Работа по формированию речевой деятельности учащихся начальных классов на лексическом уровне в рамках ФГОС второго поколения

Разделы: Начальная школа


 В концепции развития универсальных учебных действий для начального образования Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения одним из главенствующих факторов является “возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему…”

Именно поэтому в современном обществе, на мой взгляд, так важна проблема эффективной речи, правильного и убедительного слова. Задача современной школы: подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни; умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель реализуемых задач состоит не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в подготовке его к действиям и решениям проблемы в любых ситуациях.

Мне кажется, что приоритетными средствами этой подготовки служат культура речи и культура общения. Ведь необходимым условием формирования социально активной личности является полное овладение языком и речью.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

Одной из главных задач на современном этапе, в процессе обучения учащихся, считаю формирование и развитие речевой деятельности.

* * *

Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая – побеждать!
Еврипид.

Речь каждого конкретного человека – это отражение его общей культуры, поэтому она должна отвечать определенным требованиям.

  • Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
  • Ясность – это доступность ее для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
  • Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов).
  • Точность – значение слов и словосочетаний, употребленных в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
  • Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений воздействовать на адресата.
  • Богатство – определяется выбором языковых средств выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.

  1. Чтение.
  2. Аудирование.
  3. Устная речь.
  4. Письменная речь.

Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.

Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Именно потребность общения есть первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных, общепринятых знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дат образцы речи или создать речевую среду. Богатство и разнообразие собственной речи ребенка зависит от того, в какой речевой среде он воспитывается – это второе условие речевого развития. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Полнота и объем речи во многом зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.

Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребенком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, поскольку стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, “правильный”, от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.

Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети до школы в устной практике не употребляли. И здесь необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.

Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже устной. Она имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности жанров: описания, повествования, письма, заметки в газету, рассуждения.

Третья сфера работы школы по речевому развитию – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ей культуры.

Речь – достаточно широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся:

  1. Произносительный уровень.
  2. Лексический уровень.
  3. Грамматический уровень.
  4. Уровень текста.

Рассмотрим работу на втором уровне – лексическом. На мой взгляд, именно работа со словом служит фундаментом, который закладывается в активном словаре ребенка.

Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьником стоят две задачи:

1) Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, их экспрессивных окрасок.

2) Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст, как в прямом, так и в переносном значении.

Источниками обогащения словаря современного младшего школьника по степени влияния на речь детей являются:

  1. Речевая среда в семье, среди друзей.
  2. Речевая среда: книги, телевидение, интернет, компьютерные игры.
  3. Учебная работа в школе (учебная литература, речь учителя).
  4. Словари, справочники.

Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: можно сказать, что слово в тексте всегда “высвечивается” семантически и художественно.

Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:

а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям – толковому, синонимическому и другим, по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке-источнике;

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

Школьники любят различные словарные игры: кроссворды, ребусы, шарады (как решение, так и составление своих). Игровой характер могут принимать и поисковые задачи: например, исследование происхождения фамилий, имен, топонимов – названий населенных пунктов, рек, озер и так далее.

Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:

  • работа с синонимами;
  • работа с омонимами;
  • работа с антонимами и паронимами;
  • работа со словами иноязычного происхождении;
  • работа с устаревшими словами;
  • работа с многозначными словами;
  • работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность;
  • работа с новообразованными словами;
  • работа с фразеологизмами;
  • работа с тропами;
  • составление тематических групп слов.

Как правило, практически каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы учащихся:

1) Обнаружение слова в тексте
2) Семантизация – занесение в словарик и формирование соответствующего понятия.
3) Выполнение ряда упражнений со словами представленной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее.
4) Введение учащимися новых слов в текст, в свою речь (то есть, их активизация, употребление в коммуникативных целях).

В качестве примера можно взять такую работу на уроке русского языка, как введение в активный словарь нового словарного слова. Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся. На уроках, кроме выделения и запоминания орфограмм в таких словах, проводим работу по выявлению его значения, этимологии (ведь очень часто за такими словами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого; это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться), подбору синонимов, антонимов, правильному использованию в контексте.

Данную работу на уроке учащиеся проводят, ориентируясь на следующий выработанный алгоритм:

  1. Значение слова.
  2. Этимология.
  3. Написание с выделением орфограммы.
  4. Лексико-семантическая работа.
  5. Составление предложений, введение в контекст.

Из опыта работы: фрагменты уроков русского языка: “словарная работа с новым словом”. Разберем два слова: одно из них – иноязычного происхождения (“конверт”), другое – старославянское (“печаль”). Для лучшего запоминания можно дополнительно использовать наглядное изображение слова; текст, который не только помогает раскрыть смысл слова, но и правильно употреблять его в устной и письменной речи.

