнемозина, 2006.
Ход урока
I этап.
Организационный момент. Мотивация и постановка цели урока.
На прошлом уроке я вам рассказала, как надо складывать и вычитать смешанные числа. Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Итак, (слайд 2).
Тема урока: "Сложение и вычитание смешанных чисел";
Цель урока:
- отработка навыков сложения и вычитания смешанных чисел;
- закрепление навыков сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
- проверка (диагностика) знаний и умений по данной теме.
Наш урок будет состоять из двух частей:
В 1-й части:
- проверим домашнее задание;
- проведём устную разминку;
- повторим правила;
- выполним несколько тренировочных упражнений;
Во 2-й части:
- напишем самостоятельную работу (15 мин.) с последующей самооценкой (контроль и самооценка);
- соберём тетради;
- подведём предварительные итоги; окончательные будут подведены на следующем уроке;
- информация о домашнем задании.
II этап.
Проверка домашнего задания.
Вопрос: Были ли затруднения с домашним заданием?
Если да - разбор конкретного номера; если нет - к доске вызывается один человек.
Решает № 418 (даётся сразу дополнительное задание).
Остальные номера проверяем устно (№ 408, № 414, № 415) с исправлениями в тетради.
Сверяем задачу у доски. По известным критериям учащиеся выставляют себе оценки за домашнюю работу.
III этап.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (слайд 3).
Спорили как-то двое дробей:
Кто из них больше, кто же сильней?
Сколько получится, если подружатся?
Спорили долго - ответ не нашли.
В класс к нам за помощью дроби пришли,
много вопросов для нас припасли.
Чтобы вопросы все те разрешить - надо нам свойства дробей повторить!
С этими словами переходим к устной разминке.
1. Сократить дроби.
Вопрос: - Что значит сократить дробь? (слайды 4,5)
2. Выделить целую часть из неправильной дроби.
Вопрос: - Какая дробь называется неправильной? (слайды 6,7)
- Как выделить целую часть из неправильной дроби?
3. Записать в виде неправильной дроби.
Вопрос: - Как записать смешанное число в виде неправильной дроби? (слайд 8,9)
4. Найти наименьший общий знаменатель.
Вопрос: - Как привести дроби к общему знаменателю? (слайд10.11)
IV этап.
Повторение и закрепление навыков (тренировочные упражнения)
Предлагается вспомнить правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Ученик проговаривает:
"Чтобы сложить или вычесть смешанные числа, надо:
- Привести их дробные части к общему знаменателю;
- Выполнить сложение или вычитание смешанных чисел" (слайд 12.13,14,15)
Вместе со мной по правилу выполняем примеры:
К доске вызываются 3 человека (№ 380 (а, в, д), решение уравнений).
Следующие два ученика - № 378(е) и задачу № 390.
На местах работают в парах
Работающие у доски получают дополнительные задания, после выполнения заданий комментируется качество выполнения и ставится оценка.
V этап.
Проверка понимания и уровня усвоения материала
Проводится диагностическая самостоятельная работа (примерно 15 мин.)
Самостоятельная работа 3.3
Сложение и вычитание смешанных чисел
Вариант 1
1. Выполните действия:
Самостоятельная работа 3.3
Сложение и вычитание смешанных чисел
Вариант 2
1.Выполните действия
Ответы учащиеся переписывают в специальную таблицу, которая раздаётся вместе с самостоятельной работой.
Задание Ответы а) б) в) г) д) е) Оценка: Фамилия, Имя:
Таблица с ответами остаётся у учеников для последующей проверки и самооценки работы.
VI этап.
Подведение предварительных итогов, сбор тетрадей.
Сбор тетрадей.
За 5 минут до конца урока предложить учащимся сверить полученные результаты, и поставить себе оценки за самостоятельную работу, а также оценить свои умения и навыки по данной теме (слайд 16,17).
Выполнено верно
заданий Оценка 3 "3" 4 "4" 5-6 "5"
После этого подводим итог урока.
VII этап.
Итог урока:
- Опрос оценок
- Повтор правил сложения и вычитания смешанных чисел и дробей с разными знаменателями.
- Совместный вывод о том, как прошёл урок, над чем ещё каждому надо поработать.
VIII этап.
Информация о домашнем задании и комментарии.
П.12
- №414 (б, д, з)
- №415 (б, д, з)
- №416 (а, б)
- №421
Заканчиваю урок словами:
Мы неплохо потрудились,
Вместе новому учились!
Прозвенит сейчас звонок -
Всем спасибо за урок (слайд 18).