Урок математики в 5-м классе по теме "Формулы"

Разделы: Математика


Единица содержания: применение известных формул в измененной ситуации

Цель:

  • Обучающий аспект:
    – повторить формулы пути, площади прямоугольника и квадрата, периметра прямоугольника и квадрата, правильно называть элементы формул;
    – уметь применять формулы для решения задач: осуществлять подстановку известных данных и находить оставшийся неизвестный параметр;
    – научиться составлять формулу по данным задачи;
    – уметь записывать полученную формулу на математическом языке и применять ее;
  • Развивающий аспект:
    – развивать грамотную математическую речь (читать формулы, грамотно называть элементы формул);
    – расширять словарный запас математических терминов новыми понятиями (сближения, скорость удаления, периметр шестиугольника);
    – развивать мышление:
    логическое мышление при преобразовании формулы (из формулы пути – формулу времени и формулу скорости; из формулы площади – формулу для нахождения стороны и т.д.);
    умение сравнивать и строить аналогии при самостоятельном решении задач на составление формул;
    – понимать важность математического языка, его универсальность, доступность для любого человека;
    – понимать значение математики для развития многих наук.
  • Воспитывающий аспект:
    – воспитывать у учащихся культуру интеллектуального математического труда во взаимодействии с окружающими, основанную на уважении к их мнению, принципах сотрудничества,
    – воспитывать интерес и любовь к универсальному математическому языку, логике рассуждений,
    – воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Этапы урока:
– подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
– применение знаний;
– подведение итогов урока и рефлексия;
– информация о домашнем задании.

Граница знания – незнания.

Знают Не знают
Формулы пути, площади и периметра.

Умеют решать задачи с числовыми данными по этим формулам.

Определение понятия формула.

Как составлять формулу по условию задачи.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска для маркеров, маркеры, меловая доска, магниты.

Необходимый учебный комплект: учебник “Математика-5” авторы Виленкин Н.Я. и др.

Раздаточный материал: текст задач; листы бумаги формата А3, клей, картинки для составления по ним формул, фломастеры; для каждого учащегося комплект листочков разного цвета с подписями для проведения рефлексии эмоционального состояния.

Ресурсы урока: презентация “Формулы” (Приложение 1), презентация “Простейшие формулы – пазл” (Приложение 2).

Ход урока

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности Время
1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний.
Метод: словесный (в форме диалога) – по источнику передачи и восприятия информации.
Форма работы: фронтальная.

2 мин.
Деятельность учителя

Постановка вопросов:

На какую тему была контрольная работа?

С помощью какого правила мы упрощали выражения?

Как одним словом можно назвать запись этого свойства?

Деятельность учащихся

Ответ на вопрос с применением знаний по теме “Упрощение выражений”.

Ответ: с помощью распределительного закона умножения

Ответ: Формула

2. Составление формул.

Задача: актуализация опорных знаний и умений.
Метод: репродуктивный, наглядный (в форме слайда) – по источнику. передачи и восприятия информации
Форма работы: фронтальная.

3 мин.
Деятельность учителя

Cлайд 1 (Приложение 1) – Актуализация с использованием зрительной опоры на экране: внимание на экран – вот наше древо знаний, на нем выросли вот такие “плоды”. Как вы думаете, какой продукт из них можно создать? Давайте попробуем что-то из них составить.

(на дереве прикреплены листочки с буквами из формул: S, v, t, a, b – Приложение  6)

Вопрос: Что же у нас получилось?

Вопрос: как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Запись темы на доске.

Деятельность учащихся

Учащиеся по желанию выходят к экрану, берут с него “плоды” с написанными буквами и с помощью магнитов составляют формулы пути, площади прямоугольника, периметра прямоугольника (знаки действий и недостающие коэффициенты вписывают мелом).

 

Ответ: формулы

Формулировка и запись темы урока “Формулы”

3. Постановка проблемных вопросов.

Задача: обеспечение мотивации.
Метод: продуктивный (самостоятельная формулировка вопросов) – по степени самостоятельности мышления.
Форма работы: фронтальная.

3 мин.
Деятельность учителя.

Задание: с помощью ключевых вопросных слов “Что?”, “Какие?”, “Зачем?”, “Где?”, “Как?” запишите один вопрос, который может у вас возникнуть в связи с этой темой.

Деятельность учащихся.

Записывают вопрос в тетрадь.

Проговаривают вслух вопросы.

4. Постановка целей.

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности.
Форма работы: фронтальная.

2 мин.
Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

(Ответы на вопросы, самостоятельные выводы, формулировки.)

 

Этап применения знаний.

1. Вывод определения понятия “формула”.

Задача: вывод определения понятия “формула”, акцентирование внимания на словах “математический язык” (подчеркнуть его универсальность).
Метод: словесный (в форме диалога) и наглядный – по источнику передачи и восприятия информации с использованием электронной презентации “Формулы” с теоретическим материалом.
Форма работы: фронтальная.

3 мин.
Деятельность учителя.

Вопрос: знакомы ли нам получившиеся формулы?

 

Что же такое формула?

Слайд 2 – вопросы – ответы:

– как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны?
– как найти периметр прямоугольника, если известны его стороны?
– как найти путь, если известны время и скорость?

Что общего в этих предложениях?

Как записать правила на математическом языке?

Что же такое формула?

Акцентирование внимания учащихся на словах “математический язык”, рассказ об универсальности этого языка и доступности для любого человека с любого континента.

Слайд 3 – формулы пути, площади, периметра

Как мы умеем работать с этими формулами?

Деятельность учащихся.

Ответ: формула пути, формула площади прямоугольника, формула периметра прямоугольника.

Варианты ответов.