Итак, “конверт”:

1. Значение слова.
Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма.

2. Этимология.
Слово “couvert” пришло в начале XVII века из французского языка. Там оно звучало как “кувер” и произошло от “куврир” – “покрывать, закрывать”. Произошла ошибка: в русском тексте вместо буквы u случайно напечатали n, а конечную букву t, которую французы не читают, прочитали как звук “т”. Так из слова “кувер” образовалось слово “конверт”.

3. Напишите данное слово несколько раз, выделив орфограмму. (Перед первым словом всегда оставляем немного пространства для того, чтобы зеленым стержнем напечатать крупную букву (или несколько букв, в порядке следования их в слове), необходимую для запоминания).

4. Лексико-семантическая работа.
Подберите подходящие по смыслу признаки данного предмета: конверт (какой?) бумажный, почтовый, белый…

5. Составление предложений, введение в контекст.
Почтальон принес конверт с долгожданной поздравительной открыткой.

Текст – историческая справка.

Конверт был придуман англичанином Бревером, владельцем бумажного магазина. Продумав форму и размеры, он изготовил небольшую партию бумажных мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название “конверт”. Успех конвертов был столь велик, что автор вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям. Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней – нести по почте вести людям.

Словарная работа со словом “печаль”:

                  

1. Значение слова.
Данное слово имеет несколько значений – 1) чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи, (Печаль моя светла, печаль моя полна тобою – А.С. Пушкин) 2) забота (Что за печаль тебя тревожит?).
В современном языке чаще употребляется в первом значении.

2. Этимология.
Слово печаль произошло от старинного “печа” – “забота”, а оно, в свой черед, от древнего глагола “пекти” – “печь”. Буквально слово “печаль” означает “то, что жжет”. (Этимология этого слова помогает детям правильно написать непроверяемую безударную гласную “е” в первом слоге).

3. Напишите данное слово несколько раз, выделив орфограмму.

4. Лексико-семантическая работа.
Подберите и запишите к данному слову (по первому значению) слова-синонимы: печаль – грусть, тоска, …

5. Составление предложений, введение в контекст.
Печальному шутка на ум нейдет. (Пословица).

В данном случае в качестве текста можно использовать стихотворение Сергея Есенина “Звуки печали”.

Скучные песни, грустные звуки,
Дайте свободно вздохнуть.
Вы мне приносите тяжкие муки,
Больно терзаете грудь.

Дайте отрады, дайте покоя,
Дайте мне крепко заснуть.
Думы за думами смутного роя,
Вы мне разбили мой путь.

Смолкните, звуки – вестники горя,
Слезы уж льются из глаз.
Пусть успокоится горькая доля,
Звуки! Мне грустно от вас.

Звуки печали, скорбные звуки,
Долго ль меня вам томить?
Скоро ли кончатся тяжкие муки,
Скоро ль спокойно мне жить?

Подобная словарная работа в устной форме проводится и на уроках литературного чтения. Для экономии времени, сообщение по значению и этимологии слова, могут предварительно подготовить отдельные учащиеся.

Работу на лексическом уровне можно проводить и в игровой форме. Потраченные на игру несколько минут окупаются полученными знаниями. Ведь при произнесении учителем слов: “Давайте сыграем в…”, учащиеся концентрируют внимание на объекте игры, ребенок активно в нее включается, активизируется мыслительный процесс.

Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие. Например,

– Назови слова близкие (противоположные по смыслу).

– Среди данных слов найди лишнее: “кабан, медведь, волк, лиса” (различие слоговой структуры).
– Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.
– Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв (например, “гира – игра”).
– Объясни значение, поменяв в слове одну букву (например, “почка – бочка – точка”).
– Поставь ударение на другой слог. Как изменилось значение? (“замок, стрелки”) и др.

Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ понимания всего предложения. Если ребенок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы, поэтому моей задачей является – не только познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию.

При овладении и оперированием учащимися значимыми частями речи, можно выделить следующие проблемы:

1. Наблюдения над восприятием школьниками производных слов показывают, что все активные слова современной лексики не вызывают особых трудностей, если они взяты в контексте. Если же перед учащимися стоит задача: выбрать наиболее точное или яркое для данного конкретного высказывания производное слово, дети начинают испытывать значительные затруднения.

2 .Для школьников сложно употребление существительных со значением опредмеченного признака (например, “белизна”, “чтение”). Знакомство учащихся с теоретическими сведениями из области словообразования и состава слова переключают их внимание на структурное, формальное своеобразие слов, ослабляя имевшееся у них стихийное стремление за различием в форме слов видеть различие в значении.

