Цель: Укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка. Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей. Формирование привычки к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи: Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
Воспитательные задачи: Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе. Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей.
Оздоровительные задачи: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Ход занятия
Дети входят в украшенный по-осеннему зал. Здороваются с гостями.
М.Р.: Как здесь хорошо, красиво. Воздух чистый, свежий. Мне даже стихотворение прочитать захотелось: «Осень! Осень! Листопад!»..... А знаете что? Давайте мы его вместе прочитаем.
Речевая игра со звучащими жестами «Листопад»
Громко:
Осень! Осень! Листопад! – ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. – щелчки пальцами.
Тихо:
Листья рыжие шуршат – трут ладошкой о ладошку.
И летят, летят, летят! – качают руками.
Громко:
Дождь, дождь, дождь с утра – хлопки чередуются со шлепками по коленям.
Веселится детвора. – легкие прыжки на месте.
Тихо:
Дождик, нас не поливай, – грозят пальцем.
Лучше капельки считай. – стучат пальчиком левой руки по ладошке правой руки.
М.Р.: К нам сегодня должны прийти гости, Слышите?
Из домика под грустную музыку выходит Ох, опустив голову, всхлипывая, садится на пенек.
ОХ:
Вот и осень наступает,
Дождь холодный поливает,
Птички больше не поют,
Унеслось тепло на юг.
В луже ноги промочил
И сижу: «Апчхи! Апчхи!»
Мерзнут руки, грустно очень.
Кто придумал эту осень?
М.Р.: Ты кто? Как тебя зовут?
ОХ: Меня зовут ОХ. Здравствуйте, ребята!
М.Р.: Ребята, поздороваемся с Охом нашей волшебной песенкой.
Песенка-распевка: «Доброе утро»
ОХ: Я всего боюсь, всегда болею. Ничто меня не радует. Особенно эта осень – самое грустное время года. О-хо-хонюшки!!!
М.Р.: Ребята, неужели осень – грустное время года? Это правда? (нет) Надо спеть для Оха чудесную песенку. Может, сможем развеселить его?
Песня: «Кто сказал, что Осень грустная пора» О. Девочкиной.
(из-за двери слышится: «Ау, вы где?»)
ОХ: Ох, ох, ох, еще кто-то идет.
Из домика выбегает АХ под веселую музыку.
АХ:
Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!
Всем привет! А вот и я!
Я – веселый братец АХ! Я очень люблю смеяться, веселиться! У меня всегда отличное настроение, я никогда не унываю.
Ах! Какая красота! (осматривается кругом)
Блещет золотом листва!
В огороде – урожай. (показывает корзинку с овощами)
Все поспело – собирай! (раздает детям муляжи)
Инсценирование песни: «Урожайная», муз. А. Филиппенко
АХ: Ох, не печалься, лучше с ребятами осенние загадки отгадай!
-
Опустел фруктовый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь) -
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь) -
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь) -
Шел долговяз, в сыру землю увяз? (дождь)
АХ:
Ребята дождя не боятся.
Дружно под дождем веселятся.
Игра-эстафета «Галоши и зонтики»
Дети делятся на 2 команды, по очереди бегут вокруг макетов луж из голубого картона, надев галоши и взяв в руки зонтик.
ОХ: Хорошо вам веселиться – у вас дождик теплый. А если холодный пойдет? Да еще с ветром? Во что играть станете?
АХ: Когда на улице непогода, можно рассказывать добрые музыкальные сказки. Ребята, хотите помузицировать?
Осенняя сказка. (речевая игра с музыкальными инструментами)
Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию музыкального руководителя.
Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, Маракасы.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчик.
Раздается громкий стук: Деревянные палочки, кубики.
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло – Ксилофоны.
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов..
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! Металлофоны.
Капель звонкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – Все инструменты.
Осень яркая идет!
АХ: А теперь мы превратимся в маленькие ветерки и будем дуть на листочки, которые растут на нашей березке.
Дыхательное упражнение «Ветерок»
(на развитие длительного выдоха.)