Ответы:

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину умножить на ширину;
– чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить все его стороны;
– чтобы найти пройденный путь, надо скорость умножить на время

Это все правила

Ответ: С помощью формул

Вывод: формула – это правило, записанное на математическом языке!

 

Умеем по формуле находить путь, время. скорость, площадь и т.д.

2. Устный счет.

Задача: с помощью известных формул по данным величинам ответить на вопрос.
Метод: наглядный – по источнику передачи и восприятия информации с использованием электронной презентации “Простейшие задачи по формулам”, продуктивный – по степени самостоятельности мышления.
Форма работы: фронтальная.

5 мин.
Деятельность учителя

Организация устного счета в форме составления картинки с помощью презентации “Простейшие формулы – пазл” (Приложение 2)

 

Вопрос: что мы сейчас делали?

Вывод: делали, то, что умеем – переходили от общего, т.е. от формулы, – к частному, т.е. к конкретной задаче.

Чему же мы хотим научиться?

Деятельность учащихся

Один ученик помогает за компьютером, нажимает на выбранный ответ.

Устная работа по цепочке: зачитывают, что дано, отвечают на вопрос с проговариванием правила.

Ответ: решали задачи по известным формулам.

Ответ: поступать наоборот – от конкретной задачи переходить к формуле!

3. Решение задач.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Метод: словесный (объяснение) и наглядный (решение задачи для образца) – по источнику передачи и восприятия информации; репродуктивный (решение задач по образцу).
Форма работы: индивидуальная.

10мин.
Деятельность учителя

Решение задачи для образца, замена числовых данных буквами и получение формулы. (Приложение 3 – текст задач)

Акцентирование внимания на понятии скорости сближения и скорости удаления.

 

Итог этапа решения задач.

Деятельность учащихся

Решение задач в тетрадях с проверкой на доске.

Двое учащихся решают на обратной стороне крыльев доски, затем открывают свое решение и все вместе проверяют.

Вывод: можно по формуле решить задачу, а можно из решения конкретной задачи вывести общее правило в виде формулы, чтобы потом можно было решить целую серию задач.

4. Физкультминутка.

Задача: динамическая пауза, смена вида деятельности, переключение внимания.
Метод: репродуктивный, наглядный.
Форма работы: фронтальная.

1 мин.
Деятельность учителя

Демонстрация упражнений сопровождающаяся текстом на слайде (Приложение 1 Слайд 5)

Деятельность учащихся

Выполнений упражнений, смена видов деятельности, переключение внимания

5. Создание новых формул по картинкам.

Задача: организовать учебное взаимодействие в парах для создания моделей формул и их презентации.
Метод: продуктивный – по степени самостоятельности мышления.
Форма работы: парная.

8 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Зачитывание правил работы в паре

Организация работы в парах: на каждую парту раздать чистые листы А3, клей, фломастеры и картинки (Приложение 4 – картинки).

Задание: наклеить картинку, составить формулу, используя данные картинки, выбрать представителя, который у доски расскажет, какая формула получилась в их паре, и как они к этому пришли.

Задание тем, кто слушает: записать формулу, придумать (устно) конкретный числовой пример на эту формулу.

Итог: существуют ли еще формулы?

Где они используются?

Определение формулы – это запись правила на математическом языке.

Группа (соседи по парте) – наклеивают картинку, обсуждают, какая может получиться формула, записывают ее на листе. Один из группы демонстрирует получившийся вариант формулы и обосновывает свое решение.

 

 

 

 

Ответ: в разных науках

Вывод: без математического языка не может обойтись ни одна наука!

Показатели РРЭ: уровень качества овладения способами составления формул.

(Ответы на вопросы, самостоятельные выводы, формулировк.и)

Оценивание: на этапе “Устный счет” – по 1 баллу за правильный ответ (заносится в табличку для оценивания); на этапе “Решение задач” – по 1 баллу за решенную задачу (заносится в табличку для оценивания); на этапе “Создание формул по картинкам” – по 1 баллу каждому в паре за созданную формулу (заносится в табличку). Подводится итоговое количество баллов.

 

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе.

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своей работы по достижению цели урока (мотивации, способов деятельности, эмоционального состояния).
Метод: продуктивный.
Форма работы: фронтальная.
6 мин.
Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

(Ответы на вопросы, самостоятельные выводы, формулировки.)

Оценивание:

 
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация рефлексии.
Повторение целей урока.

Рефлексия по содержанию учебного материала – вернуться к вопросам по теме, которые ставили в начале урока.

Рефлексия собственной деятельности – закончить предложение: сегодня на уроке я делал (занимался, участвовал, научился)…

Рефлексия эмоционального состояния

Из комплекта разноцветных бумажек, на которых написано одно слово – характеристика эмоционального состоянии, выбрать оду и прикрепить к доске, чтобы получилась “Формула настроения = …”.

(Приложение 5 – карточки с названием характеристики для распечатывания на цветной бумаге)

Вопрос: какой знак поставим между всеми этими компонентами?

 

Каждый зачитывает свой вопрос и делает вывод: получен ли на него ответ.

Заканчивают предложение и говорят о том, что они освоили на уроке.

 

Определение личной комфортности на уроке.

Этап информации о домашнем задании

2 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Обеспечение понимания учениками цели и содержания д/з, проверка правильности записи.

1. Выбрать любые 2 формулы из тех, что были записаны по итогам выступлений, и составить текст задачи по ним.

2. Найти и записать одно, наиболее понравившееся, высказывание о математике.

2. № 701(а), 702(б)

Записывают домашнее задание в дневник, просматривают его в соответствии с комментариями учителя.
Показатели РРЭ: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания каждым учеником в соответствии с его уровнем развития.

Оценивание – по итогам оценочного листа подсчитать количество баллов у каждого учащегося и выставить отметку за урок.