3. Исследования словарного запаса дают возможность выявить наличие пустот в лексической микросистеме. Так установлено, что речь учащихся бедна отвлеченной лексикой (такой, как слова, обозначающие цвет, оценку, эмоциональную окраску) и образно-выразительной лексикой. Большую сложность для младших школьников составляет усвоение значений отвлеченных понятий. Чаще всего объяснение отвлеченных понятий дается детьми через функциональное его проявление. Например: трусость – бояться чего-то конкретного (в данном случае, более близкого для ребенка). При этом значение слова может определяться детьми через чисто внешнее, частное, несущественное проявление данного понятия, что связано с возникающими в их сознании побочными, лишь примыкающими к основному понятию ассоциациями. Отвлеченное понятие постепенно преломляется через жизненный опыт ребенка, его собственное восприятие мира.

Таким образом, из совокупности всех признаков, входящих в значение слова, выделяется один, который является для ребенка признаком-заместителем абстрактного понятия. Отсюда следует, что работа над значением отдельного слова должна быть связана с установлением полного набора признаков, составляющих это значение.

В данном случае, хороший эффект дает использование наглядной модели “солнышко ассоциаций”. В солнечном круге пишется исходное слово, к нему добавляются лучики-ассоциации, на которых написаны (или изображены) поясняющие понятия. Зрительная картинка позволяет ребенку более полно вообразить изучаемое слово.

Словарная работа органически связана со всеми видами работы по развитию связной речи и является лишь одним из аспектов многогранного целого.

Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. Так, принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень – единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов.

Уже на начальном этапе знакомства с морфемами, необходимо разъяснить учащимся различие понятий: словообразование и формообразование (т.к. дети часто делают ошибку, считая, что окончание является словообразовательной единицей). Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие – для образования форм слова.

Заданий, представленных по данной тематике, достаточно много в методической литературе. Подбор материала зависит лишь от поставленной цели. В качестве примеров словообразовательной работы учащихся на уроках можно представить некоторые упражнения:

Образуй от данных слов слова с суффиксами: винт, рыба, ночь, тетрадь.
Образуйте от существительных м.р. имена существительные ж.р.
Ткач – ......
Ученик – .......
Голубь – .......

Найдите “четвертое лишнее”:
1) жемчужинка, смородинка, рябинка, снежинка;
2) утренник, кофейник, этюдник, бумажник;
3) намордник, наколенник, накомарник, набалдашник.

Определите словообразовательное значение приставок:
а) доделать, дописать, доработать;
б) входить, вписать, внести;
в) неправда, непорядок, неуспех.

К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались записанные вами слова.

Барабан, табун; трактор, журнал; программа, артиллерия; учить, воспитать, смотреть; музыка, оркестр; фокус, гриб, весть

Работа с многозначными словами и омонимами.

С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания (Солнышко спать пошло). Впервые с многозначностью слов учещиеся встречаются в период обучения грамоте, читая тексты “Азбуки” ("Букваря"). Основой же работы над многозначностью является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2–3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях:
Идут часы – идут дети-– идет строительство.

3. Подобрать близкие по смыслу слова– (синонимы) к каждому значению данных слов: сырой картофель – ... сырая земля – ...

4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: сырой песок – ... , сырой картофель -...

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: например: Несет меня лиса за темные леса.

Теоретический материал по многозначности и омонимам в начальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.

Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся обороты разъясняются без анализа их типов и внутренней структуры.

Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опираются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, “образных” значениях. Поэтому объяснения фразеологизмов следует проводить не только путем замены соответствующими синонимами, но и способом развернутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Обычно работа с фразеологизмом завершается составлением с ним предложения.

В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и пословицы, “крылатые слова” – литературные цитаты. Необходимо уделять внимание использованию фразеологических единиц при составлении предложений, в пересказах прочитанных текстов.

Особенно большое значение в обогащении речи учащихся играют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, но и связывают их с нравственными

 проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.

Безусловно, работа на лексическом уровне должна быть тщательно продумана при подготовке к уроку, поскольку именно на данном этапе происходит решение таких задач, как:
– количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения;
– задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включение их в предложения и текст, как в прямом, так и в переносном значении.

Для правильного и эффективного выбора заданий, желательно предварительно провести ассоциативный эксперимент для выявления вербальных связей (какие связи преобладают у ребенка: синтагматические или парадигматические). В соответствии с результатами полученных данных эксперимента цель учителя: грамотно, с учетом индивидуальных особенностей, сформировать рекомендации и задания по организации речевой деятельности учащегося на лексическом уровне. Подбор материала можно осуществлять как для работы фронтально, так и индивидуально и в группах.

Разумеется, вся лексическая работа проводится в тесной взаимосвязи с работой на других уровнях: произносительном, грамматическом и уровнем текста.

В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.