В центре зала ставится макет березки с прикрепленными на ниточках легкими желтыми листочками. Дети подходят к дереву и дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, а выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами. Дети произносят на долгом выдохе
«У-у-у» то громко (сильный ветер), то тихо (слабый ветер)
ОХ: Грустно! Тоскливо смотреть, как природа осенью увядает. Вот и с березки все листочки облетели. (внизу у ствола березки лежат искусственные листья)
АХ: Ну и что! Зато с ними можно станцевать осенний вальс.
Творчество: «Вальс с листочками» (любой вальс)
(В это время Ох надеват шубу, шарф, две шапки, на ноги – тапочки, в руках – зонт.)
ОХ:
Холод, слякоть я боюсь!
В шарф и шубу завернусь!
Осенью еще и грипп.
Ох, ко мне б он не прилип!
Вот уже горячий лоб,
Все спасайтесь! Грипп идет!
АХ: Ох, почему ты так странно одет?
ОХ: Холодно, я замерз!
АХ: А почему в тапочках, а не в сапогах?
ОХ: Пока всю одежду на себя одевал – ноги вспотели!
АХ: А две шапки зачем одел?
ОХ: А вдруг снег пойдет – засыпет всего и уши отморозить можно.
АХ: Ребята, как надо одеваться на прогулку?
Дети: По погоде.
АХ: Чтоб простуды не бояться, надо...
1 реб.: Спортом заниматься!
2 реб.: По погоде одеваться!
3 реб.: И, конечно, закаляться!
АХ: В холодное время года очень полезно делать веселый массаж. Повторяйте за мной!
Массаж спины «Дождь»
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные движения.
Дождь! Дождь! Надо нам – хлопают ладонями по спине.
Расходиться по домам.
Гром! Гром, как из пушек. – поколачивают кулачками.
Нынче праздик у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! – постукивают пальчиками.
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже – поглаживают спину ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз.
АХ: Дождь покапал и прошел, вот и солнце светит.
(Из-за двери доносится «р-р-р», выходит Медведь (переодетый ребенок)
Медведь:
Кто шумит? Кто поет?
Кто поспать мне не дает?
ОХ:
Ох! Ребята, помогите!
От медведя нас спасите!
АХ:
Медвежонок, хватит спать,
Выходи с нами плясать.
Медведь: Превращу сейчас ребят в развеселых медвежат.
Будем весело играть,
песню дружно распевать.
Танец: «Медвежонок» [2]
ОХ: Мишка, а тебе нравится осень?
Медведь: Конечно! Ведь осенью так красиво!
АХ: Ребята, а чем вам нравится осень.? (ответы детей)
Давайте покажем, как мы умеем собирать грибы.
Игра со словом: «Меж еловых мягких лап»
ОХ: (грустно) А я никогда не собирал грибы и не знаю, какие съедобные, а какие нет.
АХ: Мы обязательно с тобой пойдем в лес и я покажу, какие грибы надо собирать.
И хватит уже капризничать и тоску нагонять.
Пойдем лучше с нами «Буги-вуги» танцевать!
ОХ: А это не больно? Это не страшно?
АХ: Конечно, нет, это очень, очень весело!.
Танец: «Буги-вуги» [1]
ОХ: Оказывается осенью очень весело! Я теперь тоже буду осень любить!
АХ: Вот и закончилось, ребята, наше осеннее путешествие. А что вам больше всего запомнилось и понравилось на нашей прогулке? (ответы детей).
ОХ: А я хотел бы вас попросить, чтобы вы нарисовали наше осеннее путешествие и мы устроим в нашей группе настоящую осеннюю выставку рисунков.
Ох и Ах прощаются с детьми и уходят. Второй воспитатель вместе с детьми прощается с гостями и тоже уходят из зала.
Список используемой литературы:
- Т.И. Суворова, «Танцевальная ритмика для детей», – Санкт-Петербург, изд. «Музыкальная палитра» 2005.
- Т.И. Буренина, «Ритмическая мозаика», – Санкт-Петербург, 2004.
- О.Н. Арсеневская, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, из. «Учитель», 2011.