Цель: Воспитывать у детей чувство бережного отношения к хлебу, доброту, любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к людям труда, а особенно к тяжелому мужскому труду хлебороба и женщине – хранительнице очага, о передаче по наследству от отца к сыну умения выращивать хлеб, любить свою Родину.
Оформление: Плакаты, созданные детьми, пословицы, поговорки, каравай из нового урожая хлеба, песня “Хлеб всему голова”, презентация к песне. ИКТ.
Ход: Классный час проходит в форме беседы, в которой используется материал, подготовленный дома самостоятельно и с помощью родителей.
1. Объявление темы.
2. Беседа
- Где впервые прозвучало слово хлеб?
Дети. Впервые слово хлеб появилось в Древней Греции. Там применялись для выпечки горшки специальной формы – “клибанос”. Оно созвучно с нашим словом “хлеб”.
- Кто впервые на земле заметил хлебный колосок?
Дети. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку.
И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия, так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
- Значит, раньше хлеб доставался человеку даром?
Дети. Хлеб никогда не доставался даром, ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: “Будете добывать хлеб в поте лица своего”. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол, вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.
- А как человек стал получать муку из зерен?
Дети. Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.
- Откуда на планете появились такие золотые поля пшеницы, ржи?
Дети. Когда первобытный человек посеял свою первую пшеницу и получил из нее хлеб, тогда он обрел и родину. Поле пшеницы, вспаханное с великим трудом, урожай, собираемый всей семьей и, сладость свежеиспеченного хлеба – все это дало человеку место, которое он, его дети и внуки чтили и любили. Здесь рос его хлеб, здесь рождался его кормилец. И эта была первая Родина человека.
- Какие обряды стали появляться с рождением хлеба?
Дети. С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых после возвращения из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.
Дети. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
(Дети делятся воспоминаниями своих бабушек и прабабушек.)
- Вот перед вами простое зернышко, а вот буханка хлеба. Какие картины можно нарисовать, когда простые зернышки превратятся в хлеб.
Дети.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.Вот об этом – то , как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут.
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
“Ох, пустите”, – шепчет тесто
Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
- Кто же они, эти люди? (Хлеборобы.)
Дети.
Почет и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, то Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
(Дети перечисляют профессии людей, которые участвовали в процессе рождения хлеба.)
Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, мельник, технолог, пекарь, приемщик, продавец…
- Стремится ли человек в наше время получать более богатые урожаи хлеба и зачем ему это необходимо?
(Дети рассказывают об ученом Вавилове Н.И. и ценности его коллекции зерен.)
- Приходилось ли по своей воле хлеборобам покидать поля хлебные?
- Какие причины могли их заставить это сделать?
- Кто снабжал солдат хлебом?
- Так значит, дети не голодали в войну?
Дети.
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
- Что вы знаете о цене хлеба в военное время?
Дети.
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Его просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Дети. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг “Мир народам, хлеб – голодным”. Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г. хлеба, рабочему – 200 г. и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы.
(Дети делятся воспоминаниями детей войны.)
Дети. Помню темный, вязкий маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех взрослых и на детей на весь день. И мама медленно режет кусочек на одинаковые кубики…, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, обессиленную, худенькую. Она часто отдавала нам, свой паек. Помню больную маму, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по пашне. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.
- Какое отношение к хлебу можно часто наблюдать в наше время?
Дети.
Нынче ж, когда у нас вдоволь его
Полки изделием хлебным завалены
Толи от сытости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы.
- Откуда этот хлеб пришел? Какое ваше отношение к этому?
(Показываю кусочки хлеба из столовой, которые оставили дети после завтрака и обеда.)
- Как народ выражал свое отношение к хлебу через пословицы?
(Дети читают пословицы, поговорки.)
- Работа с пословицами в группах.
(Ребята в своих группах делят пословицы по темам.)
Дети.
Чтобы в России люди могли
Жить в благоденствии долгие годы
Надо беречь хлеб-щедрость земли
Силу Руси, дар великой природы.
- Расскажите про эти волшебные зерна.
Дети. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
- Сколько хлеба съедает ваша семья в день?
- А наш класс?
Дети. Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек съедает в сутки 300–500 г. хлеба, при тяжелой работе все 700 г. детям. Подросткам нужно 150–400 г. хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Дети. Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница , рожь и ячмень. Для выпекания хлебобулочных изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
Дети. Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой диатеза, способствуют укреплению мышц.
Дети. Овес по содержанию белков и жиров, которые легко усваиваются организмом богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
- Можно ли вас считать знатоками в знаниях по хлебу?
Конкурс знатоков.
(По группам раздаются вопросы по истории рождения хлеба.)
Дети.
Что хлеб насущный – святые слова
Так говорили и деды и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова
Сила великая хлебушку дадена.
Дети. Хлеб – величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному.
Дети. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент Экзюпери
писал: “Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в
поте лица.
Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в
годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем”.
Дети.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери. Как нашей общей доле!”
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”
- Почему говорят: “Его Величество – Хлеб!; Хлеб – всему голова!”
- Исполнение песни “Хлеб – всему голова!” (Н.Кудрин – Б.Дворный)
Приложение 1. (Открывается авт., соответствует словам песни-рассказа.)
Дети. Дорогие гости просим Вас отведать этот каравай.
Пусть в Вашем доме всегда пахнет свежим душистым хлебом.